Продолжаем рубрику «Зацепило». Она посвящена всему, что не оставляет равнодушным - интересным книгам, проектам, событиям, легендарным личностям. Стать автором может каждый. Присылайте свои идеи и материалы по адресу pressa@pskovlib.ru. Сегодня поговорим о самом необычном романе Агаты Кристи и его героях.
Недавно перечитывала роман «Смерть приходит в конце» (другое название – «Месть Нофрет») и в очередной раз убедилась в том, что для меня он – лучший в творчестве Агаты Кристи.
Роман этот стоит особняком в творчестве королевы детектива хотя бы потому, что это – единственное ее произведение, где действуют не современные писательнице европейцы, а древние египтяне эпохи Среднего царства. Толчком к его созданию послужила одна любопытная археологическая находка (второй муж Кристи был археологом, и благодаря ему у нее возник интерес к древнему миру).
В 1922 году экспедицией нью-йоркского музея «Метрополитен» в одной из египетских скальных гробниц были обнаружены письма времен XI династии (ориентировочно XXII-XX вв. до н. э.). Автором их был некто Хеканахт, жрец «ка». «Ка» – это важнейшая часть души (египтяне считали душу многосоставной), своеобразный «двойник» человека, его жизненная сущность, которая обитает в гробнице. Чтобы усопший покоился с миром, необходимы были определенные обряды и жертвоприношения. Жреца «ка», хранителя гробницы, по завещанию наделяли земельными владениями, а он, в свою очередь, был обязан достойно содержать гробницу завещателя и совершать все необходимые обряды.
У Хеканахта было пятеро сыновей. Старшие были женаты и со своими семьями продолжали жить в доме отца. Там же обитали и пожилая мать Хеканахта, и молодая вдова (предположительно его дочь), и бедная родственница по имени Хетепет.
Хеканахту приходилось много ездить по стране, потому что часть его владений находилась в разных областях Египта, и нужно было чутко держать руку на пульсе. Порой он отсутствовал по несколько месяцев подряд, и все заботы по управлению домом и хозяйством ложились на плечи Мерсу, старшего сына. Ему-то и были адресованы пространные письма.
«Что касается разлива на наших землях, это именно ты возделываешь их, и я спрошу с тебя. Работай усердней и будь осторожен. Береги урожай моего зерна! Береги все, что мне принадлежит, поскольку я за все с тебя взыщу. И если мою землю смоет, берегись!»
В своих письмах Хеканахт давал указания в мельчайших подробностях: каким зерном засевать каждое поле, кому именно сдавать в аренду землю… «Ты должен давать пищу моим людям, пока они делают работу. Займись этим! И удели внимание всей моей земле. Ройте землю носом в работе. Будь трудолюбив, ибо, помни, ты ешь мой хлеб. Это счастье, что я могу содержать тебя полностью». Хеканахт обеспокоенно предупреждал сына, что, если тот переплатит за что-то, отвечать за все (и возмещать ущерб!) придется ему, Мерсу. Да, положению старшего сына явно не позавидуешь: одни кнуты и ни одного пряника. Он нес ответственность за все, а за хорошую работу и богатый урожай Хеканахт не вознаградил бы его – в его глазах это было само собой разумеющимся.
На одном из писем печать была не тронута – его первыми читателями стали археологи. Папирус содержал очередной набор советов; видимо, Мерсу, у которого «ценные указания» уже в печенках сидели, с досадой отшвырнул послание непрочитанным и распорядился делами так, как счел нужным сам.
Другие домочадцы не сидели сложа руки: кляузничали друг на друга, передавали отцу семейства нелицеприятные отзывы о нем со стороны других членов семьи, доносили за спиной Мерсу о его действиях. Бедную родственницу Хетепет в семье не очень-то жаловали – в одном из писем Хеканахт раздражался: «Я уже говорил, не запрещай подруге Хетепет к ней приходить. Обращайся с ней хорошо, даже если ты ее и не выносишь». Один из братьев, Анубис, жаловался отцу, что Мерсу взял у него какие-то вещи, и Хеканахт написал последнему: «Верни Анубису все вещи, какие ты у него взял, а если пропало, заплати за это. И не заставляй меня писать об этом еще раз! Я уже писал тебе дважды!» Младший из сыновей, Снефру, был отцовским баловнем, и Хеканахт постоянно писал Мерсу, чтобы тот ни в чем не отказывал дорогому чаду. «Мне сообщили, что (Снефру) несчастен. Заботься о нем как можно лучше, передавай ему от (меня) приветы – тысячу раз, миллионы раз! Приглядывай за ним и, как только кончится сев, отправь его ко мне». Однако Снефру отказался от отцовского приглашения, и Хеканахт пишет: «И если Снефру хочет присматривать за быками, дай ему эту возможность. Он не желает работать в поле, не желает и приехать ко мне. Ну что ж, пусть занимается чем хочет, доставь ему такую радость».
Отдельная история – отношения семьи Хеканахта с его любимой наложницей. В письмах ничего не говорится о супруге жреца, а значит, он был вдовцом, и довольно продолжительное время, поскольку в письмах нет ни малейшего упоминания о недавнем трауре или расходах на погребение. Стареющий Хеканахт решил снова устроить свою личную жизнь и завел молодую наложницу. И, как говорилось в известном юмористическом рассказе, «все заверте…»
Все шишки падали все на того же бедолагу Мерсу. «Выгони немедленно служанку Сенен из моего дома», – приказывал Хеканахт, поскольку опальная служанка чем-то не угодила его наложнице. «Тот, кто столкнется как-либо с моей любимицей, – против меня, а я – против него. Известно, что с любимицей мужчины следует обращаться хорошо». На орехи перепало и сыновьям: «Для чего я содержу вас? И что вы имеете против моей любимицы? Что за вред может она причинить вам – вам, пяти юношам?» И неустанно твердил, что все сидят на его шее и едят его хлеб.
Не забудем, что папирус был недешевым удовольствием – его изготовление было делом трудозатратным. Обычной практикой было вторичное использование папируса: ставшие ненужными тексты удаляли и наносили новые. Но Хеканахт не жалел ценного писчего материала. Можно только догадываться, как он «выклевывал» мозг ближним, так сказать, очно.
Как вам такое, уважаемый читатель? Вот Агата Кристи, познакомившись с эпистолярным наследием древнеегипетской «веселой семейки», и решила: кровопролитие здесь неминуемо. Завязка животрепещущей истории, характеры основных действующих лиц сами пришли в руки, и не воспользоваться ими было бы просто грешно. Правда, Кристи изменила имена: Хеканахт стал Имхотепом (и сыновей у него стало трое, а не пятеро), его старший сын Мерсу – Яхмосом, бедная родственница Хетепет – Хенет.
Для меня в этом романе детективная интрига отступает на второй план. Кто убийца – помню отлично, и тем не менее перечитываю, каждый раз находя для себя что-то новое. В уста героев писательница вкладывает разные взгляды на жизнь, на добро и зло, на отношения мужчины и женщины, даже на судьбу родины, и каждый сможет найти близкого, созвучного себе персонажа. Конечно, леди Агата воспользовалась возможностью поделиться плодами «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», задрапировав их тонким древнеегипетским полотном, ожерельями и париками.
Вот несколько цитат из романа:
- «Быть может, и в человеке заложена способность к перерождению, и, если со временем он не становится добрее и мудрее, в нём растет злое начало»
- «К ней невозможно было испытывать благодарность – она так настаивала на собственных заслугах, что появившийся было в сердце отклик тотчас исчезал»
- «Такое часто бывает с глупыми людьми. Затевают они одно, а получается совсем другое»
- «Бывает зло, которое приходит в дом извне, оно нападает на виду у всех, но есть зло, которое зреет изнутри, и его никто не замечает. Оно растет медленно, день ото дня, пока не поразит все вокруг, и тогда гибели не избежать»
- «Ты нашла такое счастье, какое живёт у человека в его собственном сердце»
- «Опасно давать власть слишком рано, но не менее опасно давать ее слишком поздно»
…Молодая женщина по имени Ренисенб, овдовев, возвращается в дом своего отца Имхотепа, жреца «ка». Все по-прежнему, все так, как в ее детстве и юности… и все-таки что-то не так. Что-то неопределенное сгущается в воздухе.
А вскоре из поездки возвращается отец и привозит с собой юную – моложе дочери – наложницу Нофрет. Которая вьет из него веревки и в кратчайшее время настроила против себя всех домашних. Сгоряча Имхотеп пообещал вышвырнуть из дома старших сыновей с их семьями. Неудивительно, что вскоре после этого Нофрет находят мертвой. Она сорвалась со скалы, оступившись на узкой тропинке, – на версии несчастного случая сошлись все. Но эта смерть стала первой в целой веренице убийств…
И Ренисенб пытается понять: как жить, если самые близкие люди на поверку оказались не теми, кем она их всегда считала? Кто друг, а кто враг? Кто она сама? Как сделать правильный выбор? А может быть, она слишком много думает, и жить надо проще?
С кем связать всю оставшуюся жизнь: с красивым молодым человеком Камени, который поет любовные песни, разжигающие в крови огонь? Или с надежным Хори, знакомым с детства старшим товарищем, с которым можно и помолчать, и поговорить обо всем, не боясь быть непонятой?
В конечном счете, это книга об умении делать выбор. О том, как не предать себя в угоду чьим-то стереотипам или поддавшись эмоциям. Как перерасти прежнюю версию себя и найти счастье не во внешнем мире, а в своем сердце.
P. S. «– Ты замечала, что во всех гробницах всегда есть ложная дверь?
– Да, конечно, – Ренисенб не сводила с него глаз.
– Вот так и люди. Они создают о себе ложное представление, чтобы обмануть окружающих. Если человек сознает собственную слабость, неумелость и беспомощность, он прикрывается таким внушительным заслоном самонадеянности, хвастовства и мнимой твердости, что спустя время сам начинает верить в свои силы. Считает себя, а за ним и все считают его человеком значительным и волевым. Но как за поддельной дверью гробницы, за этим заслоном, Ренисенб, ничего нет... Поэтому только когда обстоятельства жизни вынуждают его, он обнаруживает свою истинную сущность».
Дарья Александровна Самохина,
ведущий библиограф справочно-библиографического отдела