Продолжаем рубрику «Зацепило». Она посвящена всему, что не оставляет равнодушным - интересным книгам, проектам, событиям, легендарным личностям. Стать автором может каждый. Присылайте свои идеи и материалы по адресу pressa@pskovlib.ru. Сегодня поговорим о самом необычном романе Агаты Кристи и его героях.

Недавно перечитывала роман «Смерть приходит в конце» (другое название – «Месть Нофрет») и в очередной раз убедилась в том, что для меня он – лучший в творчестве Агаты Кристи.

Роман этот стоит особняком в творчестве королевы детектива хотя бы потому, что это – единственное ее произведение, где действуют не современные писательнице европейцы, а древние египтяне эпохи Среднего царства. Толчком к его созданию послужила одна любопытная археологическая находка (второй муж Кристи был археологом, и благодаря ему у нее возник интерес к древнему миру).

кристи

В 1922 году экспедицией нью-йоркского музея «Метрополитен» в одной из египетских скальных гробниц были обнаружены письма времен XI династии (ориентировочно XXII-XX вв. до н. э.). Автором их был некто Хеканахт, жрец «ка». «Ка» – это важнейшая часть души (египтяне считали душу многосоставной), своеобразный «двойник» человека, его жизненная сущность, которая обитает в гробнице. Чтобы усопший покоился с миром, необходимы были определенные обряды и жертвоприношения. Жреца «ка», хранителя гробницы, по завещанию наделяли земельными владениями, а он, в свою очередь, был обязан достойно содержать гробницу завещателя и совершать все необходимые обряды.

У Хеканахта было пятеро сыновей. Старшие были женаты и со своими семьями продолжали жить в доме отца. Там же обитали и пожилая мать Хеканахта, и молодая вдова (предположительно его дочь), и бедная родственница по имени Хетепет.

Хеканахту приходилось много ездить по стране, потому что часть его владений находилась в разных областях Египта, и нужно было чутко держать руку на пульсе. Порой он отсутствовал по несколько месяцев подряд, и все заботы по управлению домом и хозяйством ложились на плечи Мерсу, старшего сына. Ему-то и были адресованы пространные письма.

«Что касается разлива на наших землях, это именно ты возделываешь их, и я спрошу с тебя. Работай усердней и будь осторожен. Береги урожай моего зерна! Береги все, что мне принадлежит, поскольку я за все с тебя взыщу. И если мою землю смоет, берегись!»

В своих письмах Хеканахт давал указания в мельчайших подробностях: каким зерном засевать каждое поле, кому именно сдавать в аренду землю… «Ты должен давать пищу моим людям, пока они делают работу. Займись этим! И удели внимание всей моей земле. Ройте землю носом в работе. Будь трудолюбив, ибо, помни, ты ешь мой хлеб. Это счастье, что я могу содержать тебя полностью». Хеканахт обеспокоенно предупреждал сына, что, если тот переплатит за что-то, отвечать за все (и возмещать ущерб!) придется ему, Мерсу. Да, положению старшего сына явно не позавидуешь: одни кнуты и ни одного пряника. Он нес ответственность за все, а за хорошую работу и богатый урожай Хеканахт не вознаградил бы его – в его глазах это было само собой разумеющимся.

На одном из писем печать была не тронута – его первыми читателями стали археологи. Папирус содержал очередной набор советов; видимо, Мерсу, у которого «ценные указания» уже в печенках сидели, с досадой отшвырнул послание непрочитанным и распорядился делами так, как счел нужным сам.

Другие домочадцы не сидели сложа руки: кляузничали друг на друга, передавали отцу семейства нелицеприятные отзывы о нем со стороны других членов семьи, доносили за спиной Мерсу о его действиях. Бедную родственницу Хетепет в семье не очень-то жаловали – в одном из писем Хеканахт раздражался: «Я уже говорил, не запрещай подруге Хетепет к ней приходить. Обращайся с ней хорошо, даже если ты ее и не выносишь». Один из братьев, Анубис, жаловался отцу, что Мерсу взял у него какие-то вещи, и Хеканахт написал последнему: «Верни Анубису все вещи, какие ты у него взял, а если пропало, заплати за это. И не заставляй меня писать об этом еще раз! Я уже писал тебе дважды!» Младший из сыновей, Снефру, был отцовским баловнем, и Хеканахт постоянно писал Мерсу, чтобы тот ни в чем не отказывал дорогому чаду. «Мне сообщили, что (Снефру) несчастен. Заботься о нем как можно лучше, передавай ему от (меня) приветы – тысячу раз, миллионы раз! Приглядывай за ним и, как только кончится сев, отправь его ко мне». Однако Снефру отказался от отцовского приглашения, и Хеканахт пишет: «И если Снефру хочет присматривать за быками, дай ему эту возможность. Он не желает работать в поле, не желает и приехать ко мне. Ну что ж, пусть занимается чем хочет, доставь ему такую радость».

Отдельная история – отношения семьи Хеканахта с его любимой наложницей. В письмах ничего не говорится о супруге жреца, а значит, он был вдовцом, и довольно продолжительное время, поскольку в письмах нет ни малейшего упоминания о недавнем трауре или расходах на погребение. Стареющий Хеканахт решил снова устроить свою личную жизнь и завел молодую наложницу. И, как говорилось в известном юмористическом рассказе, «все заверте…»

Все шишки падали все на того же бедолагу Мерсу. «Выгони немедленно служанку Сенен из моего дома», – приказывал Хеканахт, поскольку опальная служанка чем-то не угодила его наложнице. «Тот, кто столкнется как-либо с моей любимицей, – против меня, а я – против него. Известно, что с любимицей мужчины следует обращаться хорошо». На орехи перепало и сыновьям: «Для чего я содержу вас? И что вы имеете против моей любимицы? Что за вред может она причинить вам – вам, пяти юношам?» И неустанно твердил, что все сидят на его шее и едят его хлеб.

Не забудем, что папирус был недешевым удовольствием – его изготовление было делом трудозатратным. Обычной практикой было вторичное использование папируса: ставшие ненужными тексты удаляли и наносили новые. Но Хеканахт не жалел ценного писчего материала. Можно только догадываться, как он «выклевывал» мозг ближним, так сказать, очно.

Как вам такое, уважаемый читатель? Вот Агата Кристи, познакомившись с эпистолярным наследием древнеегипетской «веселой семейки», и решила: кровопролитие здесь неминуемо. Завязка животрепещущей истории, характеры основных действующих лиц сами пришли в руки, и не воспользоваться ими было бы просто грешно. Правда, Кристи изменила имена: Хеканахт стал Имхотепом (и сыновей у него стало трое, а не пятеро), его старший сын Мерсу – Яхмосом, бедная родственница Хетепет – Хенет.

sv 

Для меня в этом романе детективная интрига отступает на второй план. Кто убийца – помню отлично, и тем не менее перечитываю, каждый раз находя для себя что-то новое. В уста героев писательница вкладывает разные взгляды на жизнь, на добро и зло, на отношения мужчины и женщины, даже на судьбу родины, и каждый сможет найти близкого, созвучного себе персонажа. Конечно, леди Агата воспользовалась возможностью поделиться плодами «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», задрапировав их тонким древнеегипетским полотном, ожерельями и париками.

Вот несколько цитат из романа:

  • «Быть может, и в человеке заложена способность к перерождению, и, если со временем он не становится добрее и мудрее, в нём растет злое начало»
  • «К ней невозможно было испытывать благодарность – она так настаивала на собственных заслугах, что появившийся было в сердце отклик тотчас исчезал»
  • «Такое часто бывает с глупыми людьми. Затевают они одно, а получается совсем другое»
  • «Бывает зло, которое приходит в дом извне, оно нападает на виду у всех, но есть зло, которое зреет изнутри, и его никто не замечает. Оно растет медленно, день ото дня, пока не поразит все вокруг, и тогда гибели не избежать»
  • «Ты нашла такое счастье, какое живёт у человека в его собственном сердце»
  • «Опасно давать власть слишком рано, но не менее опасно давать ее слишком поздно»

…Молодая женщина по имени Ренисенб, овдовев, возвращается в дом своего отца Имхотепа, жреца «ка». Все по-прежнему, все так, как в ее детстве и юности… и все-таки что-то не так. Что-то неопределенное сгущается в воздухе.

А вскоре из поездки возвращается отец и привозит с собой юную – моложе дочери – наложницу Нофрет. Которая вьет из него веревки и в кратчайшее время настроила против себя всех домашних. Сгоряча Имхотеп пообещал вышвырнуть из дома старших сыновей с их семьями. Неудивительно, что вскоре после этого Нофрет находят мертвой. Она сорвалась со скалы, оступившись на узкой тропинке, – на версии несчастного случая сошлись все. Но эта смерть стала первой в целой веренице убийств…

И Ренисенб пытается понять: как жить, если самые близкие люди на поверку оказались не теми, кем она их всегда считала? Кто друг, а кто враг? Кто она сама? Как сделать правильный выбор? А может быть, она слишком много думает, и жить надо проще?

С кем связать всю оставшуюся жизнь: с красивым молодым человеком Камени, который поет любовные песни, разжигающие в крови огонь? Или с надежным Хори, знакомым с детства старшим товарищем, с которым можно и помолчать, и поговорить обо всем, не боясь быть непонятой?

В конечном счете, это книга об умении делать выбор. О том, как не предать себя в угоду чьим-то стереотипам или поддавшись эмоциям. Как перерасти прежнюю версию себя и найти счастье не во внешнем мире, а в своем сердце.

P. S. «– Ты замечала, что во всех гробницах всегда есть ложная дверь?

Да, конечно, – Ренисенб не сводила с него глаз.

Вот так и люди. Они создают о себе ложное представление, чтобы обмануть окружающих. Если человек сознает собственную слабость, неумелость и беспомощность, он прикрывается таким внушительным заслоном самонадеянности, хвастовства и мнимой твердости, что спустя время сам начинает верить в свои силы. Считает себя, а за ним и все считают его человеком значительным и волевым. Но как за поддельной дверью гробницы, за этим заслоном, Ренисенб, ничего нет... Поэтому только когда обстоятельства жизни вынуждают его, он обнаруживает свою истинную сущность».

Дарья Александровна Самохина,

ведущий библиограф справочно-библиографического отдела

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество