11 ноября отмечается день рождения классика русской литературы, публициста и философа Федора Достоевского.
В коллекцию Президентской библиотеки, посвящённую великому русскому писателю, «Ф. М. Достоевский (1821–1881). Мир Достоевского», вошли цифровые копии редких изданий: «Дневник писателя за 1877 г.», «Воспоминания А. Г. Достоевской», «Письма Достоевской А. Г. Никольскому Б. Вл.», а также исследования прошлого века, авторефераты современных диссертаций и видеоматериалы, например, лекция профессора Елены Акелькиной «Духовное рождение Ф. М. Достоевского в Сибири: книга судьбы „Записки из Мертвого дома“» (2014).
Фёдор Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве, во флигеле Мариинской больницы для бедных, главным врачом которой был его отец. В детстве мальчик очень много читал, литературные впечатления были для него важнее жизненных. По решению отца в 1838 году Фёдор поступает учиться в Инженерное училище в Петербурге. Через 4 года Достоевский был произведён в подпоручики и покинул Инженерный замок, где находилось училище.
О том, как его судьбой стала литература, можно прочесть в «Дневнике писателя за 1877 год» (1878): «Я жил в Петербурге, уже год как вышел в отставку из инженеров, сам не зная зачем… Был май месяц сорок пятого года. В начале зимы я начал вдруг „Бедных людей“, мою первую повесть, до тех пор ничего ещё не писавши. Кончив повесть, я не знал, как с ней быть и кому отдать. Литературных знакомств я не имел совершенно никаких, кроме разве Д. В. Григоровича… <…> Зайдя ко мне, он сказал: „принесите рукопись“, (сам он ещё не читал её): „Некрасов хочет к будущему году сборник издать, я ему покажу“. Я снёс… <…> Вдруг звонок, чрезвычайно меня удививший, и вот Григорович и Некрасов бросаются обнимать меня, в совершенном восторге… <…> Некрасов снёс рукопись Белинскому в тот же день».
Достоевский вошёл в литературный кружок Виссариона Белинского и прославился ещё до публикации „Бедных людей“. Известность позволила писателю значительно расширить круг знакомств. С 1847 года он начинает посещать устраиваемые Михаилом Петрашевским собрания – еженедельные «пятницы». В 1848 году Достоевский стал членом тайного общества радикально настроенных петрашевцев, возглавляемого революционером Николаем Спешневым. В апреле 1849 года писатель вместе с другими петрашевцами был арестован и отправлен в Петропавловскую крепость. Следствие длилось 8 месяцев, в ноябре он и остальные петрашевцы были приговорены к расстрелу. Император Николай I, заменив смертную казнь каторгой, потребовал инсценировать расстрел и объявить о помиловании в последний момент…
Достоевский отбывал 4 года каторги в омском остроге, затем служил рядовым в Семипалатинске. После амнистии и возвращения в Петербург современники были потрясены публикацией в 1861 году «уникального эпопейного произведения, очерковой повести» «Записки из Мёртвого дома». По словам Елены Акелькиной, «Это действительно книга судьбы».
«Достоевский прежде всех других заговорил о жизни, которая может биться под самыми душными формами, о человеческом достоинстве, которое сохраняется при самых невозможных условиях. <…> „…Неизбежна – тревога за человеческое существо, как бы далеко оно ни отстояло от нас, невозможно – презрение к человеку, где бы мы его ни встретили“», –отметил русский религиозный философ Василий Розанов в книге «Легенда о Великом Инквизиторе Ф. М. Достоевского» (1894).
«Поистине он любил свой русский народ, свойства котораго знал как никто и в его самых тяжёлых положениях, именно в тюрьмах и на каторге. Душевно он любил своё многострадальное Отечество, сам пострадавши очень много и страдая всю жизнь, не озлобился, но всех русских любил и всем русским служил своим талантом», – сказал юрист-международник барон Михаил Таубе в статье «Памятка о Ф. М. Достоевском» (1906).
Проникший в глубины души русского человека, в сущность духа русского народа, Достоевский верил в него и в его будущее. В издании «Задачи русского народа» (1891), составленном по «Дневнику писателя», приводятся его слова: «Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы». Объясняет эту глубокую веру критик и писатель Александр Закржевский в книге «Карамазовщина. Психологические параллели: Достоевский. Валерий Брюсов. В. В. Розанов. М. Арцыбашев» (1912): «Ибо Достоевский – это вся Россия, ея душа, ея скрытая и стихийная сущность».
Стремление и умение «найти человека в человеке», изобразить «все глубины души человеческой» было основой и сутью всеохватного, жанрово многообразного творчества Достоевского. «Мы привыкли, и это вполне справедливо, воспринимать его прежде всего, и в России, и в мире, как великого романиста. Действительно, в последние двадцать лет жизни Достоевский напишет свои знаменитые пять великих романов, „великое пятикнижие“. Но на протяжении всего его творчества 40-х годов и до 81-го года, года ухода Достоевского из жизни, наряду с романами он создаёт и эпическую малую прозу. Он создаёт повести, рассказы, очерки, очерковые циклы, и итоговую книгу философской прозы „Дневник писателя“», – сказала в своей лекции Елена Акелькина.
Вершинным творениям Достоевского присуще свойство, оставаясь «вечными», в какие-то поворотные исторические моменты вновь оказываться остро злободневными. Василий Розанов считал, что «…тревога и сомнения, разлитыя в его произведениях, есть наша тревога и сомнения, и таковыми останутся они для всякаго времени. В эпохи, когда жизнь катится особенно легко или когда ея трудность не сознаётся, этот писатель может быть даже совсем забыт и не читаем. Но всякий раз, когда в путях исторической жизни почувствуется что-нибудь неловкое, когда идущие по ним народы будут чем-либо потрясены или смущены, имя и образ писателя, так много думавшего об этих путях, пробудится с нисколько не утраченною силой».
Творчество Достоевского при этом не просто затрагивает души читателей. Справедлива мысль Александра Закржевского, который пишет: «Уже стал неоспоримою истиной тот факт, что Достоевский весь воплотился в современности, что он стал вдохновителем и отправной точкой почти для всех наших писателей, поэтов, философов, что современное религиозное сознание всё целиком вышло из Достоевского, что творчество нынешняго времени буквально живёт им, лишь видоизменяя и преображая его мысли, его откровенья, его бездонную и вечную глубину».
По материалам Президентской библиотеки