Отдел литературы по культуре и искусству приглашает читателей, работающих с детьми, ознакомиться с подготовленным аннотированным указателем, посвященным одной из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире - «Шульверк».
Школа Карла Орфа получила название Шульверк (от нем. «школа» и «работа», «творение», а методика — «Музыка для детей»). Основная идея заключается в том, что все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней приобщаться, раскрывать свой природный музыкальный потенциал.
Традиционное обучение игре на конкретном инструменте, по его мнению, сильно ограничивает ребенка, его страсть к импровизации. Детей, в противовес классическому подходу, нужно учить играть не на сложных инструментах, на освоение которых уйдут годы, а на простых.
Дети музыкальное дошкольное образование по Карлу Орфу воспринимают легко, потому что музыка через простые инструменты, незатейливые мелодии становится доступной. Дошкольное образование можно начинать уже с трех лет.
«Шульверк» создавался в середине ХХ века и вобрал в себя многие тенденции развития музыкальной культуры своего времени: стремление освободиться от самодовлеющего значения классической гармонии, поиск нового в хорошо забытом старом: фольклоре и музыке доклассического периода; интерес к тембровому колориту; приоритет ритмического начала; поиск утраченной культуры свободного импровизационного музицирования.
В каждой стране «Шульверк» обязательно должен быть существенно обогащен своим словесным и музыкальным народным достоянием, в частности детским фольклором. И смысл не в том, чтобы присочинить к моделям «Шульверка» что-то новое, а в том, чтобы найти это новое в своем народном богатстве и вдохнуть в него современную жизнь.
Идея «делания» и творчества.
«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» (Песталоцци), «мы познаем лишь постольку, поскольку сами делаем» (Новалис) – к этим двум оттенкам одной и той же мысли орфовцы часто возвращаются в своих высказываниях.
Орф отмечал, что «В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. «Шульверк» направлен на то, чтобы пробуждать к созиданию в области музыки. Но привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка.»
Собственное детское творчество - пусть самое простое, собственная детская мысль - пусть самая наивная, – вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей. Такова одна из общих идей, лежащая в основе «Шульверка».
Научить маленького ребенка чему-то можно лишь тогда, когда у него удается вызвать интерес и желание сделать то, что требует от него воспитатель. «Воспитание, понимаемое в самом широком смысле этого слова, должно в сущности быть основным стержнем, вокруг которого строится все развитие личности ребенка», - писал Л. С. Выготский.
В гостях у дедушки Корнея [Ноты] : театрализованные представления по мотивам произведений К. Чуковского : для детей дошкольного и младшего школьного возраста / авт.-сост. М. Погребинская. - Москва : Музыка, cop. 2019. -
В гостях у сказки [Ноты] : музыкально-литературные композиции по мотивам русских народных сказок : для детей младшего возраста. - Москва : Музыка, cop. 2003. - 42, [1] с.
Гогоберидзе, Александра Гививна. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии : учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050700 «Педагогика» / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. - 428,[2] c. : ил. - (Серия "Высшее образование"). - Библиогр.: с. 338-339 (24 назв.).
Каплунова, И. Ах, карнавал! [Ноты] : праздники в детском саду : пособие для руководителей детских дошкольных учреждений / И. Каплунова. - Санкт-Петербург : Композитор, 2006. - 46 с. - (Ладушки).
Каплунова, Ирина Михайловна. Игры, аттракционы, сюрпризы [Ноты] : пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений / Ирина Михайловна Каплунова, Ирина Новосокольцева. - Санкт-Петербург : Композитор. Санкт-Петербург, 1999. - 57 с. - (Ладушки).
Коренева, Т.Ф. Музыкально-ритмические движения [Ноты] : для детей дошкольного и младшего школьного возраста : в 2-х чч. Ч. 1 / Т. Ф. Коренева. - Москва : Владос, 2001. - 111 с. - (Библиотека музыкального руководителя и педагога музыки).
Леонтьева, Оксана Тимофеевна. Карл Орф / Оксана Тимофеевна Леонтьева. - Москва : Музыка, 1964. - 160 с., 5 л. ил. : нот. ил.
Львова, Наталья Павловна. Калейдоскоп : пособие педагогам по внеклассной работе, музыкальным работникам детских садов и родителям для гармонического развития детей / Наталья Павловна Львова. - Санкт-Петербург : Гуманистика, 2003. - 516 с., [6] л. цв. ил. : ил., нот. ; 30. - Библиогр.: с. 512.
Погребинская, М. Музыкальные скороговорки [Ноты] / М. Погребинская. – Санкт-Петербург : Композитор, 2007. - 80 с.
Ремизовская, Елена Романовна. Танцуйте, крошки! [Ноты] : сборник песен и танцев для дошкольников / Елена Романовна Ремизовская. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс ; Минск : Четыре четверти, 2014. - 125 с. - (Любимые мелодии). - Библиогр.: с. 122.
Свистунова, Екатерина Владимировна. Играем и развиваемся : комплексная психотерапия искусством детей дошкольного возраста / Екатерина Владимировна Свистунова, С. В. Шумилова, Е. В. Нестерова. - Москва : Форум, 2014. - 493 с. - Библиогр.: с. 473-489 (252 назв.).
Интересный материал можно найти в журналах :«Музыкальная палитра», «Музыкальная психология и психотерапия», «Читаем, учимся, играем»
Всех, кого заинтересовали наши издания ждем в отделе литературы по культуре и искусству.
Наталья Грищенко, заведующая отделом литературы по культуре и искусству