В 2022 году будет широко отмечаться 350-летие со дня рождения первого российского императора Петра I. Соответствующий указ подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин.
Президентская библиотека посвятила Петру Алексеевичу Романову, названному за его грандиозные свершения Великим, обширную подборку «Пётр I (1672–1725)», ставшую частью цифровой коллекции «Династия Романовых. Земский собор 1613 года». В подборку вошли исторические документы, деловая и личная переписка монарха, посвящённые ему исследования, библиография и многие другие материалы. Так, можно ознакомиться с изданиями «Бумаги императора Петра I», «Достопамятные сказания о жизни и делах Петра Великого: 1672–1725», «Пётр Великий, последний царь московский и первый император Всероссийский», «В Петербурге при Петре Великом» и иными раритетами.
Будущий император Петр Алексеевич родился 9 июня 1672 года. Историк и педагог Сергей Рождественский в своём труде «О Петре Великом» (1872) пишет: «Весело встретил жизнь царевич Пётр. Он был крепкого здоровья, красив собою; яркий румянец так и играл на щеках его; в десять лет он казался шестнадцатилетним… В мальчике между тем с ранних пор начала обнаруживаться также необыкновенная живость и острота ума».
У кого же будущий великий император учился строить корабли и управлять страной?
В Московском государстве во второй половине XVII столетия европейское образование только входило моду. У старших братьев и сестры Петра – Федора, Софьи и Ивана – наставником был Симеон Полоцкий, один из образованнейших людей того времени. Самого же Петра учили по старинке – по церковным книгам. «Для обучения грамоте приставили к нему, по тогдашнему обыкновению, дьяка Зотова, человека раболепного…» – писал историк Василий Золотов в исследовании «История Петра Великого» (1872).
Публицист Борис Глинский в издании «Царские дети и их наставники» (1912) отмечает: «К чести Зотова надо отметить, что он не ограничил своего учительства такими несложными предметами, как простая грамотность и учение священных книг наизусть». Зотов составлял для царевича «училища» – тетради с историями из жизни царей – и поручал иллюстрировать их самым искусным художникам.
Со смертью отца, царя Алексея Михайловича, и вступлением на престол старшего брата Фёдора при дворе возвысился род Милославских, родственников первой жены усопшего государя. Царевич Пётр и его мать Наталья Кирилловна, урожденная Нарышкина, оказались в опале, о чём рассказывает профессор Александр Брикнер в книге «История Петра Великого» (1882).
Они вынуждены были отправиться в село Преображенское под Москвой. «При грустном положении его матери одно только служило развлечением – игры со своими сверстниками, которых собрал ему еще отец его для потехи. За это они и назывались потешными», – пишет историк Владимир Сорокин в «Рассказах о Петре Великом» (1872). Со временем эти игры превратились в настоящие учения, а бывшие «потешные» войска стали верными Петру гвардейскими полками – Преображенским и Семеновским.
Юный Пётр любил бывать в Немецкой слободе – месте поселения выходцев из европейских стран. Однажды, заинтересовавшись устройством и работой привезённой из-за границы астролябии, Пётр обратился за разъяснениями к голландскому предпринимателю Францу Тиммерману, который стал его учителем по геометрии, арифметике, артиллерии и фортификации. «Но каково, – писал Василий Золотов – было наставнику с таким учеником, который, по свидетельству современников, не умел ходить, а только бегал. Этим лучше всего выражается пылкость его души и ничем неудовлетворимое стремление к приобретению знаний». Однако, по свидетельству Бориса Глинского, Пётр «без труда скоро достиг до многосложной теории астролябии, затвердил все иностранные термины фортификации, вычислил размеры орудий и определил, при каких условиях, в каком расстоянии может пасть на данную точку бомба».
Однажды в Измайлово, в амбаре, Пётр обнаружил старый английский бот. Мысль, что лодка может ходить против ветра, привела царя в восторг. Этого оказалось достаточно, чтобы он начал строить флот. К пятнадцати годам Пётр владел четырнадцатью ремеслами.
В 1696 году он наконец становится полноправным правителем.
Конечно, своим образованием юный царь был обязан не только учителям и наставникам, но и собственной тяге к знаниям и любознательности. Об этом свидетельствуют многие издания, входящие в подборку Президентской библиотеки «Пётр I (1672–1725)».