Региональный центр по работе с редкими и ценными документами приглашает перевернуть страницы произведений Жорж Санд. 1 июля ей (а под мужским псевдонимом писала Аврора Дюпен) исполняется 220 лет со дня рождения.
На выставке, посвященной 220-летию писательницы, можно увидеть уникальные прижизненные издания ее произведений на русском и французском языках.
С творческой плодовитостью Жорж Санд может сравниться только француз Александр Дюма и испанская писательница Корен Тельядо. Ее первый самостоятельный роман «Индиана» увидел свет в 1832 году, и далее каждый год она писала по одной книге. Это по 20 страниц в день, без выходных и праздников.
Самые известные книги Жорж Санд - «Валентина», «Лелия», «Андре», «Симон», «Жак», «Консуэло», «Графиня Рудольштадт». Всего она написала более сотни романов и повестей, огромное количество публицистических статей, составила многотомную автобиографию и сочинила 18 драм. Все они стали ярким примером нового жанра — романтического психологического романа.
Первый роман Жорж Санд в России был напечатан в 1833 году и с этого времени почти все ее произведения мгновенно переводились на русский язык.
Жорж Санд оказала огромное влияние на целое поколение русских писателей, включая Достоевского, который преклонялся перед ней и Тургенева, ставшего одним из близких друзей писательницы. Жорж Санд восхищались Николай Некрасов, Виссарион Белинский, Николай Чернышевский, Александр Герцен.
К середине 1840-х годов уже около десятка сюжетов и героев, введенных в литературу Жорж Санд, стали моделью поведения для значительной части российской интеллигенции (особенно молодежи). Историк отечественной культуры констатировал: «Жорж Занд сильно повлияла на изменение русской любви. В ее произведениях любовь возведена в идеал самого лучшего из человеческих чувств, и уважение к женщине освящено каким-то фанатическим культом» [1].
«А. Ф. Писемский в своем романе «Люди сороковых годов» (1869) ввел специальную главу «Жорж-зандизм», в которой запечатлел эту важную примету российской общественно-культурной жизни середины XIX века — очень пристрастное, личностное обсуждение романных коллизий Жорж Санд» [2]. В то время ее романы читал каждый, кто умел читать.
- Я оплакиваю умершую. Приветствую бессмертную!, - сказал Виктор Гюго в своей речи, зачитанной на похоронах Жорж Санд…
Выставка будет работать до конца июля.
Ждем вас по адресу – Псков, ул. Профсоюзная, 2, 3 этаж, каб. 305.
Регина Денисова,
заведующая Региональным центром по работе с редкими и ценными документами
(3 этаж, 305 каб., тел. для справок:72-08-01)
Использованы материалы:
1. Шашков С. С. История русской женщины. - СПб., 1879. - С. 270,
2. Кафанова О.Б. И. А. Гончаров и Жорж Санд: творческий диалог// Русская литература и фольклор: фундаментальная электронная библиотека.