8 июля в России отмечается праздник, посвящённый семейным ценностям - День семьи, любви и верности. Региональный центр Президентской библиотека представляет масштабную электронную коллекцию «Семья и традиционные семейные ценности в России как основа российской государственности».
В нее входят официальные документы, архивные и изобразительные материалы, периодические издания, монографии и авторефераты диссертаций, представляющие историю развития института семьи в России со времён Древней Руси до настоящего времени. Значительное внимание уделено государственной политике по сохранению и укреплению семейных ценностей в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации.
Межрелигиозный совет России приурочил День семьи, любви и верности к 8 июля, дню, когда православные христиане почитают святых благоверных князя Петра и княгиню Февронию Муромских.
Петр и Феврония правили в Муроме в XIII веке, а затем вместе приняли монашеский постриг. Они молились о том, чтобы умереть в один день, и хотели быть похоронены вместе. Молитва их была услышана. Супруги скончались 25 июня (8 июля по новому стилю) 1228 года. Однако воля усопших не была исполнена, Петра и Февронию похоронили в разных местах. Два раза случалось необъяснимое, и тела невероятным образом оказывались вместе. После этого священнослужители захоронили супругов вместе возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Православная церковь канонизировала Петра и Февронию в 1541 году. И с того времени православные при обращении к этим святым молят о благополучии в семье и просят благословения на свадьбу.
Ученых всегда занимал вопрос о том, когда и откуда пошла семья. «Первичной формой семьи считается «патриархальная» - та форма, в которой отец является главой семьи и происхождение ведется от него. В соответствии с этим взглядом семья вообще была первой формой единения людей, из которой лишь впоследствии развились остальные», ‑ пишет известный немецкий экономист, историк и публицист Карл Каутский в своей масштабной исследовательской работе «Возникновение брака и семьи» (1895).
Со временем формируется и развивается общество, государство, появляются первые законы и правила, касающиеся брака и семейных отношений. Русский публицист и журналист Яков Абрамов в книге «Брак и семья» (1900) объясняет, какими должны быть личные отношения супругов согласно гражданскому закону, при этом «муж обязан любить свою жену, как собственное своё тело, извинять ея недостатки и облегчать ея немощи. Он обязан доставлять жене пропитание и содержание по состоянию и возможности своей… Жена обязана повиноваться мужу своему, как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании».
Одним из фундаментальных принципов традиционного семейного законодательства являлось признание государством власти родителей над детьми. Причем, в отличие от законодательства других европейских стран начала XX века, где власть родителей была ограничена возрастом достижения совершеннолетия, российское законодательство считало родительскую власть не ограниченной временем — даже после смерти родителей дети были обязаны «почитать память родительскую».
В книге В.В.Розанова «Семейный вопрос в России» проблемы семейной жизни и пола впервые в русской публицистике стали предметом глубокого и всестороннего исследования. Публикация первого издания повлекла за собой активную общественную дискуссию. В центре внимания писателя такие темы, как «Дети и родители», «Мужья и жены», «Развод и понятие незаконнорожденности», «Холостой быт и проституция», «Законодательная помощь семье» и некоторые другие.
Автор критикует убеждение, согласно которому человек обязательно надоедает и приедается со временем, так что невозможно всю жизнь состоять в счастливом браке с одним человеком: «Почему же старые бриллианты, картины и статуи, долженствовавшие бы «приесться глазу», не продают, не «спускают за бесценок, чтобы обменять на новенькое», а болезненно хранят и в старости любуются ими больше, чем в молодости. «Перемен» в библиотеках и коллекциях не любят. Так то — вещи: какова же привычка — к человеку! И когда его хотят сменить — значит и с самого начала «прилепления» («два в плоть едину») не было, а было простая лежалостъ рядом, механика соседства без тайны взаимоврастания.»
После революции взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины резко изменились. В 1926 году Емельян Ярославский в своём докладе «Мораль и быт пролетариата в переходный период» выдвинул тезис о том, что на место классовой пролетарской морали должна прийти общечеловеческая нравственность. Автор подчёркивает, что нарождается семья нового типа, где два товарища совместно участвуют в социалистическом накоплении нравственных ценностей и являются ячейкой общества, на которой держится государство, прежде всего в демографическом плане.
Сегодня политика государства направлена на сохранение, укрепление и продвижение традиционных семейных ценностей. А историки, социологи и демографы, исследующие современное состояние общества, отмечают наметившуюся тенденцию к возвращению россиян к базовым семейным ценностям, носителями которых были и остаются святые Пётр и Феврония, положившие начало Дню семьи, любви и верности.
Анна Жиляева,
Ведущий специалист регионального центра Президентской библиотеки
(2 этаж, 204 кабинет, тел: 72-83-98)
По материалам Президентской библиотеки