Пока мы знаем только фамилию автора – Уманская. Зато женщина, изображенная на картине, хорошо известна тем, кто любит и знает свой город.
Увидеть ее портрет можно в отделе литературы и искусству (3 этаж, 302 кабинет) в рамках проекта «Выставка одной картины».
С удовольствием называем имя героини – Наталья Сергеевна Рахманина. Ее без всякого преувеличения можно назвать человеком-легендой. Архитектор, художник, прекрасная дама «золотого века» псковской архитектуры, супруга знаменитого псковского реставратора Всеволода Смирнова. Вместе со своим мужем она была подвижницей, стоявшей у истоков возрождения древнего Пскова.
Портрет Натальи Рахманиной размером 40х30 см был написан с натуры на хуторе Всеволода Смирнова летом 2005 года.
- Впервые я увидела его в Малах, в доме Всеволода Петровича Смирнова, где побывала по приглашению художника Александра Федорова, - рассказывает заведующая отелом литературы по культуре и искусству библиотеки имени Курбатова Наталья Грищенко. – И сразу решила, что этот портрет должны видеть наши читатели. Он чудесный, теплый, как будто говорящий. И о таких людях, как Наталья Сергеевна Рахманина, мы все должны знать и помнить.
В тихой живописной деревеньке Малы Наталья Сергеевна проводила каждое лето. А вот комната, где висел ее портрет - на стене, у окошка
Это окошко , в которое любила смотреть Наталья Сергеевна.
В гостях у Смирнова в Малах неоднократно бывали Белла Ахмадулина, Юрий Нагибин, который описывает эти мальские встречи в своём «Дневнике», Савва Ямщиков, Петр Оссовский, Василий Звонцов. В том доме несколько месяцев жил и работал отец Зинон - всемирно известный иконописец, а также Валентин Яковлевич Курбатов, имя которого носит наша библиотека.
Вот, что рассказывает о Наталье Сергеевне ее коллега, председатель Псковского регионального отделения ВООПИиК Ирина Голубева:
Спаситель памятников Пскова
Наталья Сергеевна Рахманина родилась 5 июля 1932 года в городе Ленинграде, в семье служащих. Успешно училась в школе. Во время Великой Отечественной войны, в апреле 1942 года, была эвакуирована с матерью в Ярославль; отец остался в блокадном городе. Окончание войны встретила в Москве, после войны возвратились в Ленинград. Школу закончила с золотой медалью и в 1952 году поступила на архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института
В 1956 году она окончила институт и по приглашению Всеволода Петровича Смирнова, с которым была знакома со студенческих лет, приехала в Псков, "так как всегда любила старую архитектуру, восхищалась ею и рисовала". В Пскове началась их семейная жизнь, родился сын Дмитрий.
Наталья Сергеевна работала архитектором в Псковской специальной научно-реставрационной и производственной мастерской, начала заниматься исследованием и реставрацией церкви Успения Богородицы в селе Мелетово (середина XV века). После рождения сына Наталья Сергеевна некоторое время работала в Облпроекте, а реставрацию церкви в селе Мелетово продолжили Михаил Иванович Семенов и Всеволод Петрович Смирнов.
В Пскове у Натальи Сергеевны и Всеволода Петровича сложился круг друзей – в основном творческих профессий: архитекторов, художников, актёров. Дружеские отношения складывались с преподавателями педагогического института, с ленинградскими археологами, с московской творческой элитой. Отдельных слов заслуживают дружеские отношения Натальи Сергеевны с семьёй Семёна Степановича Гейченко, легендарного директора Пушкинского заповедника. Рахманина и Смирнов участвовали в восстановлении утраченных усадеб Тригорское и Петровское в 1960-1970-е годы.
В 1968 году Н. С. Рахманиной был разработан первый проект зон охраны памятников истории и культуры города Пскова, который стал основой всех последующих проектов и документов по градостроительной защите исторического центра города Пскова. Проект широко обсуждался в Пскове и в Москве, в Министерстве культуры, так как стал одной из первых подобных разработок. Только через 10 лет (в 1978 году) в РСФСР появился закон об охране памятников, и ещё позднее – методики сохранения среды исторических городов.
В Пскове, в начале 1970-х годов, Наталья Сергеевна исследовала церковь Сергия с Залужья XVI века, где ею был найден "клад" средневековых церковных грамот и документов, замурованный в каменную кладку (передан в древлехранилище Псковского музея). В те же годы Наталья Сергеевна начала исследование собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310 год). Совместно с бригадой московских реставраторов живописи она копировала фрески собора для разработки методов комплексного сохранения архитектуры и монументальной росписи. Помимо этого, тогда же по проекту Н. С. Рахманиной восстановлена часть крепостной стены Окольного города у Летнего сада. Наталья Сергеевна принимала непосредственное участие в спасении часовни Анастасии с фресками по эскизам Н. К. Рериха, разработала проект реставрации часовни и несколько вариантов её сохранения на первоначальном месте, но у нового моста. Они остались не осуществлёнными.
Н. С. Рахманина, работая в должности начальника проектной группы, принимала, так или иначе, участие практически во всех реставрационных работах, которые проводились в те годы в Пскове и области. Это был, по словам Саввы Ямщикова, "золотой век" псковской реставрации.
Еще больше о Наталье Сергеевне читайте на сайте электронной библиотеки «Псковиана» здесь >>>>
В 2012 году в нашей библиотеке Наталья Сергеевна презентовала книгу о своем супруге «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец».
Но сказать о Наталье Рахманиной и ни слова не упомянуть о художнице, написавшей ее портрет, было бы не справедливо. Не спеша ставить точку в этой истории, мы начали собственное расследование и сделали необходимые запросы. Какие тайны скрываются за фамилией Уманская? Кем была эта художница? Что ее связывало с Малами, Натальей Сергеевной и ее супругом? Как создавался портрет? Все разузнаем и обязательно вам расскажем.
Наталья Грищенко,
заведующая отделом литературы по культуре и искусству