В фонде отдела литературы по культуре и искусству библиотеки имени Курбатова появилась долгожданная новинка - второй том воспоминаний заслуженного артиста России Николая Цискаридзе «Мой Театр». Наша постоянная читательница, член клуба «Серебряный ангел» Елена Казандаева делится впечатлениями о книге и ее авторе.
- Читать я люблю с детства, - рассказала Елена. - А в зрелом возрасте эта любовь прекрасно совместилась со свободным временем на пенсии и, благодаря библиотеке, с ее огромными книжными возможностями. Библиотека имени Курбатова стала для меня (и многих других псковичей) центром притяжения. Особенно интересно и комфортно в отделе литературы по культуре и искусству.
Книга российского артиста балета Николая Цискаридзе «Мой театр» захватила Елену с первых страниц. Прежде всего живым стилем, юмором и тонкими ностальгическими нотками, понятными всем, кто родом из СССР. Особенно интересно автор рассказал о своем детстве и жизни в Грузии, бывшей тогда частью большого Советского союза. Перед глазами читателя проходят годы с 1985 по 2003 годы.
Николай рассказывает о своей семье и школьных приключениях, об укладе жизни в Тбилиси и Москве, об учебе в хореографическом училище, о распаде страны и выходе Грузии из состава СССР. Автор вспоминает, как его пригласили в Большой театр, каким непростым было начало его карьеры, как приходилось преодолевать себя и действовать вопреки обстоятельствам и многочисленным препятствиям.
На фоне водоворота исторических событий возникает образ уходящего Великого Театра конца ХХ века и показаны портреты известных всему миру людей, с которыми довелось общаться автору. Речь идет о Пестове, Григоровиче и Пети, Семёнове и Улановой, Максимовой и Васильеве, принцессе Диане и Шеварднадзе, Живанши и Вествуд, Барышникове и Волочковой, Швыдком и Филине. Важно, что автор не ставит клеймо «хороший», «плохой» - это решает сам читатель.
- Невольно вспоминается, как то или иное событие в нашей стране отразилось и на моей жизни, - делится впечатлениями Елена Казандаева. – Интересна книга и с искусствоведческой точки зрения. С удовольствием прочитала о балетных постановках, театральных традициях, костюмах, мысленно прогулялась по Большому театру.
Эпиграфом к книге выбраны слова Альберта Эйнштейна: «Сколько обо мне написано - тонны наглой лжи и всяких небылиц, -что я давно- давно бы сгинул, если бы обращал на это внимание. Нужно утешаться тем, что у времени есть сито, сквозь которое львиная доля пустяков утекает в море забвения»
Говоря о книге Цискаридзе, Елена призналась, что ждет продолжения. И будто в воду глядела: на днях в фонд отдела литературы по культуре и искусству поступил второй том. Автор подробно останавливается на периоде с 2003 по 2013 годы. В это время он вернулся на сцену после травмы, едва не стоившей ему жизни и столкнулся с необходимостью вновь доказывать свое право на звание премьера Большого театра.
Николай Цискаридзе:
- Вспоминая последние годы своей службы в Большом театре, я думал — откуда у меня брались силы, чтобы все это выдержать? Как я не сошел с ума, как остался жив? Ведь я не пил антидепрессанты, не употреблял алкоголь, не пользовался услугами психолога... Честно говоря, не знаю. Возможно, спасла закалка, полученная в детстве от мамы, жесткие уроки П. А. Пестова и высший «театральный пилотаж», секреты которого открыла мне М. Т. Семенова. Возможно, я был спасен духовно и физически еще и потому, что бесконечно любил мой Театр. Потому что шел в него не работать — служить. Не ради заграничных поездок, квартиры или каких-то материальных выгод. Их там искали многие. Я шел туда танцевать, только ради творчества, - одна из ярких цитат Цискаридзе, дающая представление о содержании мемуаров.
Книга написана в соавторстве с Ириной Павловной Дешковой. Её деятельность в рамках благотворительного фонда «Новое рождение искусства» по изучению, сохранению и популяризации балетного искусства - огромнейший пласт интересных исследований.
- Книгу безумно увлекательно читать, - отмечают те, кому уже посчастливилось это сделать. - Автобиография бывшего премьера Большого театра написаны в восхитительном стиле. Это и детали быта разных лет, разных городов, разных эпох фактически, и будни тех, кто решил посвятить себя балету, кто добровольно идет на эту «каторгу в цветах» - учеба репетиции, подготовки к спектаклям, и «портреты коллег и заклятых друзей в атмосфере»... Отличное, очень «увлекательное чтиво получилось, смело читайте, даже если вы не являетесь поклонником балета как такового»
Интересного и полезного прочтения!
Всех, кто ждал выход второго тома, приглашаем в отдел литературы по культуре и искусству.
Наталья Грищенко,
Заведующая отделом литературы по культуре и искусству