У представителей этой скромной, но древней профессии свой профессиональный праздник появился только в 1991 г., когда Международная федерация переводчиков провозгласила 30 сентября Международным днем переводчика.
Современный читатель не всегда задумывается над тем, что произведения великих зарубежных мастеров художественной литературы становятся доступными и понятными благодаря труду талантливых писателей-переводчиков.
«Хороший переводчик заслуживает почета в нашей литературной среде, потому что он не ремесленник, не копиист, но художник. Он не фотографирует подлинник, как обычно считалось тогда, но воссоздает его творчески. Текст подлинника служит ему материалом для сложного и часто вдохновенного творчества. Переводчик – раньше всего талант» - утверждал Корней Иванович Чуковский.
Корней Чуковский оставил свой след в литературе не только как автор сказок для детей, но и как переводчик Оскара Уайльда, Марка Твена, Редьярда Киплинга, О.Генри, Уолта Уитмена и др. Его книга «Высокое искусство» сделала автора одним из главных авторитетов в области художественного перевода и посвящена художественному переводу, анализу таких проблем, как словарные ошибки переводчика, бедность его словаря, его синтаксис и слух.
Чуковский, К. И. Высокое искусство : принципы художественного перевода / Корней Чуковский. - Москва : Азбука : Авалонъ, 2011. - 442, [1] с. ; 18 см. - (Азбука-классика). - ISBN 978-5-389-01401-5 (Азбука-Аттикус). - ISBN 978-5-903605-67-5 (Авалонъ).
В этой книге Чуковский ярко, доходчиво и увлекательно рассказывает о том, как просто «убить» книгу переводом; разбирает самые распространенные ошибки переводчиков; излагает основные принципы художественного перевода. Принципы, которые обязательно надо усвоить: это не клетка, сковывающая природный дар переводчика, а скелет, без которого он не сможет нормально идти к цели.
«Это было в тридцатых годах. В Академии наук издавали юбилейную книгу о Горьком. Один из членов ученой редакции позвонил мне по телефону и спросил, не знаю ли я английского писателя Орчарда.
– Орчарда?
– Да. Черри Орчарда.
Я засмеялся прямо в телефон и объяснил, что Черри Орчард не английский писатель, а «Вишневый сад» Антона Чехова, ибо «черри» – по-английски вишня, а «орчард» – по-английски сад. Мне заявили, что я ошибаюсь, и прислали ворох московских газет за 25 сентября 1932 года, где приведена телеграмма Бернарда Шоу к Горькому. В этой телеграмме, насколько я мог догадаться, Бернард Шоу хвалит горьковские пьесы за то, что в них нет таких безвольных и вялых героев, какие выведены в чеховском «Вишневом саде», а сотрудник ТАСС, переводя впопыхах, сделал из заглавия чеховской пьесы мифического гражданина Британской империи, буржуазного писателя мистера Черри Орчарда, которому и выразил свое порицание за то, что его персонажи не похожи на горьковских. В переводческой практике подобные превращения – дело обычное».
Написанные много лет назад критические заметки о переводе не потеряли своего значения и особенно востребованы сегодня, когда сильно увеличилось количество переводимых книг, но не улучшилось качество переводов. Книга будет интересна и полезна не только начинающим или опытным переводчикам, но и широкому кругу читателей, которые знакомятся с иностранной литературой по русским переводам.
Познакомится с книгой вы можете в отделе абонемента (1 этаж, кабинет 103).
Светлана Галактионова, заведующая отделом абонемента (тел: 72-84-03)