В феврале 2012 в отдел абонемента Псковской областной универсальной научной библиотеки поступили новые книги по литературоведению.
В феврале 2012 в отдел абонемента Псковской областной универсальной научной библиотеки поступили новые книги по литературоведению:
Иннокентий Анненский глазами современников. / К 300-летию Царского села: сборник. – СПб.: ООО «Издательство «Росток». – 2011. - 640 с.
Данный сборник вышел в серии «Неизвестный XX век» и включает в себя свод основных мемуарных и литературно-критических свидетельств современников об одной из ключевых фигур Серебряного века, выдающемся поэте, критике, переводчике, педагоге Иннокентии Федоровиче Анненском (1855-1909).
Его творческая судьба сродни судьбе Тютчева, гениальность которого была осознана только после его смерти. «Как тень прошел и тени не оставил…» - пишет о нем в своем стихотворении Анна Ахматова. И действительно, долгое время Анненского упоминали лишь в обзорных статьях и главах учебников как одного из символистов второго ряда. Собранные материалы позволят читателю впервые в полном объеме представить масштаб его творческой личности, ощутить атмосферу его жизни, оценить оригинальность и новизну его художественной системы, глубину его критических эссе и переводов.
Авторами, чьи статьи включены в данный сборник, можно украсить любую книгу воспоминаний. Назовем только некоторых: В.Я. Брюсов, А.А. Блок, В.И. Иванов, М.А. Волошин, К.И. Чуковский, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова и др.
Шубникова-Гусева Н.И. Сергей Есенин и Галина Бениславская. – СПб.: ООО «Издательство «Росток». – 2008. – 480 с.
Книга вышла в серии «Неизвестный XX век» и знакомит с неизвестными страницами биографии Сергея Есенина и Галины Бениславской (1897-1926), гражданской жены, друга, секретаря и доверенного лица поэта. Женщина-загадка, страстная и романтичная, скрытная и молчаливая, она пять лет любила Есенина и сыграла важную роль в его жизни и творчестве.
В основе книги – неизвестный ранее архив есенинских материалов, которые Бениславская перед смертью завещала своей ближайшей подруге Анне Назаровой. Многочисленные письма, воспоминания и документы Есенина и близких ему лиц и знакомых, публикуемые здесь впервые, глубоко личные и достоверные, интересны для самого широкого круга читателей. Издание подготовлено к 110-летию со дня рождения Галины Бениславской.
Вайман Наум, Рувин Матвей. Шатры страха: разговоры о Мандельштаме. – Москва. – АГРАФ. – 2011. – 640 с.
Книга посвящена анализу творчества великого русского поэта Осипа Мандельштама. Книга носит откровенно полемический, даже провокативный характер и предполагает активный диалог с читателем. На обложке этой книги значатся имена двух авторов: Наума Ваймана и Матвея Рувина. Первое - это реальное имя человека, второе - псевдоним. Но за псевдонимом опять-таки скрывается абсолютно реальный человек, письма которого составили большую часть "Шатров страха". Дело в том, что авторы изначально не ориентировались на жанр академического литературоведческого исследования - это была просто переписка двух друзей. Но затем у Наума Ваймана возникла идея составить из этого реального живого диалога книгу.
Наум Вайман - известный поэт, писатель, переводчик, израильтянин с 1978 года. Автор "Ханаанских хроник", книги дневниковой по своему жанру, которая была номинирована на "Букера". Живет в Тель-Авиве. Его соавтор - человек, скрывающийся под псевдонимом Матвей Рувин - филолог и философ. Живет в Москве. У них совершенно разные подходы и к тому, что они обсуждают, и к явлениям культуры вообще. По словам Ваймана, один из соавторов так определил персонажей книги: один, уехав, так и не уехал, а другой, оставшись, так и не остался. И вот эта коллизия - еврейской и русской национальной идентификации - стала в книге "Шатры страха" основной.
Русский футуризм: стихи, статьи, воспоминания. / сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков. – Санкт-Петербург. – Полиграф. – 2009. – 832 с.
В настоящем издании представлены теория и практика основных футуристических групп в России, воспоминания самих футуристов и их современников, критические отклики. В отличие от западного футуризма, футуризм русский мало известен. Однако, это одно из художественных течений, вызвавшее наиболее широкий общественный резонанс, поскольку футуристическое движение в России реализовалось не только в произведениях живописи, графики, в поэзии и театре, но и в общественной жизни.
Несмотря на кажущуюся близость русских и европейских футуристов, традиции и менталитет придавали каждому из национальных движений свои особенности. Одной из примет русского футуризма стало восприятие всевозможных стилей и направлений в искусстве. "Всечество" - так определил художник Илья Зданевич один из важнейших футуристических художественных принципов. Проблемы единого стиля не существовало. Многие футуристы были одновременно поэтами и художниками (Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Елена Гуро), художниками и музыкантами (Николай Кульбин, Владимир Баранов-Россинэ, Михаил Матюшин).
"Футуризм - не школа, это новое мироощущение", - писал позднее «отец русского футуризма» Давид Бурлюк. Именно он сформулировал жизненное и творческое кредо футуризма как "свободное представление о натуре - природа, взятая в моменты своего зиждительного движения".
Блюм Арлен Викторович. Русские писатели о цензуре и цензорах: от Радищева до наших дней: 1790-1990: опыт комментированной антологии. – Санкт-Петербург. – Полиграф. – 2011. – 608 с.
Настоящая антология - первый опыт публикации и комментирования по возможности полного свода произведений русских писателей, посвященных обличению цензуры и цензоров, двухвековой непрестанной борьбе за свободу слова и творчества.
В нее вошло свыше 150 произведений, начиная с главы "Торжок" из "Путешествия из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева и заканчивая текстами современных писателей. Собранные и публикуемые тексты принадлежат к различным литературным жанрам: стихотворные послания цензорам, эпиграммы, басни, пародии, драматические сценки, рассказы, очерки, воспоминания, эссе, открытые письма-протесты против цензурного произвола и т. д.
Многие из представленных произведений не увидели по вполне понятным причинам света при жизни авторов, а некоторые вообще сохранились лишь в архивах. Среди авторов - Пушкин, Вяземский, Тютчев, Герцен, Некрасов, Бунин, Тэффи, Аверченко, Замятин, Булгаков, Набоков и многие другие.
Проханов А.А. Хождение в огонь: путешествие по собственной жизни. – Москва. – Молодая гвардия. – 2011. – 394 с.
Новая книга известного писателя, главного редактора оппозиционной газеты "Завтра" Александра Проханова "Хождение в огонь" представляет собой исповедь о прожитой жизни. Жизни, которую, по слову автора, Господь ему дал как награду или как наказание. Войны на всех континентах, в которых он участвовал, революции и мятежи, которые он воочию наблюдал, крушение Красной империи, певцом которой он был, духовные и интеллектуальные схватки с теми, кого он считал врагами...
Это современная русская история, не занесенная в учебники и исторические хроники, совпавшая с писательской судьбой так тесно, что порой трудно различить, где жизнь диктует строчку, а где налетевший исторический вихрь. Исповедь эта - страстная, безоглядная, полемичная, нонконформистская, задевающая многие авторитеты, - обращена не только к читателю. Исповедь эта обращена выше, к Тому, Кто послал художника в его путь, а теперь, в конце пути, взыскивает с него строгой мерой. "Путешествие по собственной жизни" Александра Проханова безусловно, вызовет как большой интерес, так и большие споры.
Вся представленная литература выдается на дом.
Ждём вас в Псковской областной универсальной научной библиотеке, в отделе абонемента (1 этаж)
Материал подготовила библиотекарь абонемента Камнева Ольга Александровна