Псковская областная универсальная научная библиотека подготовила и выпустила методические рекомендации «От менеджмента качества – к качественному менеджменту». Псковская областная универсальная научная библиотека подготовила и выпустила методические рекомендации «От менеджмента качества – к качественному менеджменту».
Родоначальником термина «менеджмент качества» («quality management») считается Арманд Валлин Фейгенбаум, американский эксперт в области контроля качества и бизнесмен, распространением этот термин обязан Вильяму Эдвардсу Демингу и его знаменитому TQM (Total Quality Management) – тому, что у нас называют всеобъемлющим управлением качеством, то есть управленческой философией постоянного совершенствования, лежащей в основе практически всех современных методов управления, не зная того, как относился к этому термину сам великий гуру.
Качественный менеджмент – это возглавляемое и реализуемое высшими руководителями системное и систематическое управление организацией с целью производства товаров и услуг в соответствии с требованиями потребителя через вовлечение всего персонала организации, а также ее поставщиков, в постоянное улучшение всех процессов на основе их регулярного измерения и анализа.
Для тех, кто знаком со стандартами серий ISO 9000/9001/9004, в этом определении нет ничего нового. В основу стандартов этой серии положены восемь принципов менеджмента качества: ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Что же из всего этого следует? Одна простая нешуточная мысль. Управленческая деятельность, которая ежеминутно не воплощает в жизнь эти восемь принципов, не может претендовать на то, чтобы называться качественным менеджментом, независимо от того, висят ли в кабинете руководителя организации сертификаты, подтверждающие факт прохождения организацией сертификации в области управления качеством.
А из этого следует еще одна, не менее простая и не менее нешуточная мысль. Менеджеры, которые ежеминутно не трудятся над воплощением в жизнь вышеупомянутых принципов, не могут претендовать на то, чтобы называться качественными менеджерами, независимо от дипломов, которыми они обладают, количества подчиненных, размеров кабинетов и величины зарплат. Знать эти стандарты необходимо любому менеджеру, ибо в них сконденсированы все лучшие практики, все знание, которое человеческая цивилизация наработала на сегодняшний день в области менеджмента.
Для того чтобы качественно управлять, никакая сертификация не нужна. Для качественного управления есть две предпосылки: знание и желание.
В данных методических рекомендациях мы предлагаем рассмотреть несколько аспектов качественного менеджмента: стратегическое планирование, коммуникации внутри организации, управление информацией и стимулирование, мотивацию персонала.
Методические рекомендации будут полезны руководителям в работе по созданию качественного менеджмента организаций и в системе повышения квалификации библиотечных специалистов.