9 января 2014 года абонемент Псковской областной универсальной научной библиотеки предлагает вниманию наших читателей книжную выставку "Духовное и душевное". Выставка будет посвящена теме духовного реализма в творчестве русских писателей зарубежья.
9 января 2014 года абонемент Псковской областной универсальной научной библиотеки предлагает вниманию наших читателей книжную выставку "Духовное и душевное". Выставка будет посвящена теме духовного реализма в творчестве русских писателей зарубежья.
Православна ли русская классика? Можно ли назвать отечественную литературу христианской? Бесспорно. Русская классика XIX-начала XX веков отличается особым вниманием к внутреннему миру личности, обостренной совестливостью, состраданием к человеку. Литература искала пути в храм, и этот поиск, со своими блужданиями и обретениями, отчетливо прослеживается в судьбе классиков XIX века. Нам известны их имена – это Толстой, Гоголь, Достоевский.
Но именно в 20 веке свершилось событие, значение которого трудно переоценить: русская художественная литература, светская по духу, открыла мир русского православия. Произошло это в России зарубежной. Современные исследователи в первую очередь относят к ним творчество Бориса Зайцева и Ивана Шмелева.
Зайцев и Шмелев – художники очень разные, у каждого из них – особенные эстетические принципы, и в своих книгах они открывают разные грани русского православия. В современном литературоведении появились содержательные работы, непосредственно касающиеся этой темы.
Любомудров А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья. – Санкт-Петербург, 2003. - 272 с.
Совместимы ли вера и свободное творчество? Каковы взаимоотношения Церкви и искусства? Об этом размышляет автор монографии, доктор филологических наук, сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Книга посвящена опыту эстетического освоения духовной реальности в творчестве классиков русского Зарубежья — Бориса Зайцева и Ивана Шмелева. Воссоздана всесторонняя, целостная картина взаимосвязей мировоззрения, творчества и судьбы художников с миром православия. Впервые дается научное обоснование и осуществляется теоретическая разработка литературного явления, которое в современной филологии получило название «духовный реализм».
Шмелев Иван "Богомолье" и "Лето Господне"- вершинные книги писателя – это рассказ не только о России, но и о пути души человека, это мир небесный и одновременно земной, материальный. Мир, который воспринимается сразу – единым глотком, вздохом и взглядом.
В романе «Богомолье» Шмелев создал в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта…."Россия и православный строй её души показаны здесь силою ясновидящей любви».
Название книги Ивана Шмелева «Лето Господне» взято из Евангелия от Луки, где сказано, что Христос пришел «проповедовать Лето Господне благоприятное». В чувстве сопричастности всему миру, единства с ним, по Шмелеву, - важнейшая особенность русского национального характера. Книга состоит из трех частей, каждая из которых охватывает по времени около года. Первая часть называется «Праздники». Вторая – «Праздники – радости». Третья – «Скорби». Замечательны описания московского быта, явлений природы, людей. Персонажи книг Шмелева сыплют пословицами, поговорками, прибаутками, поют песни, соблюдают православные обряды. Культура русского православия органично входит в образную ткань книги писателя.
Роман «Пути небесные» является, по выражению самого автора, «опытом духовного романа», над которым он работал более 15 лет. К сожалению, роман остался незавершенным. Первый том был написан в мае 1936 года, второй — создавался в 1944-1947 годы. Смерть писателя в 1950 году помешала ему завершить последнюю часть этой трилогии.
В основе романа подлинная история двух людей — инженера Виктора Алексеевича Вейденгаммера и Дарьи Королевой, живших в конце XIX века рядом с Оптиной Пустынью. Дарья, кроткая и глубоко верующая девушка, духовная дочь известного оптинского старца Иосифа, способствовала нравственному перерождению Виктора Алексеевича. После ее внезапной смерти Виктор становится монахом Оптиной Пустыни.
Это роман о человеческих чувствах и нравственном выборе, о тайнах духовного пути и духовном возрождении. Иван Шмелев уже давно снискал себе славу писателя, который в своем творчестве выражает православный взгляд на мир. Но это книга и для тех, кто не отвык еще от обаяния хорошей русской прозы.
Зайцев Борис Константинович - русский писатель, драматург, переводчик. С 1924 года Борис Константинович находился в эмиграции в Париже. Страдания и потрясения революционных лет привели Зайцева к осознанному принятию православной веры и к Церкви, верным чадом которой он остался до конца своей жизни. В его творчестве, по собственным словам писателя, "хаосу, крови и безобразию" противостояли "гармония и свет Евангелия, Церкви".
Православное мировоззрение автора отразилось во многих его произведениях, вершинами из которых являются "Преподобный Сергий Радонежский", "Афон", "Валаам".
Произведение “Преподобный Сергий Радонежский” было написано в 1925 году в эмиграции. Это жизнеописание самого почитаемого на Руси святого старца. По признанию автора, такая тема — “никак не явилась бы автору и не завладела бы им в дореволюционные годы”. Именно во времена потрясений могут появляться такие произведения, дышащие страданием и надеждой, печалью и любовью — всеми высокими чувствами, которые могут возникнуть в душе человека, болеющего за свое Отечество. Творчество Бориса Зайцева несет в себе духовные ценности, веру в доброе предназначение человека и продолжает традиции золотого века нашей классики.
Приглашаем всех желающих посетить нашу выставку.
Ведущий библиотекарь отдела абонемент О.А. Камнева