В январе отдел литературы по культуре и искусству Псковской областной универсальной научной библиотеки приглашает читателей ознакомиться с книжными выставками из цикла «Календарь знаменательных и памятных дат по искусству: «Тайна обаяния, которое имел он…», «Александр Черепнин: долгое странствие», «Последователь традиций старых французских мастеров».
Книжная выставка «Тайна обаяния, которое имел он…» посвящена 180-летию со дня рождения Василия Григорьевича Перова, русского живописца.
В своем творчестве художник обращался к острым проблемам современного общества – бедности, голоду, социальной несправедливости, взяточничеству («Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», «Тройка» и др.).
В.Г. Перов был внимательным наблюдателем, очень точно подмечал психологические состояния человека, умел тонко выразить характер и настроение каждого из своих персонажей. Философский подход к жизни стал особенно заметен в зрелом возрасте художника, когда он обратился к вечным темам смысла жизни, человечности, достоинства («Тетушка Марья», «Под крестом», «Фомушка-сыч»).
Вклад В.Г. Перова в развитие русской живописи огромен: он оставил свой след в истории искусства не только как новатор-живописец, но и как великий педагог, воспитавший многих замечательных художников.
На выставке представлены разнообразные альбомы репродукций, монографии о жизни и творчестве В.Г. Перова, воспоминания художника.
К 115-летию русского композитора и пианиста Александра Николаевича Черепнина подготовлена выставка «Александр Черепнин: долгое странствие».
Сын H.H. Черепнина, русского композитора, дирижёра и педагога. С детства обучался игре на фортепиано. Выступал как музыкальный критик в периодической печати, с 1919 был музыкальным директором одного из драматических театров в Тбилиси. В 1921 вместе с отцом эмигрировал во Францию. Концертировал как пианист в Лондоне и других городах Европы, в США. В 1967 году выступал в Советском союзе (Москва, Ленинград, Тбилиси).
Творчество А.Н. Черепнина тесно связано с традициями русской музыкальной культуры; о чем свидетельствует тематика его произведений (балеты "Трепак", "Стенька Разин", "Шота Руставели"; "Русские танцы" для оркестра и др.).
На формирование художественного мировоззрения композитора большое влияние оказало творчество С.С. Прокофьева. Для А.Н. Черепнин был характерен интерес к фольклору ‒ русскому, грузинскому, а также египетскому, китайскому.
На выставке представлена первая книга о нем, изданная в России, «Александр Черепнин: долгое странствие». Она почти целиком основана на неопубликованных материалах. Автор книги – первый исследователь, изучивший личный архив А. Н. Черепнина, его дневники, переписку, нотные рукописи. Особый интерес представляют Приложения: «Краткая автобиография» (впервые на русском языке), теоретический трактат Черепнина «Основные элементы моего музыкального языка» (первая мировая публикация) и список сочинений, снабженный также дискографией.
Выставка «Последователь традиций старых французских мастеров» приурочена к 175-летию со дня рождения Поля Сезанна, французского художника.
Первая персональная выставка картин художника открылась в 1895 году в Париже, в лавке Амбруаза Воллара. На тот момент ему было уже под шестьдесят.
Творческая самостоятельность П. Сезанна окончательно определилась в середине 1880-х годов. По словам А. Воллара, «Сезанн размышляет с кистью в руке». Его пейзажи («Маленький мост», «Берега Марны», «Вид Марсельской бухты из Эстака») монументальны, в них ощущается упорядоченность и вечность природы. Однако за их внешним спокойствием кроется напряжение. В эти годы П. Сезанн создает большинство своих шедевров – «Автопортрет», «Персики и груши», «Пьеро и Арлекин». Полотна зрелого художника обладают удивительной живописной завершенностью и классической ясностью.
Вниманию читателей предложены альбомы репродукций, исследования творчества художника, его переписка с современниками.
С изданиями можно познакомиться в отделе литературы по культуре и искусству Псковской областной универсальной научной библиотеки (1 этаж, тел. 72-84-06).