15 января 2014 года абонемент Псковской областной универсальной научной библиотеки предлагает вниманию наших читателей книжную выставку "Мы не покинули Россию, мы унесли её с собой", посвященную автобиографической прозе русских писателей зарубежья.
15 января 2014 года абонемент Псковской областной универсальной научной библиотеки предлагает вниманию наших читателей книжную выставку "Мы не покинули Россию, мы унесли её с собой", посвященную автобиографической прозе русских писателей зарубежья.
В творчестве русских писателей-эмигрантов первой половины 20 века, (в том числе И.А. Бунина, Б. К. Зайцева, В. В. Набокова, И. С. Шмелева), формируется новый тип автобиографической прозы по сравнению с тем, который возник в русской литературе в середине 19 века (в творчестве Л. Н. Толстого и С. Т. Аксакова, например).
Как и писателей-классиков, их тоже интересует чувственный мир ребенка, его детские горести и радости, сложности взаимоотношений с взрослыми, первые встречи с вневременными константами: смертью, любовью, осознание совершенства Вселенной. При этом писатели-эмигранты обладают и иным социальным, историческим, нравственно-психологическим опытом; перед ними стоят иные сверхцели.
«Сохранить память о дореволюционной России и ее национальное самосознание, стать в меру возможностей как бы «блоком памяти» своей нации, сохранить за пределами родины «малую» Россию",- так определяет эти цели современный историк русского зарубежья Михаил Назаров.
Иван Бунин и Владимир Набоков Россию потеряли навсегда, покинув родину после Октябрьской революции. Как бы ни проклинали они большевистскую власть и новое государство, Россия оставалась в сердце до конца дней, а в автобиографических произведениях осуществилось своеобразное возвращение в родные места.
Роман «Жизнь Арсеньева» Ивана Алексеевича Бунина (1927—1933) не о том, как он стал писателем, а о рождении творческой личности в его герое Алексее Арсеньеве на благодатной среднерусской почве. Чувственное восприятие жизни в основе всех его впечатлений. Детские впечатления осознаются писателем как самые важные, а потому сохраненные с далекой поры и воспроизведенные так зримо. Именно детство помогает герою Бунина установить связь прошлого с настоящим.
Роман Владимира Набокова «Другие берега» - ярчайший из той набоковской серии, которую критики называли русскоязычной «хроникой утраченного времени» и «Шагалом, исполненным в слове». Берега памяти, берега детства. Ибо от них — и только от них — лежит путь великого писателя. Крестный путь - скорбный путь, via dolorosa, — объединяющий Набокова со всей русской эмиграцией. Путь в вечность, вымощенный блистательными словесными озарениями, ставящий Набокова особняком даже в плеяде «русского Зарубежья». Все начинается с детства. С первых слов. Потому что — «в начале было Слово...» (первая строка книги Нового Завета Евангелие от Иоанна). Писатель возвращал себе Россию и себя в Россию. Книга кончалась отплытием в Америку, но «другой», далекий берег был навсегда приближен, запечатлен.
Сбывалось обещание автобиографического героя другого его романа «Дар» — "вернуться в Россию строчками своих книг". Чувственное восприятие позволило писателю воссоздать Россию, родные места, не только умом, но кровью осознать эту связь: «Я с праздничной ясностью восстанавливаю родной, как собственное кровообращение, путь из нашей Выры в село Рождествено».
У писателя Ивана Шмелева мир семилетнего героя книги «Лето Господне» неширок. Прежде всего, приметы быта оказываются в поле зрения маленького Вани. Но вместе с тем его представления о мире, в котором он живет, вбирают в себя и чувство поистине кровной близости к уже ушедшим в мир иной предкам, и светлую радость при виде Кремля. В «Лете Господнем» чрезвычайно полно и глубоко воссоздан церковно-религиозный пласт народной жизни. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что роман стал подлинной энциклопедией жизни русского православного человека.
Иначе выстраивается путь человека к постижению смысла жизни у Бориса Зайцева. В его тетралогии «Путешествие Глеба» (в ее состав входят романы «Путешествие Глеба», 1937; «Тишина», 1948; «Юность», 1950 и «Древо жизни», 1950), рассказчик выступает в роли наблюдателя, повествующего о жизни его персонажа.
В основе сюжета лежат факты собственной биографии писателя. Он последовательно изображает все то, что с ним произошло в жизни, как бы создавая ее хронику. В построении сюжета Зайцев строго придерживается хронологической последовательности изложения событий, что приближает его произведение к наиболее традиционному в рамках автобиографической прозы жанру «хроники». В «Путешествии Глеба» сливаются воедино проза и лирика, воссоздается исторический образ России и передается жгучая тоска по ней автора, отражаясь в авторских отступлениях, которые рассыпаны по всему тексту. Они посвящены России в целом, жизни различных социальных слоев, направлены на создание родного образа России конца XIX века. Мы чувствуем не только грусть автора, но и «странную» любовь к русскому миру, свойственную русским писателям.
Приглашаем всех желающих посетить нашу выставку.
Ведущий библиотекарь отдела абонемент О.А. Камнева