Псковская областная библиотека продолжает цикл мероприятий к 70-летию Великой Победы. 29 апреля в актовом зале открылась книжная выставка «Многонациональная литература о Великой Победе», посвящённая важнейшей теме литературы военных лет — теме братской дружбы народов в трудных испытаниях войны.

Время неумолимо бежит вперёд, на земле появляются новые поколения, и всё меньше участников Великой Отечественной войны, в которой наш народ, сражаясь за свободу своего Отечества, спас и свободу всего человечества, определив тем самым ход истории на многие годы, остаётся в строю живых. Наступает то время, о котором проникновенно написал поэт-фронтовик Сергей Орлов:

Когда это будет, не знаю,
В тени белоствольных берёз
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слёз.

Подымут победные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.

Но время не властно над Памятью о той войне. Псковская областная библиотека продолжает цикл мероприятий к 70-летию Великой Победы. 29 апреля в актовом зале открылась книжная выставка «Многонациональная литература о Великой Победе», посвящённая важнейшей теме литературы военных лет — теме братской дружбы народов в трудных испытаниях войны.

О писателях и поэтах военного времени и книгах, представленных на выставке, с участниками встречи говорила Наталья Журавлёва, заведующая отделом гуманитарной литературы областной научной библиотеки.

Вместе со всем народом поднялась на борьбу с врагом и в то время единая многонациональная литература. Больше тысячи писателей ушли добровольцами на фронт. Многие из них стали военными корреспондентами центральных, фронтовых, армейских и дивизионных газет.

С полей тогда не вернулись многие поэты, самоотверженно делившие со своим народом все тяготы военного времени. Эти люди были очень разными по таланту, возрасту, своим дофронтовым судьбам. Некоторые из них уже успели войти в литературу и издать книги, другие только начали печататься, но их роднило одно – любовь к Родине. Смертью храбрых пали поэты Евгений Березнецкий, Борис Богатков, Константин Брянский, Георгий Доронин, Георгий Суворов, Владимир Чугунов. Они ушли на фронт молодыми, не успев издать ни одной своей книжки. А Муса Джалиль, например, перед войной был уже известным поэтом, руководителем Союза писателей Татарии. Испытавший все ужасы фашистского концлагеря, был привезен в Берлин, где его обвинили в участии в подпольной организации и заключили в тюрьму. Он был казнён, но остались 115 стихотворений, написанных в заточении.

В средствах массовой информации постоянно выступали самые известные советские писатели и поэты: Константин Симонов, Михаил Шолохов, Александр Твардовский и многие другие. На всю страну прогремела и стала символом времени песня «Священная война» на слова Василия Лебедева-Кумача. Огромную популярность приобрели стихотворения Алексея Суркова «Землянка» и «Жди меня» Константина Симонова.

Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали «фронтовым», имена их теперь широко известны: Юлия Друнина, Сергей Орлов, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Григорий Поженян, Булат Окуджава, Николай Панченко, Анна Ахматова, Муса Джалиль, Петрусь Бровка и многие другие. Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний.

Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого, именно от него – ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность – зависит судьба народа и страны.

В годы Великой Отечественной войны Константин Симонов был военным корреспондентом и побывал почти на всех фронтах. Поэт Антокольский вспоминал: «Когда говоришь о Симонове, война вспоминается, прежде всего». Широкую известность и любовь читателей принесли Симонову стихотворения: «Жди меня, и я вернусь…», «Родина», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» и другие. Писатель первым создал повесть о Сталинградской битве «Дни и ночи» (1943-1944). Многие персонажи этого произведения имели реальных прототипов.

Когда Симонов работал над трилогией «Живые и мёртвые», посвящённой трём этапам Великой Отечественной войны, он говорил: «Меня привлекают события, существенные для жизни многих людей, шире говоря — народы и страны, события, касающиеся всех персонажей и так или иначе определяющие их судьбы». Симонов, по словам исследователей, стал одним из зачинателей новой разновидности — эпического романа-хроники.

Крепнущей солидарностью народов, связанных единством цели, обусловлено усиление взаимовлияния и взаимообогащения национальных литератур. Во фронтовых условиях межнациональное общение стало особенно тесным, а дружба народов ещё более прочной. Писатели раскрывали те духовные ценности, что рождались в совместной борьбе против фашизма.

Тема всенародного подвига вдохновляла поэтов старшего поколения (Максим Рыльский, Павло Тычина, Янка Купала, Джамбул Джабаев, Георгий Леонидзе и другие)  и совсем молодых, чьи поэтические голоса окрепли в годы испытаний (Максим Танк, Кайсын Кулиев, Аркадий Кулешов и другие).

Сознание справедливости борьбы с фашизмом цементировало силы людей всех национальностей. Эстонский поэт Ральф Парве в стихотворении «На перекрестке» (1945 г.) так выразил мысль о боевом содружестве  на огненных перекрёстках Великой Отечественной:

Мы из разных собрались дивизий.
Вот латыш – Москву он защищал,
Смуглый уроженец Кутаиси,
Русский, что махоркой угощал,
Белорус и украинец рядом,
Сибиряк, что шёл от Сталинграда,
И эстонец… Мы пришли за тем,
Чтобы счастье улыбнулось всем!

Узбекский поэт Хамид Алимджан в стихотворении «Россия» (1943 г.) писал:


О Россия! Россия! Твой сын, а не гость я.
Ты – родная земля моя, отчий мой кров.
Я – твой сын, плоть от плоти твоей, кость от кости, –
И пролить свою кровь за тебя я готов.

О единстве чувств и помыслов народов страны свидетельствовало их бережное отношение к культурным традициям, к сокровищнице духовных ценностей, их умение поэтически воспринимать природу не только своего родного, но и инонационального края. Вот почему в высокой и чистой нравственной атмосфере даже хрупкая веточка сирени, как о том поведал Адель Кутуй в стихотворении «Утренние думы» (1942), вырастает в символ несокрушимости:

Как я люблю весенний Ленинград,
Твоих проспектов гордое сиянье,
Бессмертную красу твоих громад,
Рассветное твое благоуханье!

Вот я стою, сжимая автомат,
И говорю врагам я в день весенний:
- Вы слышите сирени аромат?
Победа в этом запахе сирени!

Обострённое чувство родины питало пламя справедливого гнева, вдохновляло советских людей на подвиги в бою и труде. Отсюда неизменный мотив милой сердцу грузинских поэтов, воспевание Владимиром Сосюрой любимой Украины, вдохновенные картины Полесья и Беловежской пущи у белорусских поэтов. Всё это рождало, пользуясь словами Якуба Коласа, «созвучье и лад» малой и большой Отчизны в сознании лирического героя:

Родина в мире одна. Знай, что двух не бывает, –
Есть только та, где висела твоя колыбель.
Есть только та, что дала тебе веру и цель,
Та, что звёздною славой нелёгкий твой путь осеняет…
(Валдис Лукс, «Уходящий сегодня на бой»)


В 1944 году, когда Советская Армия, освободив Польшу и Болгарию, уже выходила на рубежи Эльбы, поэт Сергей Наровчатов писал:

То не слово врывается в слово:
От Урала и до Балкан
Крепнет братство, грозное снова,
Многославное братство славян.
(из цикла «Польские стихи»)


О гуманной миссии советских  воинов–победителей говорил казахский поэт Алтынбек Сарсенбаев:

Это слава русских солдат,
Это прадедов наших стан…
Как они много лет назад,
Мы проходим гряду Балкан…
А дорога вьется змеёй,
По опасным ползёт местам,
Старый памятник боевой
Предвещает победу нам.

Содружество в общей борьбе с фашизмом нашло воплощение в творчестве многих поэтов.

Через всю поэзию военных лет проходит тема опалённой юности, тема юношей 41-го года, прямо со школьной скамьи ушедших на фронт. О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях, с проникновенной человечностью рассказывают стихи Булата Окуджавы («До свидания, мальчики»).

Поэзия военного поколения раскрывает такой накал высоких человеческих чувств, такой патриотический подъём, что становится понятным, почему люди стояли насмерть под Москвой, как потом под Сталинградом, на Курской дуге, на каждом клочке русской земли. И может быть, самое пронзительное в этом смысле произведение – это знаменитое стихотворение Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом», слово погибшего, обращённое к живым.

«Василий Тёркин» Александра Твардовского – крупнейшее, наиболее значительное поэтическое произведение эпохи Великой Отечественной. У Твардовского получился синтез частного и общего: индивидуальный образ Василия Тёркина и образ родины разновелики в художественной концепции поэмы. Это многоплановое поэтическое произведение, объединяющее в себе не только все стороны фронтовой жизни, но и основные этапы  Великой Отечественной войны.

В бессмертном образе Василия Тёркина воплотились с особой силой черты русского национального характера той эпохи. Демократизм и нравственная чистота, величие и простота героя выявлены средствами народопоэтического творчества, строй мыслей и чувствований героя родственен миру образов русского фольклора.

Новый этап в творческом развитии Василя Быкова открыла повесть «Сотников» — одно из самых глубоких произведений про войну не только самого писателя, но и во всей многонациональной советской литературе. Жестокий выбор у Сотникова: лучше умереть человеком, чем жить скотиной. Про задумку «Сотникова» Быков писал: «Прежде всего и главным образом меня интересовали две моральные проблемы, которые можно сформулировать так: «Что такое человек перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности защитить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?» Как фронтовикам, так и партизанам одинаково памятны эти вопросы из их боевого опыта, когда их приходилось решать не умозрительно, а практически, ценою крови, ставя на карту жизнь.

Замечательным явлением советской литературы стал рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956–1957). Герой рассказа –  человек трагической судьбы, жертва войны. Герой не может победить врагов физически, но побеждает их морально, силой духа и стойкостью. Главная цель Шолохова – показать силу сопротивления русского человека ударам судьбы и истории.

Все эти разные по своему стилю книги в целом дают широкую, многостороннюю картину войны.

На стенде «Псковские писатели-фронтовики» представлены книги Евгения Нечаева, Евгения Изюмова, Ивана Виноградова. Особого внимания заслуживают книги с автографами ученых-фронтовиков Василия Белецкого, Виталия Седова, Семёна Гейченко, искусствовоеда и писателя Елены Морозкиной, филолога Евгения Маймина, Ивана Курчавова, Льва Малякова, Виктора Клименко. Слова, которые писали авторы книг, очень эмоциональны, вот, например, пожелание, оставленное Михаилом Фёдоровичем Ивановым на своей книге: «Каждому из Вас, дорогой пскович или не пскович, желаю вспомнить о нас, живых и мертвых, тех, кто трудовыми и ратными делами в сороковые годы прошлого века вписал хоть одну строчку в историю государства российского и тем самым позволил Вам быть свободным и независимым от ига фашизма. Умножайте же славу нашего русского народа на любом поприще для своего общего блага, не забывая прошлого во имя будущего России!».

Также на выставке вы сможете увидеть издания из серий «Великие бойцы за Русскую землю» и «Гениальные люди русской нации», предоставленные Центром по работе с редкими и ценными документами областной библиотеки. Эти книги были изданы с 1941 по 1945 год для поднятия боевого духа и патриотизма.

Так уж случилось, что все наши представления о войне связаны с образом мужчины-солдата. Однако и женщины  много сделали для победы. В годы  Великой Отечественной войны они не только спасали и перевязывали раненых, но и стреляли, подрывали мосты, ходили в разведку, летали на самолетах.  Об этих женщинах-солдатах идет речь в документальной повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». В этой книге собраны воспоминания: более двухсот рассказов - исповедей женщин-фронтовичек, подпольщиц, партизанок,  «обыкновенных военных девушек», как они сами себя называли,  в которых они рассказали  о своей судьбе, о том, как сложилась их жизнь в те страшные годы, и обо всём, что они видели там, на фронте. Собранные вместе, рассказы этих женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо

Есть произведения, которые словно вырывают из истории судьбу одного или нескольких людей и рассказывают об их жизни на фоне военных событий. Это повесть  «Сашка» Вячеслава Кондратьева, писателя-фронтовика, имя которого стало известно после публикации повести. Повесть посвящена нескольким дням солдатской жизни, связанным в памяти с Ржевом, где автор начинал войну. Главный герой повести, деревенский паренёк Сашка подобно тысячам и тысячам своих сверстников стоит насмерть под Ржевом. Эта повесть - суровый, правдивый рассказ из жизни солдата.

Творческие зарисовки по мотивам произведений Светланы Алексиевич и Вячеслава Кондратьева участникам открытия выставки представили актёры театра Псковского государственного университета под руководством Татьяны Комиссаровской «Ахтеатр». Полный спектакль по мотивам повести Вячеслава Кондратьева Сашка можно будет посмотреть 5 мая в Городском культурном центре.

Во второй половине пятидесятых – начале шестидесятых годов ХХ века в русской поэзии появилось новое направление. Его создали «поющие поэты» – авторы стихов и музыки своих песен, являющиеся одновременно и их исполнителями – барды.

В одних случаях это были профессиональные поэты (Булат Окуджава, Александр Городницкий, Новелла Матвеева), в других – авторы песен, реализовавшие свой талант именно в этом жанре (Юрий Визбор, Владимир Высоцкий).

Многие песни посвящены Великой Отечественной войне. Войну воспевали как подвиг народа в борьбе за свою свободу. Мысли и чувства, переданные в стихах, положенных на музыку, звучат особенно отчетливо, приобретают дополнительную эмоциональную силу.

Своим творчеством с участниками открытия выставки поделился один из подобных поэтов, поющих о войне, - наш земляк, изборянин Юрий Леонидович Банников.

 

В заключении обратимся к словам Валентина Яковлевича Курбатова, сказанным о произведении Виктора Астафьева «Прокляты и убиты»: «Виктор Петрович впервые сказал нестерпимое, что с войны вообще нельзя вернуться. То, что произошло там в такие короткие по отношению ко всей последующей жизни годы, было настолько чуждо самому существу жизни, что никакого успокоения быть не может». Об этом «неуспокоении» и говорят самые разные произведения, представленные на выставке «Многонациональная литература о Великой Победе».

 
Приглашаем псковичей посетить книжную выставку «Многонациональная литература о Великой Победе» в актовый зал Псковской областной универсальной библиотеки (часы работы: пн-чт с 10 до 20 часов, сб-вс с 10 до 18 часов).

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество