В день рождения Михаила Ломоносова, который отмечается 19 ноября, Региональный центр Президентской библиотеки Псковской областной универсальной библиотеки (ул. Профсоюзная, д.2, второй этаж) приглашает читателей ознакомиться с электронной подборкой книг, в которой великий учёный предстает и как талантливый литератор.
В день рождения Михаила Ломоносова, который отмечается 19 ноября, Региональный центр Президентской библиотеки Псковской областной универсальной библиотеки (ул. Профсоюзная, д.2, второй этаж) приглашает читателей ознакомиться с электронной подборкой книг, в которой великий учёный предстает и как талантливый литератор.
О недюжинных дарованиях и способностях простого юноши, сына рыбака, ушедшего за обозом в Москву с двумя книгами под мышкой, известно многим. Его тяга к знаниям, стремление получить образование, постичь разные науки переросли в истинное служение Отечеству и народу. Своим трудом он смог снискать покровительство графа Шувалова, императрицы Елизаветы, заслужить уважение отдельных европейских учёных и целых организаций, первым из русских стал членом Санкт-Петербургской, Стокгольмской и Болонской академий наук. Жизненный путь и достижения Ломоносова подробно описаны в книге Б. Н. Меншуткина «Михайло Васильевич Ломоносов. Жизнеописание».
Однако особое место в жизни Ломоносова заняла литература. Ломоносов выбрал это поприще как средство для достижения собственной цели – развития науки, просвещения и экономического благосостояния народа и, как следствие, государства. Более того, он отчётливо понимал, в какой форме и кому должно быть адресовано его творчество. Как отмечает в своей книге «Корифеи русского слова» Н. Г. Прилуко-Прилуцкий, Ломоносов, «не будучи поэтом, берётся за стихи, потому что эта форма речи была привлекательнее для тех, на убеждение которых он должен был действовать. Он взял оду, потому что она была выработана в европейской литературе и из всех стихотворных форм оказалась для него самою удобною. Здесь он мог идеально представлять те лица, в руках которых была власть и от воли которых много зависела участь народа и судьба науки». Заботы о процветании государства, просвещении народа Ломоносов заведомо ставит в заслуги правителям. Так, в «Оде на прибытие Её Величества Великия Государыни Императрицы Елизаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург 1742 года по коронации» он прославляет качества Елизаветы:
Тобой поставлю суд правдивый,
Тобой сотру сердца кичливы,
Тобой я буду злость казнить,
Тобой заслугам мзду дарить.
Другой пример – ода, посвящённая Петру III:
Премудрость сядет в суд с тобою,
Изгонит лесть и кровь с хулою,
И мужество твои чресла
Скрепит для общей нашей чести.
Кроме того, в этих строках уже заметны новшества, которые внёс Ломоносов в поэзию. Он отходит от так называемого силлабического стихосложения с чётким порядком и количеством слогов, пришедшего ещё из Средневековья. Вместо него он обращается к тоническому стихотворению, более насыщенному интонациями. В своём споре с Василием Тредиаковским он всё-таки доказывает возможность совмещения мужских и женских рифм и показывает преимущество «брака стихов», который Тредиаковский ранее отрицал.
В другой книге, «Празднование двухсотлетней годовщины рождения М. В. Ломоносова Императорским московским университетом», приводится статья профессора Р. Ф. Брандта «Ломоносов как филолог и поэт». Автор подробно пишет о стихотворных формах Ломоносова. К духовным или похвальным одам он добавляет заказные «надписи» или краткие похвальные стихотворения на придворные торжества и события государственной важности. В статье упоминаются две его трагедии «Тамира и Селим» о смерти хана Мамая и «Демофонт» о Троянской войне, неоконченная героическая поэма «Пётр Великий», сборник «Собрание разных сочинений в стихах и прозе господина советника и профессора Ломоносова на русском языке».
Интересны факты, связанные с взаимоотношением приверженца науки Ломоносова и Святейшего Синода. И в этом случае Ломоносов прибегает к литературе. Две его оды «Вечернее размышление о Божьем величестве при случае великого северного сияния» и «Утреннее размышление о Божьем величестве» – своеобразный способ примирения веры и науки, борьбы с врагами просвещения.
В ироничных стихах «Гимн бороде» он боролся с защитниками старины, в послании «Письмо о пользе стекла» он отстаивал необходимость строительства стекольного завода, научного прогресса, развития новых ремёсел и возможность научного объяснения многих процессов в противовес религиозному. Находясь в Германии, Ломоносов написал в Россию «Письмо о правилах российского стихотворства», отрывок которого можно найти в читальном зале Президентской библиотеки в книге В. Л. Ченокала «М. В. Ломоносов в портретах, иллюстрациях, документах». В этой же книге приведены слова В. Г. Белинского, который называл Ломоносова Петром Великим русской литературы, а его «Оду на взятие Хотина» предлагал считать началом русской литературы.