В дни Крещения Господня Псковский региональный центр Президентской библиотеки предлагает псковичам ознакомиться на интернет-портале библиотеки с историей возникновения этого таинства и значение его в жизни православных людей. В России празднование Крещения на протяжении всей истории имело большое значение.
Доступ ко всему электронному собранию Президентской библиотеки осуществляется через Электронный читальный зал и открыт для всех желающих
В дни Крещения Господня Псковский региональный центр Президентской библиотеки предлагает псковичам ознакомиться на интернет-портале библиотеки с историей возникновения этого таинства и значение его в жизни православных людей.
И. Н. Бухарев в книге «О праздниках православной церкви», электронная копия которой представлена на портале Президентской библиотеки, описывает крещение Иисуса Иоанном Крестителем в реке Иордан, размышляя о первоначальном смысле обряда и священной силе воды в этом сакральном действе: «Крещение есть умерщвление крещаемаго для греха и возрождение в жизнь духовную, т. е. святую, добродетельную; на это указывается и погружением крещаемого в воде: то он скрывается в воде, это образ смерти его греху, то он появляется из нея, это образ рождения в жизнь святую». Именно вода может очищать, оживлять, возрождать, по представлениям современной науки она является источником жизни.
Наши предки постигли это из слова Божия и пошли за тем, кто принёс им это слово, – за князем Владимиром, крестителем Руси: «Великий князь Владимир, по прибытии его из Корсуня в Киев, повелел, чтобы все люди, вельможи и рабы, бедные и богатые, шли креститься. Народ толпами входил в реку Днепр: большие стояли в воде по грудь, отцы и матери держали младенцев на руках; священники читали молитвы крещения…», – написано в многотомном труде А. В. Терещенко «Быт русского народа», оцифрованном Президентской библиотекой.
С тех самых пор верующие следуют этому обряду с теми или иными этнографическими и религиозными особенностями, присущими различным конфессиям, это описано в уже упоминавшемся труде Терещенко: «Православная церковь издревле употребляла крещение погружательное в отличие от католиков, которые установили обливательное крещение». Среди многочисленных упоминаний о крещении по-русски в книгах иностранцев, посетивших Россию, есть, в частности, впечатления Казановы, находившегося в Петербурге зимой, в день празднования: «Церемония эта привлекает бездну народа, ибо после водосвятия крестят в реке новорожденных не посредством обливания, а через погружение нагих младенцев в прорубь на льду».
После церковной реформы Петра Великого некоторые обряды были упразднены, но в целом на величии праздника, столь значимого для всех православных христиан, это мало отразилось. В историческом очерке И. Н. Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» Крещение времён царствования Екатерины II выглядит так: «От берега до построенной за Иорданью беседки по разостланному сукну и коврам стояли кавалергарды. Между их Её Величество в предшествии всего священного синклита проходить изволило. Войско стояло вокруг Иордани продолговатою фигурой. Всех в гвардии в строю было 8900 человек».
В той же самой книге Божерянов приводит такой случай, передававшийся в столице из уст в уста: «Однажды император Павел, подходя с церемонии к иорданскому подъезду Зимнего дворца после крещенского парада, заметил белый снег на треугольной шляпе поручика. «У вас белый плюмаж!», – сказал государь. Белый плюмаж составлял тогда отличие бригадиров, чин которых в армии, по табели о рангах, соответствовал статским советникам. «По милости Божией, Ваше Величество!» – ответил находчивый поручик. «Я никогда против Бога не иду! Поздравляю тебя бригадиром», – сказал государь, идя во дворец».
В России празднование Крещения на протяжении всей истории имело большое значение. В фонде Президентской библиотеки хранятся электронные копии многих дел, в которых рассматривается возможность крещения незаконнорожденных детей; детей, рождённых от лиц разной веры; о причислении иноверцев, принимающих крещение, к христианским обществам и льготах в связи с этим. Двоюродный дед выдающегося государственного деятеля П. А. Столыпина крестил своих дочерей практически сразу после их рождения. Это засвидетельствовано в документе 1825 года «Метрические свидетельства о рождении и крещении детей А. А. Столыпина». Великий князь Ярослав вырыл из могилы кости Олега и Ярополка, крестил их и похоронил в Десятинной церкви в Киеве.
Пути проникновения, распространения и окончательного утверждения христианства на землях, вошедших в состав Российской империи, начиная с апостольских времен и заканчивая Крещением Руси, рассматриваются также в отдельных сочинениях, представленных в коллекции Президентской библиотеки «История Русской Православной Церкви» – в неё вошли фундаментальные труды, принадлежащие перу крупных церковных деятелей и историков церкви: Филарета, Макария, современного богослова и историка Е. Е. Голубинского и др.
Напомним, что один из самых ярких народных праздников – Святки – традиционно длится с 6 по 19 января. На портале Президентской библиотеке, так же можно ознакомиться с электронными копиями книг, рассказывающих о традиционных забавах, многие из которых популярны до сих пор.
Святками принято считать двенадцать праздничных дней «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества Христова и до крещенского освящения воды. К праздничным гуляниям присоединялись представители всех слоев общества. Александр Терещенко в своей книге «Быт русского народа», электронная копия которой представлена на портале Президентской библиотеки, отмечает, что «не только дворянство, живущее в городах и деревнях, но даже столичные жители любят предаваться святочным удовольствиям. Разнообразные в своих действиях, они представляли пространное поле для всякого рода забав и увеселений».
В V веке при Константинопольском дворе были популярны готические игры, имеющие связь со святочными забавами. На Рождество Христово «являлись ко двору наряженные, которые бегали, плясали и пели под музыку».
В Голландии был обычай, что сторож 8 дней до Рождества Христова и 8 дней после, «возвещая поутру о пробитии часов, советовал жителям есть кашу с изюмом и медом».т
Жители Англии танцевали и пели на улицах несколько ночей кряду. В Рождество следовало обязательно поклониться яблоням, чтобы привлечь богатый урожай. Еще одной традицией у англичан были особые толстые свечи, которые должны были гореть всю ночь. Если свеча гасла, это считалось предзнаменованием великого несчастья. Кстати, именно такие свечи лавочники дарили своим покупателям в Северной Шотландии. В России также существовали свои традиции определения удачи на будущий год. Например, «если в ночь на Рождество Христово и на Богоявление не бывает небо ясное, то не будет урожая в этом году».
«Святки на Руси праздновались издревле – доказательством тому служат „Кормчая книга“ и „Стоглав“, а также пастырские послания, в которых обличаются гадания и суеверия на Святках как языческие обычаи», – уточняет Иван Божерянов в своей книге «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу».
Гуляния начинались накануне Рождества Христова, после захода солнца. «Тем же вечером поселяне устилают внутренность избы соломой или сеном; по углам ставят снопы; под образом и на стол, покрытый сеном, кладут перед каждым человеком головку чеснока для отогнания всех болезней», – уточняет Александр Терещенко в своей книге «Быт русского народа».
Одной из самых известных святочных традиций являются гадания на суженых. Существует множество способов узнать свою судьбу: с помощью зеркала, расплавленного воска, гребня и даже бросания обуви. В книге «Быт русского народа» приводится следующий вариант: «По деревням ворожат девицы: около полуночи они выходят на двор, и с которой стороны залает собака, с той стороны и ждать суженых». Подобные методы гаданий до сих пор пользуются популярностью.
Однако не только девушки принимали участие в святках. Например, молодые люди, одетые в праздничные наряды, устраивали целые представления с танцами и песнями перед домами соседей. За это они получали в награду какое-нибудь угощение, приготовленное накануне.
Ещё одну прекрасную традицию вспоминает Александр Терещенко в своём исследовании: «Во время колядских дней забывали застарелую вражду, примирялись и вступали в новую дружбу. Повсюду господствовало гостеприимство, разнообразные обдаривания и приглашения на пиршество».
Напомним, что доступ ко всему электронному собранию Президентской библиотеки осуществляется через Электронный читальный зал и открыт для всех желающих в Псковской областной универсальной научной библиотеке (Профсоюзная, д. 2, конференц-зал, Тел. 8(8112) 72-83-98).