Пополняется и развивается проект Псковской областной универсальной научной библиотеки - сайт «Знаменитые люди культуры России на карте Псковской области». Этот информационный ресурс призван показать многогранность Псковской земли.
На нем представлены самые различные лица культуры, принадлежащие разным эпохам. Последние дополнения посвящены художникам.
«Псковщина... Единственное место на свете, где я всем своим существом ощущаю дыхание Русской Вечности, а себя - её частицей.
Это край, где История страны оставила свой самый трагедийный и самый волшебный след. Это город и земля, над которыми, пробиваясь сквозь нынешнюю мглу, уже восходит солнце грядущего нашей России...»
(Станислав Золотцев)
Хочется продолжить мысль этого замечательного человека и талантливого поэта: Псковщина - одна из древнейших сокровищниц культурного наследия нашей страны, хранительница православной мудрости и источник вдохновения для талантов и гениев. На протяжении многих лет псковичи посвящали свое творчество родному краю, псковским городам и весям. Сегодня культура Псковского региона продолжает развиваться, возрождая из пепла незаслуженно забытые и даруя нам новые яркие, интересные имена.
Проект Псковской областной универсальной научной библиотеки «Знаменитые люди культуры России на карте Псковской области» – яркое тому подтверждение. Это уникальный информационный ресурс, всецело отражающий многогранность культуры нашего края.
Здесь каждый пользователь найдет информацию по душе: любители живописи смогут познакомиться с талантливыми художниками, меломаны — открыть для себя новые имена в музыкальном мире, а ценители художественного слова и поэзии — насладиться прекрасными строчками поэзии и прозы, принадлежащими псковским авторам.
В последнее время сайт пополнился новыми именами. Мы приглашаем вас познакомиться с ними и надеемся, что эти публикации помогут Вам взглянуть на Псковский край по-новому, открыть доселе неизвестные грани в его культурно-исторической жизни!
Открывая сайт, среди обновлений мы видим имена известных художников разных временных периодов — Иван Федорович Жданко, Мстислав Валерианович Добужинский, Владимир Алексеевич Милашевский, Николай Эрнестович Радлов, Валентин Михайлович Васильев, Игорь Дмитриевич Шаймарданов... Знаковые, достойные фигуры, нашедшие вдохновение на Псковской земле.
Талантливый живописец губернского Пскова конца XIX-го и начала XX-го века - Иван Федорович Жданко. Одна из его знаменитых работ - портрет Федора Михайловича Плюшкина, известного коллекционера, создателя частного музея в собственном двухэтажном доме на улице Петропавловской - знакома каждому образованному псковичу.
Его жизнь полна интересных событий, людей, историй, у него была большая и дружная семья, одна из самых интеллигентных семей губернского Пскова того времени. О творчестве художника вы найдете на сайте подробную статью «История одного художника» >>>.
Далее мы хотим представить плеяду талантливых художников XX века, которых объединил «небольшой пятачок русской земли» - Холомки и Бельское Устье в Порховском районе Псковской губернии. Здесь, в живописной долине реки Шелонь в 1920-21 гг. расположилась колония петроградского Дома искусств, куда, спасаясь от голода, приехали петроградские писатели, поэты и художники. Приехали и посвятили себя творчеству. Мстислав Валерианович Добужинский, Владимир Алексеевич Милашевский, Николай Эрнестович Радлов — эти художники нашли здесь вдохновение, о чем впоследствии не раз вспоминали.
«Благословенное лето 1921 года! Я стал в это лето художником!», - писал Владимир Алексеевич Милашевский, имея ввиду рождение новых творческих идей и принципов в собственном искусстве. «Холомки были открытием художника Добужинского, - подтверждает эту мысль Николай Корнеевич Чуковский в своих «Литературных воспоминаниях». Что же подарила Порховская земля известному графику? Читайте подробнее в статье «Благословенное лето 1921 года. Милашевский В. А.» >>>
Порховские Холомки стали значительным источником разнообразного творчества и для художника Мстислава Валериановича Добужинского. Появились работы, которые принесли художнику известность: «Зимний пейзаж в Холомках», «Холомки осенью», «Чайная», «Домик», «Ряды» и многое другое, в том числе портреты и зарисовки, на которых можно увидеть известных обитателей Холомков. Например, знаменитая картина, «В иконописной мастерской. Холомки», где изображены график В.А. Милашевский, С.А. Гагарина, дочь княгини М.Д. Гагариной и художник Б.П. Попов.
Что же привлекло художника на Псковщине? Какие взаимоотношения были у него с другими гениями, творившими в Холомках? Об этом, и о жизни Добужинского, вам расскажет статья «Не в романе это было, / Не во сне я видел это, - / Наяву все это было»>>>
Яркое, в чем-то даже незабываемое лето провел в Холомках и знаменитый мастер карикатуры, дружеского шаржа и книжной графики Николай Эрнестович Радлов. К сожалению, он не оставил воспоминаний, освещающих этот короткий период его жизни в Порховском уезде Псковской губернии. Однако пребывание художника в Холомках и Бельском устье принесло свои творческие плоды. В очерке «Холомки» Николай Корнеевич Чуковский вспоминал: «Н.Э. Радлов решил преобразить внутренность новосильцевского дома и принялся расписывать его голые стены огромными фресками. Мы с жадным вниманием следили за его работой, быстро продвигавшейся вперед — каждый день появлялась новая фреска. На этих уморительно смешных фресках изображены были мы сами — и Нельдихен в крылатке, и изысканный Лозинский, и Добужинский, и мой отец, и стремительный Лева Лунц, и Гагарин, и Замятин, и маленький Ходасевич с челкой на лбу, в пенсне, с брезгливой улыбкой на крохотном личике».
Несомненно, Порхову повезло: такое известное имя и такая интересная история... Кто знает, быть может, именно заповедный Порховский край и оставил в сердце художника след необычайной красоты и вдохновения, которые были с ним на протяжении всей оставшейся жизни... А какая она была, жизнь этого удивительного человека? Чем была наполнена? Читайте также на сайте «Знаменитые люди культуры России на карте Псковской области».
Следующей страницей нашего обзора станут имена художников, объединенных гением А. С. Пушкина: Валентин Михайлович Васильев, художник-график, член Союза художников СССР, организатор и первый директор Псковской детской художественной школы и Игорь Дмитриевич Шаймарданов, театральный художник, член Союза художников России и Союза театральных деятелей России, главный художник Пушкинских праздников поэзии, художник-постановщик Всероссийской Масленицы в Пскове. Два разных таланта, выражающих свое видение Пушкинского Слова и заповедных Пушкинских гор.
В гравюрах Валентина Михайловича Васильева знакомые пушкиногорские пейзажи, старинные дома, мельница, аллеи, беседки кажутся парящими в воздухе, а тонкость резца художника, ажурность его росчерков неповторимы. По существу он был основателем оригинальной графической традиции, делая гравюры на пластике, линолеуме и дереве. Энергичный, эмоциональный, оптимистичный человек, творчество которого овеяно двумя музами - Пушкиным и Природой. Их соседство и родство абсолютно неудивительно, ведь они вечны, как вечна сама поэзия. Избушки. Мельницы. Лодка рыбака. Усадьба. Святогорский монастырь. Крепостные стены и башни Пскова и Печор. Пирамида на солдатской могиле. Свечи, рукописи и перо на пушкинском столе в Михайловском... Как же Валентин Михайлович нашел себя в графике? Какие факты биографии на это могли повлиять? На эти вопросы ответит статья на сайте «Творческие Музы художника-графика Валентина Михайловича Васильева» >>>
Десятки произведений и целые серии полотен, посвященные А. С. Пушкину, мы находим и в творческой копилке Игоря Дмитриевича Шаймарданова. В Пскове вряд ли найдется человек, которому незнакомо это имя. Удивительный художник. Его «пушкиниана» полна добродушия и света, а сюжеты и персонажи сочетают в себе два начала — философское и, скажем так, комическое, некую притчу, анекдот, юмор, и этим, несомненно, покоряют и профессионалов-эстетов, и простых зрителей. «Ситцевый Пушкин», «Михайловские царапки», «Пушкинский календарь», «Мультпушкин», «Пушкин - друг зайцев» - названия этих серий картин говорят сами за себя: здесь Пушкин необычный, живой, настоящий и в чем-то непредсказуемый Пушкин... Почему же художник обращается к Гению Пушкина? Да еще и представляет его столь необычно? Попробуем разобраться, окунувшись в творческую композицию «Пушкиниана Игоря Шаймарданова» >>>
Продолжение следует...
Антонина Голубева,
специалист пресс-службы
ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»