История новогодних праздников уходит своими корнями в глубокое прошлое. Псковский региональный центр доступа к ресурсам Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина предлагает псковичам ознакомиться на портале Президентской библиотеки с новой электронной коллекцией «Новый год и Рождество в России», куда вошли редкие книги и иллюстративный материал.
История новогодних праздников уходит своими корнями в глубокое прошлое. Псковский региональный центр доступа к ресурсам Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина предлагает псковичам ознакомиться на портале Президентской библиотеки с новой электронной коллекцией «Новый год и Рождество в России», куда вошли редкие книги и иллюстративный материал.
Раритетные издания рассказывают, как отмечали Новый год и Рождество, как менялись традиции праздника на протяжении веков. Структурно коллекция состоит из разделов: «Законодательство», «Описание праздников и исследования», «Торжественные слова», «Поздравительные письма», «Награждения в праздники», «Художественные произведения», «Календари», «Периодическая печать о праздновании Нового года и Рождества», «Изобразительные материалы».
Обычай красочных пышных торжеств в первый день января с непременным атрибутом – ёлкой был внедрён в уклад русской жизни Петром Великим.
Специальным указом, как повествует книга Сергея Князькова «Картины по русской истории», царь повелел: «Поелико в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря… В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор». Предписывалось также «чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни…»
В оцифрованной книге Александра Корнилова «Новый год в 1724 году» приводятся подробные описания празднования Нового года в Петербурге: «В 6 часов утра Пётр и вся Императорская фамилия отправилась в крытых санях из Зимнего дворца на Петербургскую сторону в Собор Святой Троицы, к слушанию обедни. Государь пел в тот день на клиросе с певчими, и Сам читал Апостол… Обед приготовлен был в Сенате, где дожидался Государя Дипломатический корпус».
Тема Рождества Христова отражена в разделе коллекции «Художественные произведения». Изданный в Полтаве рассказ священника И. Галабутского «Рождественский сон» (1899), который был «Училищным Советом при Святейшем Синоде допущен в библиотеки церковно-приходских школ», доступным детям языком трактовал главное христианское событие: «Только теперь Петя увидел на небе звезду, горящую каким-то чудным, необыкновенным светом. Звезда манила, глаз нельзя было оторвать от этой чудной, величественной звезды, и Петя, едва сдерживая дыхание, смело, бодро и весело шёл за „волхвами“, как мысленно назвал он странников. Вдруг раздался звон „во все колокола“, звезда младенца Христа остановилась и… Петя очутился в какой-то пещере. О, радость! – Пред ним предстало Святое Семейство. Младенец Иисус лежал в яслях, и лик его сиял ярким, необыкновенным светом; тут же находились: Матерь Божия, Иосиф Обручник, окружённые таким же неземным сиянием…»
Во времена Николая I произошла демократизация новогодних и иных празднеств. Об этом пишет Алексей Греч в изданном в 1851 году справочнике «Весь Петербург в кармане»: «Балы в течение зимы бывают самые блистательные в Дворянском собрании и обыкновенно после полуночи превращаются в маскарады, на которые имеют вход все сословия. Замаскированных дам впускают в залу с 11 часов вечера, но они должны до начала маскарада оставаться на хорах».
В новогоднюю коллекцию Президентской библиотеки вошёл уникальный фотоальбом старшей дочери последнего российского императора Николая II великой княжны Ольги Николаевны. Он содержит около 300 фотографий и отражает традиции празднования Нового года и Рождества в царской семье.
С 1920 года в нашей стране Новый год не отмечали, он был запрещён властями как пережиток буржуазного уклада. Однако начиная с середины тридцатых годов на улицах снова официально появились наряженные ели, а в магазинах – новогодние игрушки. В электронной копии сборника статей «Ёлка» (1937) дано множество методических указаний, как проводить праздник, как мастерить ёлочные игрушки и проч. Заканчивается сборник директивой (от 15 ноября 1937 года) заместителя Народного Комиссара Просвещения: в детских учреждениях должны быть проведены новогодние ёлки: «Организации ёлок следует уделить большое внимание и поставить это дело шире и красочней по сравнению с прошлым годом. Новогодняя ёлка должна быть праздником радостного и счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами о детях партии, правительства и лично товарища Сталина».
Помимо раритетных книг, к примеру, «энциклопедии» зимних праздников Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» (1895), в фонде Президентской библиотеки, насчитывающем около 600 тысяч единиц хранения, представлен богатый иллюстративный материал: открытки, рисунки, фотографии. Тут же изображения зимнего Петербурга, заснеженные Ростральные колонны, Медный Всадник, за ним величественный ансамбль Сената и Синода. Город Петра живёт и развивается, преумножая традиции, заложенные его основателем.