1 апреля 2018 года исполняется 209 лет со дня рождения автора «Ревизора», «Мёртвых душ» и других бессмертных произведений писателя Николая Васильевича Гоголя.
Псковский региональный центр доступа к ресурсам Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина предлагает ознакомиться со многими забытыми, а также малоизвестными фактами из жизни классика уникальными раритетными изданиями, электронными копиями, которые хранятся в фонде Президентской библиотеки.
1 апреля 2018 года исполняется 209 лет со дня рождения автора «Ревизора», «Мёртвых душ» и других бессмертных произведений писателя Николая Васильевича Гоголя.
Псковский региональный центр доступа к ресурсам Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина предлагает псковичам ознакомиться со многими забытыми, а также малоизвестными фактами из жизни классика уникальными раритетными изданиями, электронными копиями, которые хранятся в фонде Президентской библиотеки.
С самого детства и на протяжении всей жизни классика окружала аура таинственности. В. В. Калаш в сборнике 1909 года «Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников и переписке» из фонда Президентской библиотеки, обращаясь к детским годам Николая Васильевича, отмечает, что «один в саду он слышит какие-то голоса, порою его охватывает стихийный ужас, беспричинная тоска». А. Н. Анненская в своей работе «Н. В. Гоголь», изданной в Петербурге в 1891 году и также представленной в электронном фонде, пишет: «С самого детства в нём не замечалось простодушной откровенности и сообщительности, всегда был он как-то странно скрытен, всегда в душе его оставались уголки, куда не смел заглядывать ничей глаз. Часто даже о самых обыкновенных вещах он говорил неспроста, облекая их какою-то таинственностью или скрывая свою настоящую мысль под маской шутки, балагурства. Со свойственной детям проницательностью лицеисты скоро подметили эту черту в характере Гоголя, и долго носил он у них прозвание „таинственный Карло"».
Николай Васильевич Гоголь с самых ранних лет был глубоко религиозным. Свидетельством этому могут служить его письма матери, опубликованные в 1900 году в сборнике «Религиозно-нравственные идеалы Н. В. Гоголя: по его переписке и авторской исповеди», с которым можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки. В 1833 году Гоголь писал: «Я живо как теперь помню этот случай: я просил Вас рассказать о страшном суде, и вы мне, ребенку, так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешников, что это меня потрясло и разбудило во мне всю чувствительность, это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли».
С каждым годом религиозные идеи крепли в сознании Николая Васильевича, стилистика его произведений постепенно менялась. «Художник-бытописатель превратился в моралиста-проповедника», – отмечает Н. А. Котляревский в издании «Н. В. Гоголь». Автор продолжает: «Это превращение подготовлялось издавна, чуть ли не с первых шагов Гоголя на литературном поприще: никакого резкого перелома, никакого кризиса его творчество не испытывало, но общий его характер незаметно и постепенно изменился. Наступил момент, когда воплощение жизни в искусстве стало Гоголя интересовать меньше, чем общий религиозно-нравственный смысл этой жизни и его обнаружение в практике общественных явлений».
Писатель в своих будущих произведениях хотел создать образ духовно прекрасного человека в прямом, положительном образе, и для этого даже специально совершил путешествие в Святую Землю. Он думал «вымолить себе нравственное просветление на создание II тома своего заветного труда», узнаем мы из речи А. И. Воскресенского, произнесённой в память о писателе в 1902 году.
Интересно, что далеко не все современники, наблюдавшие эти перемены, одобряли их. Так, в частности, писатель Сергей Аксаков отмечал, что «Гоголю начинает мешать его религиозное направление. Гоголь, погружённый беспрестанно в нравственные размышления, начинал думать, что он может и должен поучать других». Позже он написал самому Гоголю: «Уже давно начало не нравиться мне ваше религиозное направление. Не потому, что я, будучи плохим христианином, плохо понимал его и оттого боялся; но потому, что проявление христианского смирения казалось мне проявлением духовной гордости вашей… Вместо прежних, дружеских тёплых излияний начали появляться наставления проповедника, таинственные, иногда пророческие, всегда холодные, и, что хуже всего, полные гордыни в рубище смирения».
У читателя может возникнуть вопрос, не противоречит ли такая религиозность мистическим и сверхъестественным мотивам, проходящим через многие произведения Гоголя, и как такой глубоко верующий человек мог, хотя бы в собственных фантазиях, допустить существование сказочных персонажей? Но Николай Васильевич Гоголь имел большой талант: он мог доносить до читателя свое слово, свою мораль, свою идею посредством самого эффективного инструмента любого писателя – через смех. Он высмеивал пороки людей и общества, облекая их в образ гротескных именно сказочных персонажей. Возможно, этот нехитрый, но подвластный далеко не каждому автору, приём позволял ему всегда быть услышанным и найти путь к сердцу читателя.
Больше фактов о жизни автора величайших русских комедий, истории создания знаменитых произведений, анализ творчества Гоголя и много другой интересной информации хранят раритетные издания из фонда Президентской библиотеки. Кроме того, здесь можно ознакомиться и с редкими изобразительными материалами. Например, в альбом 1909 года «Портреты Н. В. Гоголя» вошли многочисленные изображения литератора, которые, по словам авторов собрания, «действительно могут служить материалом для знакомства с личностью Гоголя».
Напомним, что доступ ко всему электронному собранию Президентской библиотеки осуществляется через Электронный читальный зал и открыт для всех желающих в Псковской областной универсальной научной библиотеке (Профсоюзная, д. 2, конференц-зал, Тел. 8(8112) 72-83-98).