Информационно-краеведческий проект «Знаменитые люди культуры России на карте Псковской области» продолжает свою просветительскую миссию.
Сегодня мы знакомим своего читателя с именами знаменитых апрельских юбиляров, представляющих разные грани псковской культуры: музыку, театр и архитектуру.
Информационно-краеведческий проект «Знаменитые люди культуры России на карте Псковской области» продолжает свою просветительскую миссию. Сегодня мы знакомим своего читателя с именами знаменитых апрельских юбиляров, представляющих разные грани псковской культуры: музыку, театр и архитектуру.
Музыка
Открывает наши заметки знаменательная в музыкальном мире дата - 15 апреля исполняется 135 лет со дня рождения Бориса Сергеевича Трояновского (15 апреля 1883 – 12 июня 1951), выдающегося исполнителя, виртуоза-балалаечника.
Мало кто знает, что родился знаменитый «Король балалайки» в сельце Ругодево, что в 17 верстах от Новоржева, 15 апреля 1883 года. Там же, в деревенской глуши, у крестьян он и услышал впервые игру на балалайке, очень увлекся ею, стал учиться играть. «В деревенской глуши, в 75 верстах от железной дороги, - писал в автобиографии Борис Сергеевич, - я впервые услышал у крестьян игру на балалайке, очень увлекся ею, стал учиться играть, перенимая у деревенских учителей их манеру игры, приемы, штрихи и песни Я понял и впитал в себя дух народа, национальный стиль и характер исполнения деревенских песен и наигрышей, научился передавать их без всякого искажения, с сохранением этнографической красоты».
Так, в детские годы начался его путь, путь к славе: сначала он выступал в кругу знакомых, а затем в открытых концертах. После окончания реального училища в Великих Луках, музыкант переехал в Петербург, где вскоре познакомился с «отцом балалайки» Василием Васильевичем Андреевым, пригласившим молодого музыканта солистом в созданный им Великорусский оркестр. Через семь лет — начало сольной карьеры и небывалый успех! В 1914-1915 гг. за большие заслуги в деле пропаганды русской музыки Б. С. Трояновскому одновременно с такими выдающимися русскими артистами как Ф. Шаляпин, Л. Собинов и Л. Ауэр, было присвоено звание «Солиста Его Императорского Величества». По сей день важна его поистине национальная заслуга — в утверждении профессионального престижа балалайки, признании ее инструментом широких возможностей, и в создании замечательных обработок народных песен и переложений классической музыки.
26 апреля — еще одна важная дата, день Рождения заслуженного работника культуры РСФСР Меркулова Юрия Леонидовича (26 апреля 1931 - 10 августа 2010), судьба которого более 50 лет была тесно связана с Псковом. В 1958 году в городе под его началом был создан русский народный хор, который через год удостоился второй премии Всероссийского радиоконкурса. Коллектив получил звание «Народный». Более 45 лет Юрий Леонидович преподавал в Псковском областном музыкальном училище (колледже искусств им. Н.А.Римского-Корсакова). Вся жизнь этого благородного, интеллигентного человека была наполнена творчеством и вдохновением, он являл собой пример служения искусству и жителям Псковской земли.
Театр
Юбилейные даты в мире театра также заслуживают внимания: 6 апреля — день Рождения советского актера, народного артиста СССР Василия Васильевича Меркурьева (6 апреля 1904 — 12 мая 1978), который родился в городе Острове Псковской области. Он был великим театральным актером, но настоящую популярность и всенародную любовь ему принесло кино. В памяти многих Василий Васильевич — это добрый лесничий в незабываемой сказке «Золушка», академик-архитектор Нестратов в лирической комедии «Верные друзья», Мальволио в экранизации шекспировской «Двенадцатой ночи», Федор Иванович в драме «Летят журавли»... Несмотря на славу и успех, актер никогда не забывал малую Родину: неоднократно приезжал на Псковщину, встречался со зрителями, читал стихи, показывал сцены из спектаклей и фрагменты из фильмов. В последний раз побывал с семьей в Острове в 1969 году.
14 апреля исполняется 115 лет со дня Рождения режиссёра Лебедева Владимира Николаевича (14 апреля 1903 — 1980), десять лет своей жизни посвятившего Псковскому областному драматическому театру имени А. С. Пушкина (1961-1971).
Он известен в мире как режиссёр театра, заслуженный артист РСФСР (1941 год) и заслуженный деятель искусств РСФСР (1953 год), а также автор постановок пьес «Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина (1938 год), «Русские люди» К. М. Симонова (1942 год), «Обрыв» по И. А. Гончарову (1944 год), «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва (1947 год), «Отелло» У. Шекспира (1951 год), «Любовь Яровая» К. А. Тренёва (1957 год), «Океан» А. П. Штейна (1961 год), «Старик» М. Горького (1962 год), «Коварство и любовь» Ф. Шиллера (1971 год) и других.
Архитектура
Обращаясь к архитектуре Псковщины, хочется отметить, что апрель 2018 г. 2018 г. отмечен печальной датой — 16 апреля — день Памяти, двадцатилетие со дня смерти Заслуженного архитектора России Петра Семеновича Бутенко. Человека, поистине достойного нашей памяти, около десяти лет своей жизни посвятившего Великим Лукам, и без малого двадцать лет — городу Пскову. В Великих Луках архитектор работал с 1948 по 1958 гг., сначала руководителем авторского коллектива, затем — главным архитектором города. По его проектам было сделано немало: построены основные здания города - Великолукский драматический театр, детский санаторий, Госбанк, пожарное депо, Великолукский областной комитет КПСС, где на сегодняшний день размещается администрация города. Украшением исторического центра Великих Лук стали прекрасные работы Бутенко - площадь и проспект имени Ленина, набережная реки Ловать. После ликвидации Великолукской области П. С. Бутенко был переведен на работу в Псков на должность главного архитектора города. Памятники - Клаве Назаровой в городе Острове, «На пепелище» в деревне Красуха, В. И. Ленину в городах Пскове и Порхове, посёлке Локня. монумент Святому Благоверному князю Александру Невскому и его дружине на горе Соколиха в Писковичской волости, скульптурный дуэт «А. С. Пушкин и крестьянка» в в Летнем саду имени А. С. Пушкина, - одни из самых знаменитых работ архитектора.
П. Бутенко слева
Совсем скоро, 3 июня 2018 г., исполнится 25 лет со дня открытия скульптуры «Пушкин и крестьянка», выполненной П. С. Бутенко совместно со скульптором О. К. Комовым и архитектором М.П. Константиновым. Скульптура расположена в Летнем саду в г. Пскове и известна в большей степени как «Пушкин и няня», ведь при первом взгляде на нее возникают ассоциации именно с няней поэта, Ариной Родионовной. Скульптура удивительна! Авторам уладось передать и близость поэта к народу и народность его творчества, и обобщенный образ русской крестьянки - уставшей за свою трудовую жизнь женщины, но с лучистым и спокойным лицом, выражающим умудренность, и ту женскую русскую доброту, что была и остается главной чертой всех матерей и бабушек, особенно живущих в глубинке.
Образ Арины Родионовны Яковлевой стал неотъемлемой частью русской культуры, олицетворением ее нравственного и благородного начала. 26 апреля 2018 г. - 260 лет со Дня рождения Арины Родионовны, а память о ней живет и передается из поколения в поколение. Пушкин и няня... Мы знаем о них с детства: «подруга юности», «ангело кроткий, безмятежный», «бесценный друг» - тк называл любимую няню Великий поэт и в своей поэзии, и в жизни, доверяя ей свои мысли, мечты. В последний раз Пушкин видел свою няню, приехав в Михайловское в сентябре 1827 года. Она прожила после этого еще около года и 31 июля 1828 года скончалась.
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных;
Я ждал тебя. В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
(А.С. Пушкин)
Сравнительно недавно известный художник Игорь Шаймарданов выпустил серию работ, приуроченную к 260-летию со дня рождения Арины Родионовны «ДР Арины Р.». На полотнах мы видим нянюшку в разные моменты её жизни: в хлопотах и в забавах, в ожидании любимого поэта, в печали и в радости... Небольшие картины колористически стилизованы под старинные, потемневшие от времени портреты кисти провинциальных художников начала XIX столетия. По признанию самого автора, ему хотелось «… придумать галерею как будто забытых прижизненных портретов Арины Родионовны, нарисованных на случайно подвернувшихся промасленных бумагах псковским землемером в далекие зимние вечера. Потемневших от времени, плохо сохранившихся, но несущих эффект присутствия и взаправдашности. Хотелось вовлечь зрителя в эту игру, в это ощущение причастности и свидетельствования двух зим и двух лет пребывания поэта в Михайловском». Удалось ли это автору? Каждый зритель ответит на этот вопрос сам, предлагаем Вам познакомиться с некоторыми работами из праздничной серии.
из серии " ДР Арины Р."
Именем Арины Родионовны мы завершаем данную публикацию, а подводя итог, скажем: иногда в нашей жизни встречаются люди, человеческая сущность, талант, непостижимая доброта и чуткость которых делают их удивительно талантливыми и яркими. Пскову в этом отношении повезло! Столько талантливых людей оставили бесценный след в его истории и культуре, а нам, потомкам, необходимо сделать самое важное — этот след сохранить и преумножить, чтобы он не потерялся в суете каждодневного бытия.
Продолжение следует...
Антонина Голубева, специалист пресс-службы ПОУНБ