6 ноября 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения Павла Ивановича Мельникова (Андрея Печерского) (1818-1883) - русского писателя, публициста, этнографа-беллетриста, автора знаменитой дилогии «В лесах» и «На горах». Весомая дата по-новому расставляет акценты в изучении его творчества, обращая взоры уже современных читателей на тот давний, прекрасный мир, которым полнятся его книги. К юбилейной дате – о жизни, творчестве и судьбе этого «писателя красивой русской старины».
6 ноября 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения Павла Ивановича Мельникова (Андрея Печерского) (1818-1883) - русского писателя, публициста, этнографа-беллетриста, автора знаменитой дилогии «В лесах» и «На горах». Весомая дата по-новому расставляет акценты в изучении его творчества, обращая взоры уже современных читателей на тот давний, прекрасный мир, которым полнятся его книги. К юбилейной дате – о жизни, творчестве и судьбе этого «писателя красивой русской старины».
* * * * *
Быстротечно человеческое время, в суете и мимолетности которого мы все чаще упускаем из виду нечто особенно важное, то, что способно не только увлечь, заинтересовать, но и душу подлечить. Речь идет о хорошей литературе – русской классике.
Удивительно, но практически в каждой семье неизменно на полках домашних библиотек горделиво красуются две непримечательные книги с простыми и незатейливыми названиями – «В лесах» и «На горах». Прочитаешь название, и невольно думаешь – о природе, путешествиях? А книги – истинное сокровище – потрясающая энциклопедия русской культуры.
«Романы Печерского – уникальный и вместе с тем универсально значимый опыт русского национального самопознания. И потому они переходят рамки своего исторического времени, переходят границы авторского мировоззрения, переходят пределы музейного краеведения и вырываются на простор народного чтения, конца которому не видно».
(Критик Лев Аннинский)
Здесь детально и с глубоким познанием темы описаны быт и обычаи нижегородских старообрядцев, а также показано такое современное автору русское явление, каким явился религиозный «раскол». Быт, традиции, верованья Верхового Заволжья, трудолюбивого, исконного, стариной пропитанного, непокорного раскольничьего народа – череда сюжетов и тем этих книг, по страницам которых вереницей проходят перед читателем люди всех мастей и призваний - лесники, токари, купцы, промысловики, ремесленники, скитские старцы и старицы – и вместе с ними их далекие предки.
«Это настоящая славянская проза. То, что автор искренне болеет за свою Родину, чувствуется в каждом слове Книга перенесла меня в Русь Прекрасную. Я будто слышу звон колоколов, вижу ладно срубленные терема, купаюсь в полноводной Волге. В этом романе полно древнерусских легенд, особенно о Китеже…»
(Из отзывов современных читателей)
Действительно, в романе «В лесах» излагается утопическое «Сказание о подводном граде Китеже», использованное в последствие Н. А. Римским-Корсаковым в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронье». Кроме того, известно, что дилогия Мельникова вдохновила русского художника Михаила Васильевича Нестерова на создание живописных полотен «В лесах», «На горах», «Великий постриг», «За Волгой», «Соловей поет».
М.В. Нестеров. Великий постриг
Романы были опубликованы в «Русском вестнике» в 1871-1875 гг. (роман «В лесах») и в 1875-1881 гг. (роман «На горах»). А вот путь автора к ним был далеко непрост. Изначально изучением старообрядчества писатель занимался как чиновник особых поручений Министерства внутренних дел Российской империи. И лишь спустя некоторое время он пришел к литературно-исторической трактовке происходящего. Тогда же появился и его псевдоним Андрей Печерский.
«П. И. Мельников жил в Нижнем Новгороде на Печерской улице, придумал он псевдоним этот еще в 1850 году, когда печатал в «Губернских ведомостях» статью «Концерты на Нижегородском театре», правда, тогда он подписался «П. Печерский», в литературу же он вошел как «Андрей Печерский».
(Ланщиков Анатолий Петрович, русский публицист, критик и литературовед)
По некоторым источникам известно, что псевдоним писателю подсказал Владимир Иванович Даль, с которым его связывала многолетняя творческая дружба.
Биография Павла Мельникова таит в себе множество интересных сюжетов: родился он 25 октября (6 ноября) 1818 г. в Нижнем Новгороде в небогатой дворянской семье начальника жандармской команды, капитана Ивана Ивановича Мельникова, участника Отечественной войны 1812 года, и Анны Павловны, урожденной Сергеевой, дочери Нижегородского помещика. Детство писателя прошло в Семёнове, куда семья переехала после того, как его отец в 1825 году был избран дворянским заседателем Семёновского земского суда. Будущий писатель рос в окружении народа, с самого раннего детства впитывал речь, обычаи и нравы лесного Заволжья. Это и сыграло немалую роль в назначении его на должность чиновника особого поручения, а затем и развитии как краеведа и писателя.
Всю свою жизнь он с невероятной любовью и интересом собирал старопечатные книги, легенды, песни, сказания, становясь, таким образом, самым известным знатоком старообрядчества и бытописателем традиций, культуры и даже языковых особенностей всего Нижегородского края.
Кроме знаменитой дилогии его перу принадлежат рассказы, повести, исторические и этнографические очерки, среди которых особенно известны «Старые годы» и «Бабушкины россказни», а также «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь».
В год смерти Павла Ивановича Мельникова (1883) писатель и педагог А. П. Милюков писал: «Вместе с Гончаровым, Тургеневым, Писемским, графом Л. Толстым он, П. И. Мельников (Андрей Печерский), служит одним из представителей художественной школы, ознакомившей русское общество с разными сторонами его жизни и осветившей ее внутренний смысл. И едва ли кто из писателей этой школы сумел глубже его проникнуть в те сокровенные тайники этой жизни… где, может быть, скрывается ключ к уяснению нашего прошлого и к задачам нашего будущего».
Проза Павла Мельникова вне времени: ее страницы невольно обращают нас и в старую Русь, с ее легендами, обычаями, промыслами и старообрядческими скитами, и в Россию XIX века «в момент исторического перелома в жизни народа, перехода от патриархального быта к промышленному капитализму», и в наше время, когда литература вновь совершает свой виток, а современный читатель с жаждой черпает с ее страниц душеполезные ответы на сотни волнующих его вопросов.
«Талант заключается только в том, что человек умеет взяться за работу и имеет такт. Главное же - труд, труд и труд, - сказал однажды Павел Иванович своей супруге Елене Андреевне, - Не только обыкновенные смертные, к числу коих принадлежу и я, все берут главнейшим образом трудом, но даже и гений есть не что иное, как труд. Но для беллетристического труда, если не нужно небывалого вдохновения, то необходимо спокойствие духа, сосредоточенность, замкнутость… Оттого и у нас и за границею все эти вещи пишутся почти всегда не в городах, а в деревнях, в уединении».
Сегодня слова писателя стали символическими, поскольку его литературное наследие требует от читателя также неимоверного труда, смирения и вдумчивого отношения. Однако по труду – и воздастся – обогащением по-настоящему богатым русским словом, насыщенным и выверенным литературно-краеведческим материалом, и потрясающей ностальгией по давно минувшей эпохе, откуда истоками души и сердца каждый из нас.
Литература:
Ланщиков А. П. И. Мельников (Андрей Печерский) // Электронная библиотека «Литрес» - [Сайт] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://litresp.ru/chitat/ru/М/meljnikov-pecherskij-pavel-ivanovich/lanschikov-a---p-i-meljnikov-andrej-pecherskij (Дата обращения: 30.10.2018)
Голубева А., пресс-служба библиотеки