5 декабря исполняется 95 лет со дня рождения советского писателя Владимира Фёдоровича Тендрякова (5 декабря 1923 - 3 августа 1984) - одного из самых читаемых авторов середины XX века, творчество которого продолжает традицию духовно-нравственных исканий, отличающую лучшие произведения русской классической литературы.
Почему нужно читать Тендрякова сегодня? Какие смыслы и идеи его книг актуальны и своевременны в наше время? – над этими и другими вопросами приглашаем читателей поразмышлять в настоящем литературном обзоре.
5 декабря исполняется 95 лет со дня рождения советского писателя Владимира Фёдоровича Тендрякова (5 декабря 1923 - 3 августа 1984) - одного из самых читаемых авторов середины XX века, творчество которого продолжает традицию духовно-нравственных исканий, отличающую лучшие произведения русской классической литературы.
Почему нужно читать Тендрякова сегодня? Какие смыслы и идеи его книг актуальны и своевременны в наше время? – над этими и другими вопросами приглашаем читателей поразмышлять в настоящем литературном обзоре.
* * * * *
«Обучать нравственности - это по сути, обучать умению жить… Более ёмкого хранилища, чем художественная литература, мне думается, у людей пока нет».
(В. Ф. Тендряков)
Лев Николаевич Толстой в письме А. А. Толстой за 1857 год писал: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость…». Удивительно, но судьба Владимира Тендрякова в полной мере раскрывает каждое слово, сказанное великим русским писателем. Жизнь по совести, упорный писательский труд и бесконечные нравственные поиски – то, что составляло внутреннюю сущность этого неутомимого исследователя человеческой природы.
Тендряков относится к тому поколению людей, которое со школьной скамьи отправилось на фронт: «21 июня 1941 года мы, десятиклассники, собрались на выпускной вечер, он окончился после полуночи, т.е., 22 июня. А в 4 часа полетели первые бомбы на наши города. Сейчас считается, что всего каких-нибудь 5 - 10 процентов уцелело мужчин 1923 - 1924 годов рождения. К ним относимся и мы, беспечно праздновавшие 21 июня свой выпускной вечер», - писал он уже в 80-е годы. К этому поколению относились также известные писатели и поэты: Ю. В. Бондарев, Б. Ш. Окуджава, В. П. Астафьев, Ю. В. Друнина, Б. Л. Васильев, В. А. Солоухин, В. В. Быков, А. Г. Алексин.
Войну писатель прошел радистом, участвовал в боях под Сталинградом, там получил и первые раны. Позднее он писал: «За все время на фронте я ни разу не был в рукопашной, всего раз или два по случаю выстрелил в сторону противника, наверняка никого не убил, зато вырыл множество землянок и окопов, таскал пудовые катушки и еще более тяжелые упаковки питания радиостанции, прополз на животе несчитанные сотни километров под взрывами мин и снарядов, под пулеметным и автоматным огнем, изнывал от жары, коченел от холода, промокал до костей под осенними дождями, страдал от жажды и голода, не смыкал глаз по неделе, считал счастливым блаженством пятиминутный отдых в походе. Война для меня, маменькиного сынка, неусердного школьника, лоботряса и белоручки, была, прежде всего - тяжелый и рискованный труд, труд до изнеможения, труд рядом со смертью. И никогда не ведал, что преподнесет мне новая минута...».
В 1943 году под Харьковом он был тяжело ранен осколком снаряда и после демобилизован. Оправился на родину, откуда уже после окончания войны - в Москву. В 1946 году поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) на художественный факультет, но уже через год перешел в Литературный институт им. А. М. Горького, где учился у К. Г. Паустовского. В то время это был настоящий дар судьбы, ведь имя Паустовского у мыслящих людей являлось эталоном нравственности и порядочности, художественно-литературной совести эпохи. Тендряков перенял от своего наставника все самое лучшее, и прежде всего, небывалую требовательность к себе как к писателю и неизменную нравственную заповедь – жить по совести.
Со временем Тендряков стал одним из лучших студентов Паустовского, на своем курсе писал больше всех, ранее всех начал и публиковаться. Уже в 1947 году в «Альманахе молодых писателей» вышел его первый рассказ «Дела моего взвода». Хотя сам писатель отзывался о нем очень критично. Да и другие свои тексты он неоднократно переписывал, перерабатывал, считая их не совсем достойными.
«Понимаете, искусство жить не укладывается ни в какие трафареты. И поэтому рецепта - как быть нравственным - я вам сказать не могу. Я сам его ищу. И о своих поисках пытаюсь рассказывать другим».
(В. Ф. Тендряков)
В поисках правильной для писателя ноты Тендряков провел много лет, и лишь в 1958 году он заявил о себе весьма серьезной книгой – повестью «Чудотворная», в которой поднимал сложные и неоднозначные вопросы веры и безверия. Спустя два года еще одна важная книга - «Тройка, семёрка, туз» - и разгромная статья в газете «Правда», где его упрекали в том, что он «несправедливо обвинил советского человека». Тогда в защиту Тендрякова осмелился выступить лишь Николай Чуковский, который заявил: «Для меня ясно, что Тендряков очень большой писатель, идущий своим путём».
В 1964 году вышел в свет автобиографический роман писателя «Свидание с Нефертити», в котором он размышляет о проблемах художественного творчества, показывая, что поиск истины в искусстве – необычайный труд. «Обучать нравственности - это по сути, обучать умению жить… Более ёмкого хранилища, чем художественная литература, мне думается, у людей пока нет», - говорил Тендряков о предназначении литературы и искусства в целом. В целом писатель оказался прав: только тогда, когда литература способствует духовному росту читателя, она может быть названа достойной.
Писатель с женой Наталией Григорьевной Асмоловой-Тендряковой на даче в Пахре
Литературное признание и славу Тендрякову принес так называемый школьный цикл рассказов «Весенние перевертыши», «Расплата», «Ночь после выпуска», который он опубликовал в середине-конце 70-х годов.
Но самое сокровенное в эти опальные годы Тендряков «складывал в стол», не надеясь о том, что что-то из написанного будет опубликовано. В последствие эти книги были изданы лишь в 80-е гг. (некоторые посмертно) и сегодня составляют самое лучшее из литературного наследия писателя. Это цикл рассказов и повестей писателя «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня», «Донна Анна», «Охота», «На блаженном острове коммунизма», «Революция! Революция! Революция!», «Люди или нелюди», роман «Покушение на миражи», повести «Чистые воды Китежа». Об этих книгах в 1988 году писатель Д. А. Гранин сказал:
«В последние годы, когда отменена цензура, когда произведения, задержанные десятилетиями, стали публиковаться, выяснилось, что литературное наследство В. Ф. Тендрякова хранит рассказы, повести, которые снова оказываются на самом переднем крае нашего сегодняшнего самосознания…
Публикуемые вещи открыли замечательную особенность таланта Тендрякова - он умел уходить далеко вперед, и время, бурное наше время, которое мы называем перестройкой, новым мышлением, идет как бы вслед за ним… С какой радостью и удивлением было читать новые публикации В. Тендрякова и убеждаться, что все это никак не литературное наследство, не из архивов, а ответ на жгучие проблемы современности, что это самая что ни на есть живая, действующая литература…
Надо было иметь немалое мужество, чтобы так писать в те годы, но еще большее мужество надо было иметь, чтобы так мыслить…».
Таким и был Владимир Тенбряков - «удивительный, бескомпромиссный, максимальный, жесткий и очень добрый к людям человек» (Александр Рекемчук). Он прожил небольшую, но достойную жизнь. Умер 3 августа 1984 года в возрасте 60 лет от инсульта.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье,
Сказал однажды Сергей Есенин в стихотворении «Письмо к женщине». И это так – с расстояния прожитых лет мы обращаемся к книгам Владимира Тендрякова и понимаем, что перед нами по-настоящему большой писатель, а темы, идеи, сюжеты его книг своевременны и актуальны сегодня как никогда.
Что есть человек? Совесть? Для чего человечеству искусство? Красота? В чем смысл человеческого существования, и возможно ли оно без нравственно-этических норм и ценностей? – эти и многие другие вопросы возникают, когда обращаешься к книгам писателя. Он учит думать, спорить, переживать и сопереживать, духовно расти и обогащаться, потому как проникает в самое сокровенное – в сердце читателя.
Его книги нелегки для прочтения именно обилием и глубиной нравственных смыслов и идей, но этим и привлекательны для мыслящего человека: «Нравственные оценки расставляются писателем неукоснительно – он чужд какого-либо объективизма, – но их постижение и составляет главную трудность чтения книг Тендрякова, и, одновременно, едва ли не главное их обаяние» (А. Эльяшевич, критик и литературовед).
Многие произведения В. Ф. Тендрякова были экранизированы по его сценариям: «Чужая родня» (Ленфильм, 1955) по повести «Не ко двору», «Саша вступает в жизнь» (Мосфильм, 1957) по роману «Тугой узел», «Чудотворная» (Мосфильм, 1960) по одноимённой повести, «49 дней» (Мосфильм, 1962), «Суд» (Мосфильм, 1962) по одноимённой повести, «Весенние перевёртыши» (Ленфильм, 1974), «Житейское дело» (Ленфильм, 1976) «Где ты, Любовь Дуняшова?», «Чёрный коридор» (Мосфильм, 1988) по повести «60 свечей», «Кончина» (Ленфильм, 1989). В декабре 2015 года вышел новый фильм по произведению писателя «Находка». Все они полюбились советскому зрителю и актуальны и сегодня, ведь затрагивают вечные проблемы - нравственные поиски идеалов.
«Наверно, нет такого человека на земле, который бы не пережил в жизни духовной революции. И чаще всего она происходит в пору отрочества. Как бы вновь я здесь встретился со своим детством и в то же время хотел, чтоб каждый читатель независимо от возраста встретился со своим», - такими словами автор завершает свое предисловие к книге «Весенние перевёртыши». В честь юбилея писателя почитайте его книги, не только возвращающие нас к нашим нравственным истокам, но и являющие собой достойный пример русской словесности.
Голубева А., пресс-служба ПОУНБ