8 декабря отмечается Международный день художника. К празднику предлагаем историко-художественную экспозицию, воссоздающую образ Псковского края на картинах известных русских художников - А. И. Морозова, В. М. Васнецова и А. М. Васнецова, Н. К. Рериха, К. Ф. Юона, К. И. Горбатова, А. Б. Лаховского, И. И. Бродского, В. Ф. Стожарова, В. А. Серова (Раппопорт). Всемирно известные художники воссоздали потрясающую атмосферу города Пскова, который по праву можно назвать душой России.
8 декабря отмечается Международный день художника. К празднику предлагаем историко-художественную экспозицию, воссоздающую образ Псковского края на картинах известных русских художников - А. И. Морозова, В. М. Васнецова и А. М. Васнецова, Н. К. Рериха, К. Ф. Юона, К. И. Горбатова, А. Б. Лаховского, И. И. Бродского, В. Ф. Стожарова, В. А. Серова (Раппопорт). Всемирно известные художники воссоздали потрясающую атмосферу города Пскова, который по праву можно назвать душой России.
Псков вдохновляет, радует, влюбляет в себя. Не одно поколение художников он впечатлил и воодушевил, каждый, кто хоть однажды его посетил, отправлялся в обратный путь с багажом потрясающих открытий и творческого вдохновения.
Открывает экспозицию картина художника, ученика К. П. Брюллова и единственного продолжателя венециановской традиции во второй половине ХIX века, Александра Ивановича Морозова (1835-1904) «Выход из церкви в Пскове» (1864). Эта картина является одной из немногочисленных в творчестве художника, но самой значительной. Она воссоздает сцену, представляющую выход горожан из Варлаамовской церкви (на Запсковье) в Пскове, и вместе с тем типичную сцену из жизни русского провинциального города. Внутренняя теплота, солнечный свет, чистые прозрачные краски и внешнее очарование, которыми полнится картина, во все времена вызывали доброжелательное отношение и критики, и зрителей, а тот факт, что картину для своей коллекции приобрел П. М. Третьяков, стало особым знаком качества этого живописного полотна.
Морозов А. И. Выход из церкви в Пскове
Храмы, купола и колокольни – центральные образы полотен еще одного солнечного художника, мастера городского и архитектурного пейзажа Константина Ивановича Горбатова (1876-1945). Древнему городу он посвятил свыше 30 работ: «Рыбный базар в Пскове» (1908), «Старый двор. Псков» (1909), «Старый Псков» (1913), «Первый снег в Пскове» (1914), «Зимний вечер. Псков» и др. Это картины, воссоздающие наш край ярким, радостным и обаятельным, истинно православным городом. Художник очень точно уловил суть и атмосферу Пскова – города православной мудрости и старины.
Горбатов К. И. Псков
Горбатов К. И. Псков. Причалы
Образы современных богатырей, несущих в себе черты былинной архаики, а также живописную поэзию русских городов даровал миру известный русский художник-живописец Владимир Фёдорович Стожаров (1926-1973). В Псков художник приезжал в 1960-е годы. Город пленил его сердце, он уловил витающее здесь дыхание истинно народной жизни. Свои впечатления выразил на холсте, передав прелесть исконно-псковских земель, нетленную красоту местных памятников архитектуры, созданных усилиями и талантом прекрасных мастеров, а также атмосферу далёкого прошлого Руси, витающую здесь.
«Псков. В Кремле» (1967), «Псков. Кремль» (1968), «Псков. Звонница» (1969), «Псков. Кремль. Плоская башня» (1969), «Псков. Покровская церковь и Покровская башня» (1969), «Псков. Кремль» (1970), «Псков. Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря» (1970), «Псков. Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья (XV-XVII век)» (1970), «Псков. Солодёжня (XVII век)» (1971), «Село Малы» (1969) – работы «псковского» периода, выполнены художником в широкой живописной манере письма.
Стожаров В. Ф. Псков. Покровская церковь и Покровская башня
Стожаров В. Ф. Псков. Звонница
Атмосферу провинциальности и мирной жизни псковичей очень точно передал на своих полотнах художник, живописец-колорист Арнольд Борисович Лаховский (1880-1937). «Псков» (1914), «После дождя. Псков» (1929) – картины, на которых изображены самобытные псковские дворики, дома и главный храм города – Троицкий собор. Картины очень атмосферны – они передают дух жизни древнего города – неспешный и степенный.
Лаховский А. Б. После дождя. Псков. Лаховский А. Б. Псков
Жизненный ритм Пскова – провинциального города, а также его архитектурно-природный ансамбль как целостный образ очень ярко представлен на картинах русского живописца Юона Константина Федоровича (1875-1958). В Псков художник впервые приехал в 1904 году, в поисках вдохновения и предметов русской старины. Город сразу полюбился живописцу, и появились многочисленные работы – «Жизнь на берегу. Псков», «Ивы. Псков», «Синий интерьер. Псков», «Кремлевский вал в Пскове», «Жизнь у берега. Псков». «Чайный домик в Пскове», «Пристань. Рыбацкий поселок», «У Псковского Кремля», «Лодки у берега. Псков» (второе название «У Псковского собора») и другие. Некоторые из них – сугубо импрессионистские, написанные под минутой впечатления, некоторые – вдумчивые историко-национальные, воссоздающие в полной мере своеобразие псковского быта и пейзажа.
Юон К. Ф. Лодки у берега. Псков. Юон К. Ф. Псков
Зимой 1913 года Псков с творческим визитом посетил также Исаак Израилевич Бродский (1884-1939) – известный советский живописец и график. Псков очаровал художника величавой красотой и самобытностью. «Я очень люблю Псков, - писал он позднее в своих воспоминаниях, - Это Россия во всей ее красе…». Результатом поездки стала целая серия картин, воспевающая своеобразие псковской провинции: «Псковский кремль», «Улица в Пскове», «Базар», «Псков. Ветлы». Особенно впечатляют полотно «Ледоход во Пскове» и несколько этюдов «Баржи», «Пристань», «Праздничный торг», которые показывают нам гармоничное единение самобытной архитектуры Пскова и его живописных пейзажей.
Бродский И. И. Ледоход во Пскове. Бродский И. И. Псков. Ветлы
Совершенно иными по настроению, тематике и сюжету являются картины известных художников – Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) «Вече в Пскове» и Владимира Александровича Серова (Раппопорт) (1910-1968) «Въезд Александра Невского в Псков». Эмоциональные, колоритные картины, несущие миру весть о защите русской государственности и православия, воссоздают историческое прошлое нашего древнего города.
Васнецов В. М. Вече в Пскове
Серов (Раппопорт) Владимир Александрович. Въезд Александра Невского в Псков
В какой-то мере исторической темой овеяна работа «Гремячая башня. Псков» художника Аполлинария Михайловича Васнецова (1856-1933), младшего брата Виктора Михайловича Васнецова. Наряду со многими другими его работами («Тайга на Урале. Синяя гора», «Сибирь», «Кама», «Северный край», «Озеро») эта картина показывает нам не тихую и поэтичную Россию, а Россию первозданной силы и безудержного размаха, ту, что рождает и могучих богатырей-защитников, и лихих удальцов-разбойников.
Васнецов А. М. Гремячая башня. Псков
Башни, звонницы, древние городища – главные образы живописных исторических полотен Николая Константиновича Рериха (1874-1947) - русского художника, философа, писателя, путешественника, археолога и общественного деятеля.
Известно, что в 1902 – 1904 гг. Рерих вместе с женой путешествовал по древнерусским городам России с целью изучения корней русской культуры. Посетил он более 40 городов, в их числе - Псков, Изборск, Печоры. Результатом путешествия стала большая серия картин художника. Псковщина запечатлена на полотнах: «Псковские башни», «Псков. Общий вид на Кремль», «Вид на Печерский монастырь», «Большая звонница», «Ризница Печерского монастыря», «Труворово городище», «Изборские башни», «Псковский погост», «Дозор». К этому же периоду относятся и работы художника на религиозные темы, эскизы росписей и мозаик для российских храмов. Н. К. Рерих создал 4 эскиза фресок для росписи часовни Святой Анастасии у Ольгинского моста в Пскове.
Рерих Н. К. Старый Псков
* * * * *
Каждое из упомянутых живописных полотен очаровывает – своей самобытностью, красотой и удивительно тихой, душевной гармонией. Причина этого очарования - в сюжетах этих картин, которые представляют нам: величавый Псковский Кром и предметы русской старины, мощь псковской крепости и ее сторожевых башен, провинциальную прелесть псковских улочек и солнечные блики псковских храмов, и, конечно, историческое прошлое края.
Символично, что практически на каждой картине мы видим купола, будь то собор, храм или часовенка. В этом кроется глубинная сущность нашего древнего города, который с уверенностью можно назвать душой России, где вместе со звоном колоколов бьется сердце по-настоящему русского человека.
Видишь, Родина, как в мирном небе играют зарницы?
Слышишь, Родина, как величальная песня звучит?
На заре псковичи в храм идут за тебя помолиться.
И горят купола язычками свечи.
Приезжайте на миг, белолицым церквям помолиться,
Чтоб рассвет не погас – посетите святые места.
Приезжайте на день, чтобы в город на веки влюбиться.
Тут молитву Святым шепчут сами уста.
(Татьяна Гореликова, отрывок из стихотворения)
Поздравляем всех, кто принадлежит к миру художественного искусства, с наступающим днем Художника! Желаем Вам невероятных открытий, удивительных знакомств и радости творчества!
И предлагаем ознакомиться с работами коренных псковичей – художников, которые также воспевали Псковскую землю на своих полотнах: В. К. Турбасова (1895 – 1986), А. С. Силина (1921-2010), Н. А. Комолова (1925-1983), К. М. Громова (1917-2001), П. Д. Мельникова (1907-1987). На сайте «Псковиана» представлен подробный обзор «Явили миру Красоту!» – псковским художникам посвящается.
Голубева А., пресс-служба библиотеки