Перед нами «Псковская театральная коллекция» - галерея уникальных по своей художественной и историко-культурной значимости изданий, содержащих различные сведения о театральной жизни Пскова разных лет. Поводом для создания этой коллекции стало объявление 2019 года Годом театра в Российской Федерации, среди основных задач которого названо сохранение и популяризация русской театральной традиции. Предлагаем Вашему вниманию целостный обзор данной коллекции, где мы подробно останавливаемся на каждой книге, шаг за шагом разгадывая тайну величия и обаяния псковского театра, на протяжении уже многих лет занимающего достойное место в театральной жизни России.
Перед нами «Псковская театральная коллекция» - галерея уникальных по своей художественной и историко-культурной значимости изданий, содержащих различные сведения о театральной жизни Пскова разных лет. Поводом для создания этой коллекции стало объявление 2019 года Годом театра в Российской Федерации, среди основных задач которого названо сохранение и популяризация русской театральной традиции.
Предлагаем Вашему вниманию целостный обзор данной коллекции, где мы подробно останавливаемся на каждой книге, шаг за шагом разгадывая тайну величия и обаяния псковского театра, на протяжении уже многих лет занимающего достойное место в театральной жизни России.
Условно «Псковскую театральную коллекцию» можно разделить на несколько смысловых частей.
В первую очередь, это издания об истории становления и развития псковского театра, авторами которых являются псковские подвижники-энтузиасты, по крупицам собиравшие информацию о деятельности нашего театра. Сюда относятся: книга актрисы И. А. Цирпонс «Актеры, роли, зрители: из театральной жизни губернского Пскова»; воспоминания артиста псковского театра Н. Трофимова; двухтомник «Псков, Пушкина, 13: Театр в провинции: вчера, сегодня, завтра», составленный Л.А. Никитиной и посвященный 100-летию открытия в Пскове Народного дома им. А.С. Пушкина; издание «Псковские сезоны», также составленное Л. А. Никитиной и выпущенное к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина под руководством В. Ф. Павлова.
Далее можно выделить двухтомное издание «Дни и ночи «Карусели» В. Ф. Павлова, воссоздающее историю жизни единственного в России псковского репертуарного театра под открытым небом в исторических памятниках «Карусель».
Пристального внимания заслуживает коллекция оцифрованных Псковской областной универсальной научной библиотекой пьес великолукского журналиста, драматурга, режиссера Леонида Моисеевича Рудого, которую в 1982 г. его дочь Галина Леонидовна Бадеева передала в Государственный архив в г. Великие Луки, ныне Отделение «Государственного архива Псковской области» в г. Великие Луки».
Завершающим разделом «Псковской театральной коллекции» служат электронные издания, составленные специалистами отдела литературы по культуре и искусству Псковской областной универсальной научной библиотеки: «Режиссер Николай Николаевич Евреинов» и «Театры Псковской области».
И. А. ЦИРПОНС «АКТЕРЫ, РОЛИ, ЗРИТЕЛИ»
Открывает «Псковскую театральную коллекцию» издание «Актеры, роли, зрители», автором которого является Инга Александровна Цирпонс – талантливейшая псковская актриса. Она сотворила, на первый взгляд, невозможное - собрала под одной обложкой драгоценную память о жемчужинах псковской театральной летописи. И сегодня эта уникальная книга являет собой единственное наиболее полное исследование о зарождении, формировании и работе театра в губернском Пскове.
25 лет служения на сцене Псковского драматического театра им. А. С. Пушкина. 25 лет надежд и разочарований, кропотливого труда и радостных творческих побед. Инга Цирпонс - одна маленькая судьба, в огромном театральном мире и, вместе с тем, удивительная, богатейшая жизнь в одном маленьком актерском сердце. Псков стал ее «Творческим домом», ее сказкой, ее жизнью, воздухом и судьбой…
«Будучи актрисой Псковского драматического театра им. А. С. Пушкина (прослужила на сцене более двадцати пяти лет), я заинтересовалась его историей. Материалов оказалось немного – архив погиб во время войны. Работала в библиотеках Москвы и Ленинграда. Тем, что удалось узнать из газет, найти в других источниках, мне захотелось поделиться с любителями театра.
Моя работа не театроведческая. Это разновременные страницы театральной жизни Пскова прошлого и начала нынешнего веков: факты, события разных лет, знакомы и забытые сценические имена…
Искусство театра сиюминутно, оно умирает вместе с ним. Моя работа – дань памяти тем, кто посвятил свою жизнь ТЕАТРУ»
(Инга Цирпонс).
Памятью и подвижническим трудом истинного деятеля культуры Инга Александровна воссоздает на страницах своей книги воспоминания о самых известных деятелях-гостях-событиях псковского театра.
Открывается книга главой о старинной газете «Северная почта», из которой можно почерпнуть первые сведения о театральной жизни Пскова. Первая запись этой газеты датирована 1810 годом и повествует о приезде в город гастролирующих немецких актеров и живом интересе псковичей к их театральным постановкам. Здесь же мы находим воспоминания Рафаила Михайловича Зотова – известного русского писателя и театрального деятеля, который, будучи семилетним ребенком, посещал первые театральные постановки псковского театра.
И, казалось бы, все это – не совсем значительная и совсем не сенсационная информация, но, в результате, по прочтении книги, понимаешь, что эти небольшие главки - лишь атмосферная увертюра к блестящей галерее известнейших имен в истории становления и расцвета театра в губернском Пскове, которая открывается на последующих страницах.
Из разных глав мы узнаем о многих талантах псковского искусства: первом режиссере, предводителе дворянства Владимире Дмитриевиче Рокотове - коренном псковиче, который в 1886 г. занял место режиссера в музыкально-драматическом обществе, существовавшем тогда в городе. Наряду с режиссерской работой, Рокотов был и добросовестным актером, о чем рассказывают воспоминания Маргариты Владимировны Рокотовой, его дочери, известной как Александр Алтаев, которые приводит в книге Инга Александровна.
Здесь же мы читаем о любимце псковской публики - известном актере Казимире Викентьевиче Бравиче, который свой путь в искусство начал именно с псковской сцены. Или о музыкальном подвижничестве Ивана Иосифовича Тульчиева, который много сил отдал музыкальному просвещению псковичей. В 1896 г. он организовал при первом Псковском музыкально-драматическом обществе оркестр из любителей и при нем музыкальную школу для бедных детей.
Владимир Дмитриевич Рокотов, Казимир Викентьевич Бравич и Вера Федоровна Комиссаржевская
Потрясающую галерею женских образов воссоздает Инга Александровна, рассказывая нам о «петербургской жемчужине» Екатерине Павловне Корчагиной-Александровской, которая играла на псковской сцене с 1899-1903 г., и эти годы были самым плодотворным периодом работы актрисы в провинции. Или о «Восхождении «звезды» - Елене Полевицкой, начавшей свой первый сезон после окончания Петербургских драматических курсов именно в Пскове, на сцене Летнего театра в Сергиевском саду в 1908 году. Покорив требовательного псковского зрителя, артистка начала свой путь блестяще.
Здесь же история об актрисе Вере Федоровне Комиссаржевской, которая с выступления на псковской сцене начала свое турне по России в марте 1907 г., сыграв две свои лучшие роли – Нору в «Кукольном доме» Г. Ибсена и Ларису в «Бесприданнице» А. Островского.
Есть здесь глава и об актрисе Андросовой – той самой, поэтический образ которой создал Александр Куприн в рассказе «Как я был актером» - «Она вдохновила Куприна (Андросова)».
Интересна история «Джульетты родом из Порхова» - коренной псковички Павлы Леонтьевны Вульф, которая сыграла на псковской сцене несколько ролей, в том числе и Ларису из «Бесприданницы» А. Островского, чем покорила публику и снискала себе славу «умной, тонкой и интеллектуальной артистки».
«Псковские будни Прекрасной дамы» - глава, рассказывающая о жене А. Блока Любови Дмитриевне Менделеевой, которая выступала в Пскове в летний сезон 1917 г. под фамилией некоей Басаргиной. Здесь же приводятся письма, которые супруги писали друг другу в то время. Особенно интересны слова артистки о Пскове: «А Псков слов нет какой хороший. Ну, точно маленький итальянский городишко; хожу по улицам с тем же чувством… Все церквушки такие невыдуманные, так органически выросли из земли – точно «хорошие» белые грибы…».
И множество других, потрясающе интересных сюжетов и имен представлены на страницах книги сквозь призму мироощущения ее автора – актера по профессии и призванию, человека, знавшего это ремесло изнутри.
Особую атмосферу изданию придает великолепная галерея иллюстраций со старых открыток из коллекции псковского краеведа Натана Феликовича Левина с воспроизведением портретов столичных и провинциальных «звезд», блиставших в разные годы на псковской сцене.
В одной из глав Инга Александровна напоминает о Б. С. Глаголине, известном актере и режиссере, который подготовил речь на открытие в 1898 г. Народного театра в Сергиевском (ныне Летнем) саду: «Пусть в театр придут все униженные и оскорбленные, сомневающиеся в себе, согрешившие в своей совести – и мы успокоим их! Пусть придут и баловни судьбы – мы покажем им страдания окружающих людей. Театр – высшая школа человечества». Истинно так - удивительное искусство и удивительная книга! Здесь театр - самое мимолетное и великое по силе своего воздействия на публику искусство в мире – живет.
Наряду с исторической ценностью, труд Инги Цирпонс имеет ценность искусствоведческую, поскольку каждая страница погружает нас в атмосферу старинного губернского Пскова – города благородного, культурно и духовно развитого, для которого театр был не просто досуговым развлечением, но и одним из основных сосудов, из которого люди черпали духовно-нравственные силы, вдохновение, знания и культуру.
Н. ТРОФИМОВ «ИЗ МОИХ ВОСПОМИНАНИЙ»
Воспоминания Н. Трофимова – еще одного из актеров Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина являют собой портрет псковского театра «изнутри», глазами человека, непосредственно принимавшего участие в его работе.
На первых страницах актер воссоздает целостный образ режиссера, заслуженного деятеля искусств, Владимира Николаевича Лебедева, с которым ему довелось работать: «В 30-х гг. он [Лебедев] руководил крупным Ленинградским областным театром, база которого находилась попеременно в Пскове, Новгороде и др. городах обширной Ленинградской области. Проявив себя незаурядным режиссером, хорошим творческим организатором, располагая сильным актерским составом, поставленные спектакли Лебедева отличались культурой, идейной зрелостью, глубиной реалистической трактовки».
Далее артист освещает деятельность театра «Народного ополчения», организованного в 1941 г. и призванного обслуживать воинские части Ленинградского фронта. Жизнь этого театра была непродолжительной, но яркой.
Отдельного внимания заслуживают строки Трофимова о работе послевоенного театра, куда он приехал на службу в ноябре 1946 г.: «Я вошел в здание театра ровно через 7 месяцев после его полного восстановления. Немецкие оккупанты, отступая, взорвали его, он был восстановлен в марте 1946 года. расположенный в центре города театр выделялся своей прекрасной архитектурой, тонами расстрелевских красок. В нем уже шли спектакли: «Памятные встречи», «Далеко от Сталинграда», «День отдыха», «Денщик Шельменко», «Не все коту масленица» и др. Закулисная часть театра была похожа на огромную коммунальную квартиру, квартиру добрых отношений жильцов, никто никому не «подсыпал соли под дверь» - не было ссор и дрязг…».
Эти слова говорят о высокой ноте благородства творческого коллектива псковского театра послевоенных лет: «Преданность и любовь к театру была необычайна!», - добавляет актер.
«ПСКОВ, ПУШКИНА, 13: ТЕАТР В ПРОВИНЦИИ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»
Следующая книга-двухтомник «Псков, Пушкина, 13: Театр в провинции: вчера, сегодня, завтра» составлена Любовью Алексеевной Никитиной - руководителем литературно-драматической части Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина.
Практически вся жизнь Любови Никитиной посвящена театру: она работала в Порховском Доме культуры режиссером народного театра, заведующей политико-массовым отделом Псковского городского парка культуры, артисткой разговорного жанра Псковской областной филармонии. Много лет посвятила она пропаганде театрального искусства в Пскове и области. Данная книга – истинное тому подтверждение.
Первый том книги структурно состоит из двух разделов «Прошлое, настоящее, будущее» и «Директорский взгляд: о жизни, о театре, о себе». Авторами самых разных статей, объединенных под одной обложкой, стали и профессиональные театральные работники, и краеведы, и ученые, и журналисты, театроведы, просто любители и постоянные зрители премьер. Читатель с радостью обнаружит здесь знакомые, уважаемые и любимые имена: А. Иванова, Ю. Большаковой, Н. Левина, В. Каверина, А. Филимонова, И. Ципронос, В. Павлова, В. Рецептера, В. Яковлева, В. Люлюкина и многие другие. Эти глубоко неравнодушные люди рассказывают об истории и жизни псковского театра сквозь призму собственного мироощущения, пронизанного горячей любовью к культуре и истории древнего города Пскова.
Во вступлении к изданию, автором которого является Г. А. Смирнов, в 1976-1988 гг. работавший в Псковском театре сначала заместителем директора, а затем и директором, читаем: «Это научно-популярное издание … представляет собой коллективный труд энтузиастов, которые по крупицам собирали фотографии и факты о псковском театре в архивах, записывали рассказы современников, анализировали газетные публикации с рецензиями о гастрольных спектаклях».
Читатель найдет в этой книге удивительную историю любви директора театра и актрисы, рассказанную краеведом Н. Ф. Левиным; одновременно он может углубиться в неторопливую и подробную летопись москвича А. С. Иванова о театральной жизни Псковщины XIX века; почитать воспоминания В. Каверина о его посещениях псковского театра юности и его «городе детства»; узнать о том, что псковские актеры стояли у истоков создания русского театра Эстонии и множество других интересных фактов из истории театра в Пскове.
Раздел книги под названием «Директорский взгляд: о жизни, о театре, о себе» во многом составлен из публикаций Валерия Федоровича Павлова, заслуженного работника культуры РФ, который был директором театра на протяжении двадцати лет с 1999 г. по 2009 г. и сделал немало во мя его развития и процветания. Именно с его приходом псковский театр стал участвовать в престижных отечественных и международных театральных форумах, а при его участии создан единственный в России репертуарный театр под открытым небом в исторических памятниках «Карусель». И, конечно, не без его стараний и по сей день проводится в Пскове знаменитый Всероссийский театральный фестиваль.
Работы В. Павлова, представленные в этой книге, рассказывают не только об актерах, режиссерах, спектаклях театра разных лет, но и воссоздают разные грани псковской театральной жизни – ее нравы, взлеты и падения, радости и трудности, без которых невозможно построить ни одно благородное дело. И в совокупности каждое слово, сказанное Валерием Федоровичем, сводится к единой мысли о том, что наш провинциальный театр всегда имел гордую «осанку благородства».
Эту же мысль мы находим во втором томе издания в его статье «Вечный театр»: «Театр развивается по своим циклическим законам. На протяжении последних 100 лет театральная жизнь в Пскове то оживала, то угасала, театр не раз закрывался, но появлялись новые люди, новые идеи, и он возрождался». Потому что театр – это не просто здание, «театр – это люди или группа людей, умеющих создать нечто такое, что способно разбудить в зрителе чувства, заставить его задуматься о происходящем или прошлом, о связи времен и поколений…».
Именно о людях театра рассказывает второй том книги «Псков. Пушкина 13». Он включает три раздела «Псковский театр в зеркале прессы», «Эхо гастролей», «Приложение».
Авторами статей выступают самые разные люди – краеведы, театроведы, филологи, журналисты, писатели и поэты: И. Марук, Л. Никитина, И. Ефимова, Н. Лаврецова, С. Золотцев, В. Курбатов, В. Охотникова, И. Александрова, М. Михайлова и другие.
Освящается тема гастрольной жизни псковского театра. Очень важно, что практически во всех городах псковские спектакли принимали с положительной стороны, отмечая присущий им «дух поиска», актуальность и глубину представляемой темы. Так, в газете «Львовская правда» за 25 июля 1987 г. читаем: «Разные бывают театры. Есть сильные – маститостью режиссеров, мастерством актеров, но отдающие при всем том то скукой, то академическим холодком. В Пскове нет, пожалуй, маститых и чересчур мастеровитых. Но зато театр – живой, горячий. Его можно принимать или не принимать, с ним можно спорить. Но спокойным, «незадетым» из него не выйдешь. А разве это так уж мало?».
Последний раздел этой книги будто бы неприметен и обозначен как «Приложение», но насколько он важен для сохранения летописи псковской театральной жизни! Ведь здесь представлена именная фотогалерея многих людей разных поколений, кто бескорыстно служил театру: и широко известные – режиссеры, артисты, художники, и те, кто никогда не выходил на сцену – звукорежиссеры, художники по свету, вахтеры, билетные контролеры, без которых театр бы просто не состоялся. И в результате, данная книга превращается в настоящий гимн благодарности всем, кто внес свой вклад в общее дело процветания псковского театра.
«ПСКОВСКИЕ СЕЗОНЫ: ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ТЕАТР В ХХ ВЕКЕ»
«Псковские сезоны» - еще одна история рождения в Пскове театра имени А. С. Пушкина, его становления и развития. Она также составлена Л. А. Никитиной, выпущена к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина под руководством В. Ф. Павлова.
По сути, данная книга – продолжение начатого Ингой Цирпонс разговора о псковском театре, только она являет собой иной срез истории театральной жизни Пскова - с начала XX века и до дней ее издания.
Работу над книгой начинал Виктор Егорович Карпов – замечательный журналист, безвременно ушедший, редактор первой книги о театре губернского Пскова. Светлой памятью о нем пронизана каждая страница «Псковских сезонов», где приводится множество интереснейших фактов, рассказывается о режиссерах и актерах различных театральных школ и поколений, повествуется об осуществлении проектов и инициатив, ставших заметными явлениями в театральной жизни России.
Авторами материалов выступают участник Великой Отечественной войны Георгий Алексеевич Бакусов, историки Валерий Валентинович Люлюкин и Юлиана Александровна Цехановская, музейные работники Инна Николаевна Лукина и Светлана Павловна Хащенко, упомянутые выше - краевед Натан Феликсович Левин, театровед Любовь Алексеева Никитина, директор театра Валерий Федорович Павлов и историк Анатолий Васильевич Филимонов.
Театральная жизнь Пскова в 1917-1948 гг., в том числе - годы оккупации, затем 50-60–е гг. и следом 70–е гг. – эти временные отрезки жизни псковского театра вобрали в себя имена потрясающе талантливых людей – режиссеров В. Н. Лебедева, В. В. Истомина-Кастровского, В. Бухарина, В. Радуна и др., артистов – семью Ю. Преснякова, Л. Крамер, Г. Шукшановой, В. Порошина и других. Здесь же рассказывается о знаменитом русско-голландском пушкинском театральном проекте, представлена фотогалерея самых известных театральных людей, спектаклей, сюжетов.
Но, несмотря на всестороннее освящение истории театра, данная книга – не театроведческая, она не является всеобъемлющим исследованием, а служит скорее благодатным посылом будущим поколениям к продолжению летописи псковского театра. «Все остается людям, - говорит в этой книге народный артист России В. Радун, - опыт предшествующих поколений, их творческие поиски, взлеты и падения, художественное осмысление действительности», и, конечно, память о тех, кто отдавал жизнь Театру и кто верно и преданно служил его непреложным истинам.
ДНИ И НОЧИ "КАРУСЕЛИ": ЗАМЕТКИ О ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
«Дни и ночи «Карусели» - под таким названием в «Провинциальных сезонах» опубликована статья, и так же называется двухтомное издание, воссоздающее всю историю жизни единственного в России репертуарного театра под открытым небом в исторических памятниках «Карусель». Вдохновителями и руководителями этого театра стали Валерий Федорович Павлов (он же - автор данной книги) и уже ушедший от нас народный артист РФ, Заслуженный деятель искусств России Вадим Иосифович Радун.
Так сложилось, что Вадим Иосифович стал пятнадцатым главным режиссером Псковского театра, а Валерий Федорович – его пятнадцатым директором. Искусство театра воссоединило этих талантливых людей, а судьба даровала дружбу, путь и нелегкую, но честную, плодотворную, интересную.
В основе создания театра «Карусель» лежала идея Радуна о том, что «театр с момента своего рождения, от великих греков, жил под открытым небом как частица космоса, где вместо театральных – атрибуты мироздания: небо, камни, земля». Это был потрясающий опыт: спектакли, которые постоянно игрались здесь, имели шумный успех, их посмотрели десятки тысяч псковичей, туристов и гостей Пскова из самых разных стран.
Первая постановка состоялась 29 мая 1988 года - завершая день города, артисты театра драмы им. А. С. Пушкина у Покровской башни показали спектакль «Сказ о прихожении Стефана Батория на град Псков в году 1581-м». Он был сыгран на том самом месте, где происходили реальные исторические события, о которых идет речь в пьесе. Успех спектакля был ошеломляющий!
Об этом нам рассказывает одна из первых глав книги «Старая истина: всякая инициатива и доброе дело наказуемы». Название главы не случайно, ведь в период становления организаторам и актерам театра «Карусель» было нелегко, были нападки, необоснованная критика, в результате которых в Пскове спектакли под открытым небом понемногу утихли, но вот в других городах – шли с невероятным успехом: «На 500-летии Ивангорода», «На 700-летии Выборга», «На 700-летии Приозерска», в праздновании 1250-летия Старой Ладоги, неоднократно - в Санкт-Петербурге и Москве. И только лишь после шумных успехов «Карусели» на гастролях постепенно театр завоевал расположение Пскова и получил официальный статус, завел свои устав, печать и счет; его спектакли шли у Гремячей башни, в Приказных палатах, на Вечевой площади Псковского кремля, у Мирожского монастыря.
Кроме занимательной истории о театре «Карусель» книга имеет подзаголовок «Заметки о провинциальном театре», поэтому рассказывает еще и о плодотворных международных проектах театра: о творческом содружестве с театром шотландского города-побратима Перта, о русско-голландском пушкинском театральном проекте, о русско-германском театральном проекте «Из России с любовью».
Очень интересной с точки зрения культуры просвещения является глава книги «Смотрите, кто ушел…», где сквозь время ее автор вырисовывает образ пушкиногорского подвижника С. С. Гейченко и возвращает нас глубинами нашей памяти к известным именам псковского искусства: писателю И. А. Васильеву, ученому-филологу Е. А. Маймину, поэтам И. В. Виноградову, И. Н. Григорьеву, журналисту В. Е. Карпову, музейным работникам И. Н. Ларионову и Л. А. Творогову, учителю литературы Н. Н. Колиберскому, архитекторам-рестовраторам Ю. П. Спегальскому, Б. С. Скобельцыну, художникам В. М. Васильеву и А. А. Оникеенок, музыкантам М. И. Ривкину, В. Г. Румянцеву, артистам Ю. В. Преснякову, А. И. Багрецову и еще множеству имен, представляющих настоящую жемчужину псковской истории и культуры.
Завершает первый том книги фотогалерея под названием «Программа «Все звезды», листая которую мы видим много благородных лиц – счастливых артистов, режиссеров, писателей и художников в самые разные и по-своему важные для них моменты – во время спектаклей, постановок, в городе Пскове, Печорах или Пушкинских горах…
Второй том издания «Дни и ночи «Карусели» рассказывает о спектаклях 2005-2009 годов, а также постановках театра (1938-2009 гг.) – еще один срез истории театральной жизни Пскова.
Интересна статья этой книги - из «Актерского дневника» Заслуженного артиста России Виктора Яковлева «Браво, директор!», посвященная Валерию Павлову. По словам актера, Валерий Павлов – этот неутомимый труженик, радетель псковской культуры, сумел сохранить в Пскове «все признаки русского репертуарного Театра-Дома - эпицентра общественной, культурной, духовной жизни» города, и шире – национального достояния России».
«…Не будем отчаиваться, - говорит Валерий Павлов, - Угаснет в псковской провинции нынешний театр, придет время, возникнет потребность выплеснуть на театральную сцену вечные проблемы человеческого бытия, и в Пскове вновь родится театр другой. В этом смысле он вечен. Театр умер! Да здравствует театр!».
КОЛЛЕКЦИЯ ИЗДАНИЙ ЛЕОНИДА МОИСЕЕВИЧА РУДОГО
Сколько даровитых людей рассыпано по просторам нашей бескрайней России. Но не все они одарены от природы, многим приходится взращивать свой талант годами, упорно и с трудом воспитывать в себе чудесные способности. Именно таким человеком можно считать великолукского журналиста, драматурга, режиссера Леонида Моисеевича Рудого (1908-1981).
С Великими Луками судьба связала драматурга в послевоенное время, он приехал сюда в 1948 г. Работал секретарём, заведующим отделом культуры газеты «Великолукская правда». Возглавлял объединение журналистов, поэтов и писателей города. Одним словом - оттачивал свое мастерство и дарование, истоки которого были заложены еще в юности. Еще в 1926 г., одновременно с работой на электротехническом заводе в Житомире, он начал заниматься творчеством, являлся корреспондентом газеты «Ряданьска Волынь», руководил драматическим кружком.
Одним из лучших произведений драматурга исследователи считают его пьесу о герое Гражданской войны Сергее Лазо - «Этих дней не смолкнет слава», которую он задумал еще на Дальнем Востоке, а реализовать смог только после войны – на сцене Великолукского областного драматического театра.
Тематически пьеса рассказывает о том, как советский народ под руководством Коммунистической партии героически боролся с белогвардейцами и интервенцией на Дальнем Востоке в 1918-1920 гг. Простые, честные люди самоотверженно любящие свою Родину, ведут борьбу за ее свободу, счастье грядущих поколений и светлое будущее.
Особенно в галерее героев этой героико-романтической драмы выделяется ее ведущий персонаж - Сергей Георгиевич Лазо. Он молод, наделен от природы острым умом, необыкновенной находчивостью и храбростью. Его глаза горят вдохновением, он пристально-внимателен к окружающим. Враги смотрят на него с ненавистью и опаской, он же – силен, умен и предусмотрителен. Сила его – в единстве со своими товарищами: «Товарищи! Мы не хотим войны – слишком много страданий и несчастий сулит новая война, на войну мы первые не пойдем! Но если на нас нападут, мы ответим борьбой!».
В идейной композиции всего произведения являет собой его основную гуманистическую идею. Нужно сказать, что пьеса нашла живой отклик в сердцах советских зрителей, ведь в дальнейшем она прошла более чем в 50 театрах страны.
Следующие пьесы Л. Рудого, входящие в «Псковскую театральную коллекцию» «Встреча под дождем», «Ценою жизни», «Никто не простит», «Неумолимый приговор» по жанру – драматические повести и драмы. Лишь «Веселый экзамен» выделяется – это единственная в представленной коллекции комедия. В разное время эти произведения были поставлены на сцене Великолукского драматического театра.
Отдельного внимания заслуживает книга Л. Рудого «Самодеятельный театр в Торопце». Это небольшое по объему, но всестороннее по содержанию, издание рассказывает о сорокалетней истории самодеятельного коллектива Торопецкого районного Дома культуры.
Он был организован в 1917 году, в первые дни после Октябрьской революции. За сорок лет торопецкие любители осуществили постановку пьес А. Островского, Н. Гоголя, М. Горького, А. Чехова, О. Бальзака, показали на сцене произведения советских драматургов Б. Лавренева, А. Софронова, В. Шкваркина, В. Розова, В. Минко и многих других. Можно сказать, что репертуар этого коллектива подчас мало отличался от репертуара профессиональных театров.
Ценность этой книги – не только в глубоком историко-краеведческом исследовании деятельности самодеятельного театра г. Торопца, но и в литературно-художественной специфике издания. Ведь с его страниц с нами говорит настоящий писатель, обладающий поэтизированным даром русского слова, умом, творческим воображением и умением из малого сотворить великое, из обыденного – чудесное.
«Театр!.. Каким вниманием, какой большой любовью пользуется он у советских людей. Зрители всегда горячо благодарны за хороший, правдивый, волнующий спектакль, в котором раскрываются человеческие характеры и судьбы, глубокие мысли, сильные страсти, когда сцена не только отражает настоящую жизнь, но и учит людей жить», - говорит автор в одной из глав своей книги, которая датирована 1957 годом. И здесь невольно приходит в сознание мысль о том, какое же значение имеет театр в жизни современного человека? Также ли он гуманистичен, глубок и любим зрителем сегодняшним? В этом смысле книга Леонида Рудого обращена в будущее – являя собой пример глубокого исследования, она воспевает труд людей, беззаветно и преданно служивших искусству, пусть непрофессионально, но ведь искусство театра – в своей единой миссии просвещения – неподвластно стереотипам времени и нравов.
«Нет никакой единой технологии создания великого артиста и режиссера, - вспоминаем слова Валерия Павлова, - Их не поставишь на поток. В этом таинстве принимают участие три творца – Бог, труд и талант. И еще много обстоятельств. Таких, как элементарное везение, востребованность, состояние общества».
Пьесы Л. Рудого в этом смысле – стали «героями своего времени»: они нашли своего зрителя и были любимы им. Однако, их глубинное и всестороннее изучение – еще впереди, также как и творческая биография самого драматурга.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ «РЕЖИССЕР НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ЕВРЕИНОВ» И «ТЕАТРЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Завершают обзор «Псковской театральной коллекции» электронные издания, составленные специалистами отдела литературы по культуре и искусству Псковской областной универсальной научной библиотеки: «Режиссер Николай Николаевич Евреинов» и «Театры Псковской области». Это - достаточно многогранные исследования универсального характера, адресованные как широкому кругу читателей, интересующихся театральным искусством Псковской области, как и узким специалистам - театроведам, студентам театральных ВУЗов и колледжей.
Издание «Режиссер Николай Николаевич Евреинов» - единственный в своем роде наиболее полный ресурс, который содержит биографические и библиографические сведения о жизни и творчестве знаменитого режиссера. Библиографические сведения, размещенные здесь, подготовлены на основе каталогов и картотек Псковской областной универсальной научной библиотеки и включают материалы за 1912-2016 года.
Содержание издания составляет информация о литературном наследии Евреинова, а для удобства пользования представлены полные тексты наиболее известных его театральных работ, видеозапись документально-биографического фильма «Николай Евреинов. Сверхшут» в авторской программе Михаила Левитина «Под небом театра на телеканале «Россия-Культура».
Издание заслуживает внимания в силу невероятно интересной судьбы этого человека, который прожил большую и насыщенную жизнь. Его дарование потрясающе многогранно: он был режиссёром, драматургом, теоретиком и преобразователем театра, историком театрального искусства, философом, музыкантом и художником. Небольшой период жизни столь известный в мире человек провел в нашем тихом городе Пскове.
Незадолго до смерти, он выпустил труд всей жизни - «Историю русского театра с древнейших времен до 1917 года». Его название говорит нам о том, что и этот труд, и вся жизнь этого человека была посвящена изучению и воплощению театра и шире – искусства - в жизнь. А сам он оказался оторванным облаком, парящим в небесах и по-прежнему претворяющим все свои чаяния в слова, ведь память о нем живет, а достижения его не стираются во времени.
В 2013 году специалистом отдела литературы по культуре и искусству Псковской областной универсальной научной библиотеки С. В. Смирновой было подготовлено электронное издание «Театры Псковской области».
Это очень разностороннее и профессионально выдержанное издание, рассказывающее об истории псковской театральной жизни, профессиональных и самодеятельных театрах Псковской области, театральных фестивалях, проходящих на территории региона. Один из разделов посвящен деятельности Псковского регионального отделения «Союза театральных деятелей Российской Федерации» во главе с Ю.М. Новохижиным, есть информация библиотеке режиссера Б.М. Филиппова (1907-1976), которая находится в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки.
Особого внимания заслуживает раздел ресурса, посвященный театральным фестивалям Псковщины: Всероссийскому Пушкинскому театральному фестивалю, Фестивалю любительских театров и фольклорных программ «Затея сельской остроты», Фестивалю особых театров «Великая сила искусства», Областному фестивалю детских и юношеских коллективов «Театральная мозаика». Информация о каждом из театров включает исследовательскую статью и библиографические материалы. И одним из многочисленных достоинств издания составляет подраздел «Фестиваль «Затея сельской остроты», где размещены видео отрывки спектаклей, просмотрев которые можно погрузиться в мир псковского театрального искусства.
*****
Мы закрыли последнюю страницу «Псковской театральной коллекции». Нелегка была эта попытка всестороннего анализа многолетней летописи театральной жизни нашего древнего города, но как увлекательна! Все издания очень важны для каждого уважающего себя, образованного человека, глубоко неравнодушного к истории родной земли, ведь они - не застывшие в рамках своего сюжета тексты, а живые свидетельства театральной и шире – культурной жизни Пскова. Это глубокая и всеобъемлющая история одного искусства, рассказанная талантливыми людьми самых разных нравов, времен и поколений.
И, хочется верить, что эта история найдет свое продолжение, и мы откроем еще не одну книгу, рассказывающую о жизни псковского театра, который ярко и маняще продолжает светить своему зрителю на псковском культурном небосклоне.
Голубева А., пресс-служба Псковской ОУНБ