Продолжая свою просветительскую деятельность библиотечная акция «Единый день писателя/поэта-юбиляра» представляет публикацию к юбилейной дате еще одного мастера русской литературы: 1 апреля 2019 г. исполняется 210 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) - русского писателя, драматурга, мыслителя и философа.
Продолжая свою просветительскую деятельность библиотечная акция «Единый день писателя/поэта-юбиляра» представляет публикацию к юбилейной дате еще одного мастера русской литературы: 1 апреля 2019 г. исполняется 210 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) - русского писателя, драматурга, мыслителя и философа.
Когда произносишь имя Николая Васильевича Гоголя – одного из самых загадочных писателей русской литературы, невольно встает перед глазами мозаика потрясающих образов: Хлестаков, Добчинский и Бобчинский, Чичиков, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин, Манилов, Тарас Бульба, Оксана, Вакула, Солоха, Хома, Акакий Акакиевич и многие-многие другие колоритные, яркие герои, которые стали настоящими художественными типами, замечательными, глубокими символами-характерами. И венчает эту палитру знаменитых героев образ благородной «птицы-тройки», яркой, поэтичной, вольно рвущейся вперед, олицетворяющей сильную душу русского народа.
Николай Васильевич Гоголь-Яновский в русской литературе – фигура, едва ли не самая значительная и в связи с чем, одна из самых труднопостижимых. Он ушел из жизни, не дожив месяца до сорока трех лет. В возрасте расцвета и творческого взлета, угас стремительно и неожиданно для всех, предав огню свой многолетний труд по созданию второго тома «Мертвых душ». Ушел, захлопнув за собой дверь, оставив тишину и тысячу вопросов, главный из которых задают себе читатели и исследователи его творчества до сих пор – «Почему так случилось?».
Это остается загадкой, ведь явных внешних предпосылок для столь странных предсмертных поступков у писателя не было, при жизни его самозабвенно любили, увлеченно зачитывались его тестами, обхаживали, пеклись о его делах и нуждах, потакали капризам, прощали порой обидные выходки и нелепости: «Мы не можем судить Гоголя по себе, – говорил С. Т. Аксаков, – даже не можем понимать его впечатлений, потому что, вероятно, весь организм его устроен как-нибудь иначе».
Но, собрав и представив на посмеяние весь мрак и безобразие, пошлость и мерзость окружающей действительности, Гоголь, как «художник небывалой проницательности и остроты ума, ясного и светлого взора, как честный человек … не мог смириться с тем, что на страницах его заветного сочинения Россия Пушкина запечатлелась только как Россия Плюшкина… и мучительно – более десяти лет – искал способ восстановить полноту картины. Не нашел. И сжег все. И себя – обессиленного исканиями» (Павел Фокин).
Его возлюбили, но его не поняли. В сознании большинства своих современников он представлял собой классическую фигуру писателя-сатирика – обличителя пороков человеческих и общественных, блестящего юмориста, и, наконец, просто писателя-комика, развлекающего публику. Но сатириком Гоголь никогда не был, его смех иного рода – он обладает очищающей, врачующей души силой, а сам автор – очень сложной системой взглядов на мир, искусство и судьбу России.
«Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора», - писал Гоголь матери в 1844 году. Завет писателя исполнился лишь спустя более сотни лет, на рубеже 1980-1990–х гг. произошла первая реабилитация его духовно-нравственных взглядов. Появились работы исследователей (С. А. Гончаров, В. А. Воропаев, И. А. Виноградов, И. П. Золотусский и др.), которые открыли долгий путь переоценки творчества Гоголя. И сегодня открытие этого великого духовного гения России продолжается.
Биография и творчество Н. В. Гоголя
«Еще с самых времен прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел принести хоть малейшую пользу», - писал восемнадцатилетний, полный сил и творческих замыслов, Николай Гоголь в октябре 1827 года Петру Косяровскому.
С раннего возраста будущего драматурга и писателя волновали возвышенные идеалы, а сам он был исполнен великодушного и благородного стремления к человеческому благу, сочувствия к человеческому страданию. Служение искусству, к которому у него имелись и дарование, и возможности, представлялось ему высоким нравственным долгом.
«Он родился в низенькой хатке, крытой соломой, в комнате с глиняным полом. Первый свет, который он увидел, был свет серенького мартовского дня, свет месяца, который у древних славян считался началом года Все уже таяло, и мелкий снежок, падавший на землю, когда его несли завернутого в одеяльца и пеленки в церковь, не мог скрыть пробивающейся зеленой травки. Он родился весной и потом всю жизнь любил весну, весною весь его организм просыпался, напрягался; весною ему и писалось, и мечталось, и жилось. «Сильно люблю весну, - писал он. - ...Мне кажется, никто в мире не любит ее так, как я. С нею приходит ко мне моя юность; с ней мое прошедшее более чем воспоминание: оно перед моими глазами и готово брызнуть слезою из моих глаз...»
(«Дом в Васильевке», из книги Игоря Золотусского «Гоголь», серия «ЖЗЛ»)
По старому стилю летоисчисления дата рождения Гоголя приходится на 20 марта 1809 г. Место, где родился будущий мастер – имение родителей Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.
Свое имя писатель получил в честь Святителя Николая Мирликийского, перед чудотворной иконой которого его мать, Мария Ивановна Гоголь-Яновская (в девичестве Косяровская), дала обет. Нужно сказать, что атмосфера духовности окружала мальчика с детства. Многие черты матери - человека глубокой душевной организации, богобоязненной религиозности и тонкого предчувствия, - унаследовал маленький Николай. От отца, Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского, человека остроумного, много видавшего и испытавшего на своем веку, великолепного рассказчика - перенял дар слова, любовь к искусству и театру. А природа, быт и красота Малороссии, окружавшие писателя с детства, стали впоследствии живыми образами многих его произведений: повести «Старосветские помещики», «Тараса Бульбы» и др. Неподалеку от Васильевки находилась и кочубеевская Диканька, с именем которой в свою очередь связан цикл ранних повестей Гоголя.
Мария Ивановна Гоголь-Яновская и Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский
Первоначальное образование будущий писатель получил дома, от «наемного семинариста». В 1818-1819 гг. вместе с младшим братом Иваном Гоголь обучался в Полтавском уездном училище; летом 1820 готовился к поступлению в Полтавскую гимназию. В 1821 он был принят в только что открывшуюся Гимназию высших наук в Нежине.
Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», которая не сохранилась.
В конце декабря 1828 г. Гоголь приехал в Петербург с широкими планами о благородном труде на благо Отечества. Стесненный в материальных средствах, он пробует свои силы в качестве чиновника, актера, художника.
Дважды дебютирует в печати: в 1829 г. как поэт с публикацией стихотворения «Италия» (без подписи) и написанной еще в Нежине подражательной поэмой «Ганц Кюхельгартен» (под псевдонимом В. Алов). Последняя получила в журналах отрицательные рецензии, после чего Гоголь постарался сжечь все имевшиеся у книгопродавцев экземпляры тиража.
Второй дебют состоялся в прозе и сразу поставил Гоголя в число первых литераторов России. Это был цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832 гг.). Гоголь знакомится с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, бароном А. А. Дельвигом, А. С. Пушкиным. Своими повестями он становится известен и при Дворе. Благодаря Плетневу в марте 1831 Гоголь вступил в должность младшего учителя истории Патриотического института, находившегося в ведении имп. Александры Феодоровны.
В 1835 выходят в свет сборники «Арабески» и «Миргород», в тот же год он принимается за написание «Ревизора», сюжет которого подсказан был А. С. Пушкиным; работа продвигалась успешно и уже 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у В. А. Жуковского в присутствии А. С. Пушкина, П. А. Вяземского и других литераторов, а в феврале-марте был уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая - премьера в Москве, в Малом театре.
Тогда же Гоголь оставляет службу в Петербургском университете и Патриотическом институте и начинает работать над поэмой «Мертвые души». В июне 1836 г. он уезжает за границу, где живёт в течение более чем десяти лет с редкими визитами на Родину. Он живет в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, и дольше всего – в Италии, куда отправился весной 1840 г., и где начал работу над вторым томом поэмы «Мертвые души» - размышлениями писателя о духовном, «небесном братстве» русского народа.
Осенью 1841 г. Гоголь возвращается в Россию для издания первой части «Мертвых душ» (1842) и подготовки в печати собрания сочинений (1843), где впервые были напечатаны «Шинель», «Театральный разъезд после представления новой комедии», вторая редакция «Тараса Бульбы» и др.
После выхода первого тома, работа над вторым томом протекала нелегко, Гоголь терзался. В результате в 1845 г. он сжигает рукопись, объясняя свой поступок тем, что «пути и дороги» к возрождению человеческой души не получили достаточно правдивого и убедительного выражения.
Спустя два года, в 1847 году, Гоголь публикует «Выбранные места из переписки с друзьями» - свою публицистическую книгу-завещание, где он много рассуждает о внутреннем, душевном христианском самовоспитании. Своим проповедническим тоном книга для большинства читателей явилась неожиданностью, а у некоторых из них вызвала резкое неприятие (В. Г. Белинский и др.). Намереваясь объясниться с читателями, Гоголь работает над «Авторской исповедью» и статьей «Искусство есть примирение с жизнью».
В апреле 1848 после паломничества в Святую землю Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах - Малороссии. В 1852 году он заканчивает новую редакцию второго тома «Мертвых душ», главы из которой читает друзьям-литераторам. Однако спустя несколько недель в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает и эту рукопись.
18 февраля 1852 г. Гоголь соборовался и приобщился Святых Тайн. Кончина писателя последовала 21 февраля 1852 г., около 8 утра. Накануне, поздно вечером, он громко произнес: «Лестницу, поскорее, давай лестницу!», а последними словами, сказанными им в полном сознании, были: «Как сладко умирать!».
«Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова? Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертию, назвать великим; человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся как одной из слав наших. Он умер, пораженный в самом цвете лет, в разгаре сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников…»
(И. С. Тургенев)
Смерть писателя стала потрясением для всей России. А его предсмертный поступок озадачил русского читателя навсегда. И сегодня, и завтра, как и сто лет назад, тайна гибели второго тома великой поэмы писателя будет мучить русскую душу.
Его смерть загадочна, до сих пор не могут установить ее причину – болезнь, страдание, душевные расстройства, судьба? – ни одна из версий не находит должного оправдания. Не осталось практически никаких вещей писателя… Золотые часы, принадлежавшие некогда Пушкину, пальто, два сюртука, несколько пар брюк, галстуки и три носовых платка. И знаменитый кожаный портфель. Ни денег, ни важных бумаг… Остались только произведения. И, думается, именно в них заключается разгадка тайны жизни и смерти этого великого художника, учителя нравственности и христианского подвижника, каковым и являлся Николай Васильевич Гоголь.
«Уничтожив свои рукописи, Гоголь сочинил, может быть, еще более грандиозную и величественную поэму, чем ту, которой вот уже более ста шестидесяти лет восхищаются читатели. Молчаливая тень Второго Тома, не того, что сгорел, а того, который виделся Гоголю в минуты духовного откровения, манит к себе и вдохновляет, пробуждает мысль и совесть. Ей мы обязаны «Дворянским гнездом», «Обломовым», «Войной и миром», «Братьями Карамазовыми» – всем деятельным и страстным порывам русской души. Второй Том «Мертвых душ» – это зачарованный Град Китеж русской литературы, и все мы, души живые, взыскуем его…» (Павел Фокин).
Н. В. Гоголь и его произведения в русской живописи
Яркая, в определенном смысле, загадочная внешность Николая Васильевича Гоголя неоднократно привлекала к нему внимание художников. На многих портретах мастеров русского искусства мы видим задумчивого писателя-мыслителя с одухотворенным, благородным лицом.
Одним из самых известных портретов писателя является работа русского художника Федора Антоновича Моллера (1812 – 1874), который еще известен как Отто Фридрих.
Этот портрет написан при жизни Н. В. Гоголя, в Италии, в счастливые годы его творческого расцвета. В последствие он был приобретен П.Третьяковым для своей портретной галереи «людей, дорогих нации».
Художнику, который хорошо знал писателя, удалось передать две стороны его жизни, наложившие печать на весь облик. С портрета на нас смотрит доброе, благодарное и светлое лицо, по сути, единственное светлое пятно в портрете; все остальное: волосы, шинель, сюртук, платок, подхватывающий под самый подбородок шею, большая часть фона – выполнено в темной тональности. Что-то мрачное, несчастливое, недоброе чувствуется в этой темноте. И глаза – немного насмешливые, но более – грустные, страдальческие, наполненные тихой печалью. Единый образ человека достойного, благородного складывается на этом полотне, где гармонично все – внешность, костюм, прическа и сам его дух – перед нами мыслитель, философ своего времени.
С другими портретами Н. В. Гоголя, а также с некоторыми, самыми известными, иллюстрациями русских художников к его произведениям, вас познакомит виртуальная экспозиция, названная словами самого писателя: «Я почитаюсь загадкою для всех».
*****
«Я знаю, что много еще протечет времени, пока узнают меня совершенно узнают то, что более всего трогает чувствительные струны…», - говорил Н. В. Гоголь в письме к С. Т. Аксакову за 1842 год. Его слова оказались пророческими, ведь по прошествии более сотни лет началось познание истинного значения его творческой и жизненной судьбы.
К сожалению, в рамках одной скромной статьи трудно, да и невозможно, освятить всю глубину судьбы и личности этого писателя, можно с разных сторон говорить о его произведениях, раскрывать премудрости его жизненной философии, но итог обоснован и единственно верен: открытие великого писателя Николая Васильевича Гоголя еще впереди.
Для более глубокого знакомства с биографией и философией писателя мы отсылаем вас к книгам, которые были использованы для написания данной статьи (см. список литературы). Эти издания - одни из самых объективных и глубоких исследований жизни Гоголя и едва ли не самые интересные. Все они есть в фонде нашей библиотеки.
И, конечно, читайте его произведения – составляющие самое главное его завещание, его песнь о Руси – «необгонимой тройке», вольно несущейся, вдохновенной Богом:
«... Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...»
(Н. В. Гоголь).
Литература:
- Анненская А. Н. Н. В. Гоголь. Его жизнь и литературная деятельность. СПб, 1981
- Виноградов И.А.Гоголь-художник и мыслитель: христианские основы миросозерцания : К 150-летию со дня смерти Н. В. Гоголя / Виноградов И.А. / РАН, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М. : Наследие, 2000. - 447 с .
- Воропаев В.А. Н.В. Гоголь : Жизнь и творчество : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Воропаев В.А. - М. : Изд-во Москов. ун-та, 1998. - 125 с. -(Перечитывая классику).
- Гоголь без глянца / [сост., вступ. ст. П. Фокина]. - СПб. : Амфора, 2008. - 428, [2] с. -(Без глянца). - Проект Павла Фокина -ISBN 978-5-367-00737-2 (в пер.)
- Золотусский Игорь Петрович. Гоголь / Золотусский Игорь Петрович - [Изд. 7-е] . - М. : Молодая гвардия, 2009. - 485 с. -(Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. биогр. / осн. в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким). - Библиогр.: с. 482-483 .
- Капитанова Людмила Анатольевна. Н.В. Гоголь в жизни и творчестве : учеб. пособие для шк., гимназий, лицеев и колледжей / Капитанова Людмила Анатольевна - М. : Русское слово, 2004. - 156, [3] с.
- Мочульский Константин Васильевич. Духовный путь Гоголя / Мочульский Константин Васильевич / Константин Мочульский ; [Моск. гор. б-ка "Дом Гоголя" ; сост. И.Ф. Владимиров]. - Москва : Наш дом, 2004. - 160 с.
- Последняя книга Н. В. Гоголя : сборник статей и материалов / [сост. И. Р. Монахова, И. П. Золотусский]. - Москва : Русский путь, 2010. - 350, [1] с.
*Акция «Единый день писателя/поэта-юбиляра в библиотеках Псковского региона» продолжит свою просветительскую миссию. Подробнее с положением акции и планом мероприятий можно ознакомиться здесь.
Голубева А., пресс-служба ПОУНБ