Продолжая свою просветительскую деятельность библиотечная акция «Единый день писателя/поэта-юбиляра» представляет публикацию к юбилейной дате еще одного мастера русской литературы: 1 апреля 2019 г. исполняется 210 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) - русского писателя, драматурга, мыслителя и философа.

ГогольПродолжая свою просветительскую деятельность библиотечная акция «Единый день писателя/поэта-юбиляра» представляет публикацию к юбилейной дате еще одного мастера русской литературы: 1 апреля 2019 г. исполняется 210 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) - русского писателя, драматурга, мыслителя и философа.

Когда произносишь имя Николая Васильевича Гоголя – одного из самых загадочных писателей русской литературы, невольно встает перед глазами мозаика потрясающих образов: Хлестаков, Добчинский и Бобчинский, Чичиков, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин, Манилов, Тарас Бульба, Оксана, Вакула, Солоха, Хома, Акакий Акакиевич и многие-многие другие колоритные, яркие герои, которые стали настоящими художественными типами, замечательными, глубокими символами-характерами. И венчает эту палитру знаменитых героев образ благородной «птицы-тройки», яркой, поэтичной, вольно рвущейся вперед, олицетворяющей сильную душу русского народа.

Николай Васильевич Гоголь-Яновский в русской литературе – фигура, едва ли не самая значительная и в связи с чем, одна из самых труднопостижимых. Он ушел из жизни, не дожив месяца до сорока трех лет. В возрасте расцвета и творческого взлета, угас стремительно и неожиданно для всех, предав огню свой многолетний труд по созданию второго тома «Мертвых душ». Ушел, захлопнув за собой дверь, оставив тишину и тысячу вопросов, главный из которых задают себе читатели и исследователи его творчества до сих пор – «Почему так случилось?».

Это остается загадкой, ведь явных внешних предпосылок для столь странных предсмертных поступков у писателя не было, при жизни его самозабвенно любили, увлеченно зачитывались его тестами, обхаживали, пеклись о его делах и нуждах, потакали капризам, прощали порой обидные выходки и нелепости: «Мы не можем судить Гоголя по себе, – говорил С. Т. Аксаков, – даже не можем понимать его впечатлений, потому что, вероятно, весь организм его устроен как-нибудь иначе».

Но, собрав и представив на посмеяние весь мрак и безобразие, пошлость и мерзость окружающей действительности, Гоголь, как «художник небывалой проницательности и остроты ума, ясного и светлого взора, как честный человек … не мог смириться с тем, что на страницах его заветного сочинения Россия Пушкина запечатлелась только как Россия Плюшкина… и мучительно – более десяти лет – искал способ восстановить полноту картины. Не нашел. И сжег все. И себя – обессиленного исканиями» (Павел Фокин).

Его возлюбили, но его не поняли. В сознании большинства своих современников он представлял собой классическую фигуру писателя-сатирика – обличителя пороков человеческих и общественных, блестящего юмориста, и, наконец, просто писателя-комика, развлекающего публику. Но сатириком Гоголь никогда не был, его смех иного рода – он обладает очищающей, врачующей души силой, а сам автор – очень сложной системой взглядов на мир, искусство и судьбу России.

Гоголь

«Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора», - писал Гоголь матери в 1844 году. Завет писателя исполнился лишь спустя более сотни лет, на рубеже 1980-1990–х гг. произошла первая реабилитация его духовно-нравственных взглядов. Появились работы исследователей (С. А. Гончаров, В. А. Воропаев, И. А. Виноградов, И. П. Золотусский и др.), которые открыли долгий путь переоценки творчества Гоголя. И сегодня открытие этого великого духовного гения России продолжается.

Биография и творчество Н. В. Гоголя

«Еще с самых времен прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел принести хоть малейшую пользу», - писал восемнадцатилетний, полный сил и творческих замыслов, Николай Гоголь в октябре 1827 года Петру Косяровскому.

С раннего возраста будущего драматурга и писателя волновали возвышенные идеалы, а сам он был исполнен великодушного и благородного стремления к человеческому благу, сочувствия к человеческому страданию. Служение искусству, к которому у него имелись и дарование, и возможности, представлялось ему высоким нравственным долгом.

«Он родился в низенькой хатке, крытой соломой, в комнате с глиняным полом. Первый свет, который он увидел, был свет серенького мартовского дня, свет месяца, который у древних славян считался началом года Все уже таяло, и мелкий снежок, падавший на землю, когда его несли завернутого в одеяльца и пеленки в церковь, не мог скрыть пробивающейся зеленой травки. Он родился весной и потом всю жизнь любил весну, весною весь его организм просыпался, напрягался; весною ему и писалось, и мечталось, и жилось. «Сильно люблю весну, - писал он. - ...Мне кажется, никто в мире не любит ее так, как я. С нею приходит ко мне моя юность; с ней мое прошедшее более чем воспоминание: оно перед моими глазами и готово брызнуть слезою из моих глаз...»

(«Дом в Васильевке», из книги Игоря Золотусского «Гоголь», серия «ЖЗЛ»)

Родительский дом в ВасильевкеПо старому стилю летоисчисления дата рождения Гоголя приходится на 20 марта 1809 г. Место, где родился будущий мастер – имение родителей Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.

Свое имя писатель получил в честь Святителя Николая Мирликийского, перед чудотворной иконой которого его мать, Мария Ивановна Гоголь-Яновская (в девичестве Косяровская), дала обет. Нужно сказать, что атмосфера духовности окружала мальчика с детства. Многие черты матери - человека глубокой душевной организации, богобоязненной религиозности и тонкого предчувствия, - унаследовал маленький Николай. От отца, Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского, человека остроумного, много видавшего и испытавшего на своем веку, великолепного рассказчика - перенял дар слова, любовь к искусству и театру. А природа, быт и красота Малороссии, окружавшие писателя с детства, стали впоследствии живыми образами многих его произведений: повести «Старосветские помещики», «Тараса Бульбы» и др. Неподалеку от Васильевки находилась и кочубеевская Диканька, с именем которой в свою очередь связан цикл ранних повестей Гоголя. 

 

Мария Ивановна Гоголь-Яновская Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский

Мария Ивановна Гоголь-Яновская и Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский

Гимназия высших наук в НежинеПервоначальное образование будущий писатель получил дома, от «наемного семинариста». В 1818-1819 гг. вместе с младшим братом Иваном Гоголь обучался в Полтавском уездном училище; летом 1820 готовился к поступлению в Полтавскую гимназию. В 1821 он был принят в только что открывшуюся Гимназию высших наук в Нежине.

Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», которая не сохранилась.

В конце декабря 1828 г. Гоголь приехал в Петербург с широкими планами о благородном труде на благо Отечества. Стесненный в материальных средствах, он пробует свои силы в качестве чиновника, актера, художника.

«Ганц Кюхельгартен»Дважды дебютирует в печати: в 1829 г. как поэт с публикацией стихотворения «Италия» (без подписи) и написанной еще в Нежине подражательной поэмой «Ганц Кюхельгартен» (под псевдонимом В. Алов). Последняя получила в журналах отрицательные рецензии, после чего Гоголь постарался сжечь все имевшиеся у книгопродавцев экземпляры тиража.

Второй дебют состоялся в прозе и сразу поставил Гоголя в число первых литераторов России. Это был цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832 гг.). Гоголь знакомится с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, бароном А. А. Дельвигом, А. С. Пушкиным. Своими повестями он становится известен и при Дворе. Благодаря Плетневу в марте 1831 Гоголь вступил в должность младшего учителя истории Патриотического института, находившегося в ведении имп. Александры Феодоровны. 

В 1835 выходят в свет сборники «Арабески» и «Миргород», в тот же год  он принимается за написание «Ревизора», сюжет которого подсказан был А. С. Пушкиным; работа продвигалась успешно и уже 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у В. А. Жуковского в присутствии А. С. Пушкина, П. А. Вяземского и других литераторов, а в феврале-марте был уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая - премьера в Москве, в Малом театре.

Гоголь Гоголь Гоголь 

Тогда же Гоголь оставляет службу в Петербургском университете и Патриотическом институте и начинает работать над поэмой «Мертвые души». В июне 1836 г. он уезжает за границу, где живёт в течение более чем десяти лет с редкими визитами на Родину. Он живет в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, и дольше всего – в Италии, куда отправился весной 1840 г., и где начал работу над вторым томом поэмы «Мертвые души» - размышлениями писателя о духовном, «небесном братстве» русского народа.

Осенью 1841 г. Гоголь возвращается в Россию для издания первой части «Мертвых душ» (1842) и подготовки в печати собрания сочинений (1843), где впервые были напечатаны «Шинель», «Театральный разъезд после представления новой комедии», вторая редакция «Тараса Бульбы» и др.

После выхода первого тома, работа над вторым томом протекала нелегко, Гоголь терзался. В результате в 1845 г. он сжигает рукопись, объясняя свой поступок тем, что «пути и дороги» к возрождению человеческой души не получили достаточно правдивого и убедительного выражения.

Спустя два года, в 1847 году, Гоголь публикует «Выбранные места из переписки с друзьями» - свою публицистическую книгу-завещание, где он много рассуждает о внутреннем, душевном христианском самовоспитании. Своим проповедническим тоном книга для большинства читателей явилась неожиданностью, а у некоторых из них вызвала резкое неприятие (В. Г. Белинский и др.). Намереваясь объясниться с читателями, Гоголь работает над «Авторской исповедью» и статьей «Искусство есть примирение с жизнью».

ГогольВ апреле 1848 после паломничества в Святую землю Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах - Малороссии. В 1852 году он заканчивает новую редакцию второго тома «Мертвых душ», главы из которой читает друзьям-литераторам. Однако спустя несколько недель в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает и эту рукопись.

18 февраля 1852 г. Гоголь соборовался и приобщился Святых Тайн. Кончина писателя последовала 21 февраля 1852 г., около 8 утра. Накануне, поздно вечером, он громко произнес: «Лестницу, поскорее, давай лестницу!», а последними словами, сказанными им в полном сознании, были: «Как сладко умирать!».

«Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова? Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертию, назвать великим; человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся как одной из слав наших. Он умер, пораженный в самом цвете лет, в разгаре сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников…»

(И. С. Тургенев)

Смерть писателя стала потрясением для всей России. А его предсмертный поступок озадачил русского читателя навсегда. И сегодня, и завтра, как и сто лет назад, тайна гибели второго тома великой поэмы писателя будет мучить русскую душу.

Его смерть загадочна, до сих пор не могут установить ее причину – болезнь, страдание, душевные расстройства, судьба? – ни одна из версий не находит должного оправдания. Не осталось практически никаких вещей писателя… Золотые часы, принадлежавшие некогда Пушкину, пальто, два сюртука, несколько пар брюк, галстуки и три носовых платка. И знаменитый кожаный портфель. Ни денег, ни важных бумаг… Остались только произведения. И, думается, именно в них заключается разгадка тайны жизни и смерти этого великого художника, учителя нравственности и христианского подвижника, каковым и являлся Николай Васильевич Гоголь.

Гоголь

«Уничтожив свои рукописи, Гоголь сочинил, может быть, еще более грандиозную и величественную поэму, чем ту, которой вот уже более ста шестидесяти лет восхищаются читатели. Молчаливая тень Второго Тома, не того, что сгорел, а того, который виделся Гоголю в минуты духовного откровения, манит к себе и вдохновляет, пробуждает мысль и совесть. Ей мы обязаны «Дворянским гнездом», «Обломовым», «Войной и миром», «Братьями Карамазовыми» – всем деятельным и страстным порывам русской души. Второй Том «Мертвых душ» – это зачарованный Град Китеж русской литературы, и все мы, души живые, взыскуем его…» (Павел Фокин).

Н. В. Гоголь и его произведения в русской живописи

Портрет МоллераЯркая, в определенном смысле, загадочная внешность Николая Васильевича Гоголя неоднократно привлекала к нему внимание художников. На многих портретах мастеров русского искусства мы видим задумчивого писателя-мыслителя с одухотворенным, благородным лицом.

Одним из самых известных портретов писателя является работа русского художника Федора Антоновича Моллера (1812 – 1874), который еще известен как Отто Фридрих.

Этот портрет написан при жизни Н. В. Гоголя, в Италии, в счастливые годы его творческого расцвета. В последствие он был приобретен П.Третьяковым для своей портретной галереи «людей, дорогих нации».

Художнику, который хорошо знал писателя, удалось передать две стороны его жизни, наложившие печать на весь облик. С портрета на нас смотрит доброе, благодарное и светлое лицо, по сути, единственное светлое пятно в портрете; все остальное: волосы, шинель, сюртук, платок, подхватывающий под самый подбородок шею, большая часть фона – выполнено в темной тональности. Что-то мрачное, несчастливое, недоброе чувствуется в этой темноте. И глаза – немного насмешливые, но более – грустные, страдальческие, наполненные тихой печалью. Единый образ человека достойного, благородного складывается на этом полотне, где гармонично все – внешность, костюм, прическа и сам его дух – перед нами мыслитель, философ своего времени.

С другими портретами Н. В. Гоголя, а также с некоторыми, самыми известными, иллюстрациями русских художников к его произведениям, вас познакомит виртуальная экспозиция, названная словами самого писателя: «Я почитаюсь загадкою для всех».

*****

Гоголь«Я знаю, что много еще протечет времени, пока узнают меня совершенно узнают то, что более всего трогает чувствительные струны…», - говорил Н. В. Гоголь в письме к С. Т. Аксакову за 1842 год. Его слова оказались пророческими, ведь по прошествии более сотни лет началось познание истинного значения его творческой и жизненной судьбы.

К сожалению, в рамках одной скромной статьи трудно, да и невозможно, освятить всю глубину судьбы и личности этого писателя, можно с разных сторон говорить о его произведениях, раскрывать премудрости его жизненной философии, но итог обоснован и единственно верен: открытие великого писателя Николая Васильевича Гоголя еще впереди.

Для более глубокого знакомства с биографией и философией писателя мы отсылаем вас к книгам, которые были использованы для написания данной статьи (см. список литературы). Эти издания - одни из самых объективных и глубоких исследований жизни Гоголя и едва ли не самые интересные. Все они есть в фонде нашей библиотеки.

И, конечно, читайте его произведения – составляющие самое главное его завещание, его песнь о Руси – «необгонимой тройке», вольно несущейся, вдохновенной Богом:

«... Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...»

(Н. В. Гоголь).

Литература:

  1. Анненская А. Н. Н. В. Гоголь. Его жизнь и литературная деятельность. СПб, 1981
  2. Виноградов И.А.Гоголь-художник и мыслитель: христианские основы миросозерцания : К 150-летию со дня смерти Н. В. Гоголя / Виноградов И.А. / РАН, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М. : Наследие, 2000. - 447 с . 
  3. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь : Жизнь и творчество : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Воропаев В.А. - М. : Изд-во Москов. ун-та, 1998. - 125 с. -(Перечитывая классику). 
  4. Гоголь без глянца / [сост., вступ. ст. П. Фокина]. - СПб. : Амфора, 2008. - 428, [2] с. -(Без глянца). - Проект Павла Фокина -ISBN 978-5-367-00737-2 (в пер.) 
  5. Золотусский Игорь Петрович. Гоголь / Золотусский Игорь Петрович - [Изд. 7-е] . - М. : Молодая гвардия, 2009. - 485 с. -(Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. биогр. / осн. в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким). - Библиогр.: с. 482-483 . 
  6. Капитанова Людмила Анатольевна. Н.В. Гоголь в жизни и творчестве : учеб. пособие для шк., гимназий, лицеев и колледжей / Капитанова Людмила Анатольевна - М. : Русское слово, 2004. - 156, [3] с. 
  7. Мочульский Константин Васильевич. Духовный путь Гоголя / Мочульский Константин Васильевич / Константин Мочульский ; [Моск. гор. б-ка "Дом Гоголя" ; сост. И.Ф. Владимиров]. - Москва : Наш дом, 2004. - 160 с. 
  8. Последняя книга Н. В. Гоголя : сборник статей и материалов / [сост. И. Р. Монахова, И. П. Золотусский]. - Москва : Русский путь, 2010. - 350, [1] с.

*Акция «Единый день писателя/поэта-юбиляра в библиотеках Псковского региона» продолжит свою просветительскую миссию. Подробнее с положением акции и планом мероприятий можно ознакомиться здесь.

Голубева А., пресс-служба ПОУНБ

 
 
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество