Региональный центр чтения Псковской областной универсальной научной библиотеки готовит открытие нового литературного сезона.
В сентябре «БиблиоТеатр «Прямая Речь»» из цикла «Просветительские субботы» представит программу «Питер Брейгель Старший. Художественная цитата», посвященную нидерландскому живописцу; ««АRТ-Клуб»: Имена во времени» - программу «Родом из жизни» о поэте, кинодраматурге, знаковой фигуре 60-х годов XX столетия - Геннадии Шпаликове.
Региональный Центр Чтения Псковской областной универсальной научной библиотеки готовит открытие нового литературного сезона. В сентябре выйдут художественные программы. «БиблиоТеатр «Прямая Речь»» из цикла «Просветительские субботы» представит: «Питер Брейгель Старший. Художественная цитата». Наша задача – через время и пространство раскрыть тайны живописных полотен. Творчество Питера Брейгеля – совершенно уникальный мир. Прошедшие века выкристаллизовывали смысл иносказаний, аллегорий. Мир Брейгеля огромен, его картины рождают художественные переклички, и временное перекрестье открывает непрерывный творческий процесс. Сегодня мы прослеживаем, как Брейгель привнес в живопись литературную основу, и как бессмертные образы Андрея Тарковского вкроены в структуру живописных полотен медиевистического периода. В «Солярисе» «Охотники на снегу» Брейгеля символизируют домашний очаг, любовь и нежность, - к чему так рвется Рея, жена Криса. Режиссер соединил образы кино, поэзии, живописи в бессмертном художественном статусе.
Программа посвящена рассказу о двух живописных полотнах художника: «Охотники на снегу», «Избиение младенцев». Жизнь и творчество Брейгеля до сегодняшнего дня остаётся полным загадок и зашифрованных символов. Мы расскажем о данных картинах через множественные детали, из которых они и состоят. Мы проследим, как наследие художника отразилось в творчестве Мориса Метерлинка, Андрея Тарковского, Уистена Одена. Взаимодействие словесного и изобразительного искусства подчас даёт поразительные художественные произведения. В программе используется смонтированный видеоряд картин Брейгеля, в исполнении актёра Академического театра драмы им. А. С. Пушкина Виктора Яковлева прозвучат отрывки из рассказа Метерлинка «Избиение младенцев» и поэмы Уистена Одена «В музее изящных искусств».
««АRТ-Клуб»: Имена во времени» раскрывает имя Геннадия Шпаликова, поэта, кинодраматурга, знаковой фигуры 60-х годов XX столетия. Его трагическая судьба отразила не только время, в которое он жил, но и то безвременье, в которое погрузилась страна, проживая пятилетки настойчивого строительства то социализма, то коммунизма.
А были годы активной творческой работы, его охотно печатали современные журналы. Его герои – те люди, с которыми встречается в многочисленных поездках, на севере, в море. Он всегда был «душа компании», его любили, и он любил. В его последний год смешалось всё: личная неустроенность, творческая невостребованность, безденежье, невыносимая физическая боль, - цирроз печени, боль заглушалась очередной порцией алкоголя. Геннадий Шпаликов расстался с жизнью 1 ноября 1974. По истечении лет, прослеживая судьбу его жизни, мы видим предначертанность трагического исхода.
В 2009 году на ступеньках кинематографического института (ВГИК) установлен памятник трём знаменитым вгиковцам – Василий Шукшин, Андрей Тарковский и Геннадий Шпаликов. Скульптор Алексей Благовестнов. Все три фигуры запечатлены в своих самых известных позах. На шее Шпаликова намотан его знаменитый шарф. На нём он и повесится.
Не прикидываясь, а прикидывая,
Не прикидывая ничего,
Покидаю вас и покидываю,
Дорогие мои, всего!
Все прощание — в одиночку,
Напоследок — не верещать.
Завещаю вам только дочку —
Больше нечего завещать.
Приглашаем на программы «БиблиоТеатра», следите за новостями.
Нина Яковлева, руководитель Регионального центра чтения