25 июля 2019 г. - 90 лет со дня рождения Василия Макаровича Шукшина (25 июля 1929 - 2 октября 1974) - советского писателя, актера, сценариста, кинорежиссера. Обращаясь к его творческой и жизненной судьбе, мы находим в ней ответы на главные вопросы окружающей действительности – что есть человек, правда, совесть? Они - в книгах, письмах, воспоминаниях этого писателя – одного из лучших в истории всей русской литературы. К юбилейной дате наша библиотека представляет материалы о его жизни и творчестве.
25 июля 2019 г. - 90 лет со дня рождения Василия Макаровича Шукшина (25 июля 1929 - 2 октября 1974) - советского писателя, актера, сценариста, кинорежиссера. Обращаясь к его творческой и жизненной судьбе, мы находим в ней ответы на главные вопросы окружающей действительности – что есть человек, правда, совесть? Они - в книгах, письмах, воспоминаниях этого писателя – одного из лучших в истории всей русской литературы. К юбилейной дате наша библиотека представляет материалы о его жизни и творчестве.
«Он - художник. И совесть больная/ На таких вся Россия стоит…», - написал однажды о Василии Макаровиче Шукшине поэт Александр Кучерук. В этих словах заключена глубинная сущность личности этого человека: как истинно русского писателя, актера, режиссера, его интересовал, прежде всего, нравственный мир человека, непреходящие духовные ценности - честь, долг, совесть. Об этом все его литературное творчество, книги, фильмы, незабываемые роли в кино.
В письме «Завидую тебе» Василий Шукшин писал: «Кто бы ты ни был - комбайнер, академик, художник, - живи и выкладывайся весь без остатка, старайся знать много, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным - это будет завидная судьба. А когда будешь таким, - помоги другим. Я знаю, как это нелегко, я, может быть, тоже размечтался... Очень хочется, чтобы это так и было».
В жизни самого писателя так и было: вся его жизнь, короткая как миг, была подобна яркому пламени полыхающей свечи. Он прожил 45 лет, из которых всего десять был в литературе - с 1963 года, когда дебютировал в «Новом мире», по 1974-й, когда скончался на съемках фильма «Они сражались за Родину». При этом один за другим он снимал фильмы, писал книги и сценарии, четыре раза женился.
«Василий Шукшин родился 25 июля того года, что вошел в историю России как год «великого перелома» - 1929-й, от революции тринадцатый, когда случилась вторая большевистская и начали ломать хребет крестьянской стране. Из крупных русских писателей XX века в тот год родились Фазиль Искандер и Виктор Конецкий, однако если говорить о писателях-деревенщиках, к которым Шукшина впоследствии причисляли и с кем он действительно был духовно близок, то, с одной стороны, он не принадлежал к поколению старшему, военному (хотя военная тема его всегда влекла и он много писал о людях, пришедших с войны), был моложе Астафьева, Носова, Воробьева, Абрамова, Можаева, с другой - опередил Белова, Распутина, Бородина, Крупина, Екимова. То есть оказался фактически посреди двух поколений, двух потоков русского сознания» (Алексей Варламов).
Эти строки мы читаем в одном из жизнеописаний Василия Шукшина, которое вышло в серии «ЖЗЛ» в 2015 году. Ее автор – современный русский писатель и публицист, исследователь истории русской литературы XX века, доктор филологических наук, профессор МГУ Алексей Николаевич Варламов.
Опираясь на письма, рабочие записи, архивные документы, мемуарные свидетельства, он предпринял попытку «расшифровать» своего героя, найти ответы на вопросы, волнующие читателя до сих пор: Какое Василию Шукшину выпало детство, как прошла его загадочная юность? Каким образом складывались его отношения с властью, церковью, литературным и кинематографическим окружением? Как влияла на его творчество личная жизнь? Какими ему виделись прошлое, настоящее и будущее России? Наконец, что писателю удалось и что не удалось сделать в своей жизни?
Благодаря огромному природному дару и необычайной воле пробиться на самый верх советской общественной жизни, при этом, не утратив корневого национального чувства, Василий Макарович Шукшин стал знаковой фигурой в русской литературе. Он подарил ей нового героя – причудливого мудреца, неудачника в обыденной жизни, мечтателя и своеобразного философа, обитающего в глубине народа.
Шукшин любил свой народ и призывал его к честной и трезвой самооценке, к осознанию своих пороков. В то время, когда многие «учителя жизни» убаюкивали человеческое сознание, внушали русским людям чувство собственной исключительности и непогрешимости, он тревожил дремлющую совесть и не лгал своему народу. По его убеждению, «...коренное русло жизни всегда оставалось - правда, справедливость. И даже очень и очень развитое чувство правды и справедливости, здесь нет сомнений, - подчеркивал он. - Только с этим чувством люди живут значительно. Это кровный закон - соблюдение правды - вселяет в человека уверенность и ценность его пребывания здесь, я так думаю, потому что все остальное прилагается к этому, труд в том числе...».
Такой, глубинный взгляд на писателя и его творчество мы находим в книге «Василий Шукшин. Земной праведник» Ларисы Даутовны Ягунковой – современного киноведа, кинокритика, сценариста, обозревателя газеты «Правда», автора таких книг как «Вера Марецкая» и «Сергей Герасимов и Тамара Макарова».
Опираясь на впечатления личных встреч с Василием Шукшиным, Лариса Ягункова предлагает свою версию на загадку его судьбы, где центральным вопросом, а вместе с ним и болью всей жизни писателя, становится вопрос духовно-нравственного содержания – «Что с нами происходит?». Болезненно, мучительно и глубоко Шукшин искал ответ на протяжении всей своей жизни – об этом его книги.
«С первым прочитанным словом, с первой страницей, с первым рассказом ты понимаешь одно - это настоящее. Это написано - прожито и выстрадано - Человеком (непременно с большой буквы) о человеке. Рассказы о настоящей дружбе, любви, предательстве, идеалах. Рассказы, которые, кажется, никогда не потеряют своей актуальности, ибо они вне времени и обстоятельств - они про жизнь, про тебя. Читаешь... а чудится, что будто бы и не читаешь, а стоишь в сторонке и наблюдаешь за происходящим. Соучаствуешь. И за душу берет, и смеяться хочется. Чем больше погружаюсь в творчества Василия Макаровича, тем больше утверждаюсь в мысли, что никто не смог раскрыть русскую душу так точно, так полно, как это сделал Шукшин»
(Из отзывов читателей).
В 1963 году он опубликовал первый прозаический сборник «Сельские жители». За ним последовали сборники рассказов «Там, вдали» (1968), «Земляки» (1970), «Характеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974).
Изображая людей советской деревни, простых тружеников он наделял их своеобразными, выразительными характерами, остроумием, щедротой души. Один из его первых героев, Пашка Колокольников («Живёт такой парень») - деревенский шофёр, в жизни которого «есть место для подвига». Многих его героев считают чудаками, людьми «не от мира сего» (рассказ «Микроскоп», «Чудик»).
Однако, несмотря на то, что Шукшина часто называют бытописателем советской деревни, на первый план в его творчестве вытспуают не реалии деревенского быта, а глубокие нравственные проблемы и общечеловеческие ценности.
«Его нельзя называть бытописателем. Против этого решительно возражал сам художник, - читаем в книге «Русская идея В. М. Шукшина» доктора филологических наук Владимира Константиновича Сигова, - Проблемы социальной психологии он всегда сопрягает с вопросами нравственно-философского свойства. Современность - основа сюжетов большинства произведений писателя, но без учёта исторического фона, на котором развиваются события, мысль автора оказывается урезанной, неполной. Бытовое правдоподобие заставляет видеть в героях Шукшина едва ли не живых людей, с их делами, заботами, проблемами, надеждами, особенностями, нередко странностями».
Русский человек, его душа и красота характера стали главными нервами всей творческой жизни писателя. Еще один биограф писателя, литературный критик Владимир Иванович Коробов в своей книге «Василий Шукшин: Вещее слово» исследует историю души, диалектику человеческого и творческого характера Василия Макаровича Шукшина. Задача непростая – совестливая, нравственно-этическая. Но с ней исследователь справляется в этой книге превосходно. Равно как и в другом издании - «Василий Шукшин. Творчество. Личность», которое датируется 1977 годом.
«Слово «правда» он часто писал с большой буквы, - пишет Владимир Иванович Коробов о писателе, - Не просто правда, а - Правда. Для него нравственность и Правда были неразделимы, а свой народ он считал по сути нравственным и потому был уверен, что народ всегда знает Правду. Вот эта самая верность Правде и определила особое место Василия Шукшина в нашей прошлой, настоящей и будущей жизни.
Он рано ушел. Ему бы еще пожить, поработать. Ему бы дойти со своей книгой, фильмом до новых поколений. Но недаром же он писал, что «надо все время оставаться с людьми, даже если в землю зароют». Пусть он останется с нами - живой с живыми...».
Фильмография Василия Шукшина – еще одна важная страница его творческой биографии, воспевающая величие и красоту души русского человека. Известно, что сценарий своего первого полнометражного фильма «Живёт такой парень» писатель создал по мотивам своих первых рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». Съёмки картины начались летом 1963 года на Алтае и были закончены в 1964 году. В главной роли снялся Леонид Куравлёв. Фильм получил хорошие отклики публики. На режиссёрскую манеру Шукшина, сдержанную и немного простодушную, обратили внимание специалисты.
В 1965 году Шукшин начал писать киносценарий о восстании под предводительством Степана Разина, но не получил одобрения Госкомкино СССР. Лишь в 1973-74 гг. опыты писателя в киноиндустрии попали в плодотворное русло: на экраны вышел его фильм «Калина красная», получивший первый приз Всесоюзного кинофестиваля - главного кинофестиваля, проводившегося в СССР.
Также в 1974 году Василий Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме С. Ф. Бондарчука. Но Василия Шукшина уже давно мучили приступы язвы желудка, еще на съёмках «Калины красной» он с трудом приходил в себя после тяжёлых приступов. И 2 октября 1974 года он скоропостижно скончался на съёмках фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай».
Одной из самых полных монографий о творчестве Шукшина-режиссера в отечественном киноведении является книга советского сценариста, кинокритика, киноведа Юрия Петровича Тюрина «Кинематограф Василия Шукшина». В ней детально и достаточно основательно прослеживается процесс становления Шукшина-кинематографиста, обстоятельно анализируется философский и художественный мир его фильмов. В основе материала исследования – его работы («Из лебяжьего сообщают», «Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная»), а также картины других режиссеров, где он выступал в качестве актера. Но везде был ощутим отпечаток его личности и таланта, его щемящей тоски и радости за деревню:
«Его [Шукшина] кинематограф изначально национален, - пишет Юрий Петрович во вступлении, - Шукшин - подлинно национальный творец. На всю жизнь запомнил он, как самый ценный подарок родины, образ жизни русского трудового крестьянства, нравственный уклад этой жизни, который представлялся ему с годами более и более прекрасным, начиная с языка, жилья. Запомнились ясность поднебесная алтайских предгорий, ясность пашни и труд людей, которых он любил и помнил неизменно. … При стремлении к сущему, к правде приходил к трезвому, бескомпромиссному анализу крестьянского мира, он не скрывал противоречий в его постоянном развитии. Но ведущей-то тенденцией кинотворчества Шукшина было именно выражение веры в целительную силу родной земли, в творческую реализацию духовных сил русской советской деревни».
В этих словах – главная идея всей фильмографии Василия Шукшина. Более полно о ней можно узнать из книги российского кинооператора Анатолия Заболоцкого «Шукшин в кадре и за кадром» и диссертации Ирины Шестаковой «Интермедиальная поэтика раннего кинематографа В. М. Шукшина».
Есть и у самого писателя сборник публицистических заметок о природе кинематографа – его «Актерская книга «Тесно жить». Книга вышла посмертно – в 2008 году и включает: произведение «Я пришел дать вам волю», а также публицистику «Как я понимаю рассказ», «Послесловие к фильму «Живет такой парень»», «Отдавая роман на суд читателя», «Я тоже прошел этот путь», «Как нам лучше сделать дело», «Монолог на лестнице», «Вопросы самому себе».
В последнем мы находим много интересных, важных замечаний режиссера, и, прежде всего, - «Надо только стараться, чтоб мы не врали…». Правда – первооснова и нравственный ориентир жизни, творчества и судьбы этого человека. И наша сегодняшняя задача – эту Правду узреть, прочувствовать и сохранить на многие годы и поколения.
Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
Как будто он не в силах их понять,
Уходят лучшие, не спев последних песен,
Осиротив родную землю-мать…
Мы перечитываем созданное ими,
И жжет глаза горячая строка…
Уходят лучшие, свое оставив имя,
Утраты боль и память на века.
И до сих пор в их недописанную повесть,
Пытаемся мы проторить пути…
Уходят лучшие, и мучает нас совесть,
Как будто бы могли мы их спасти…
(Ирина Набиева «Памяти Шукшина»)
90-летний юбилей Василия Макаровича Шукшина для Псковской областной универсальной научной библиотеки – одна из самых важных, знаменательных дат литературного календаря. Организованная библиотекой акция «Единый день писателя/поэта – юбиляра» является связующим звеном для всех мероприятий, которые с разных сторон прославляют имя и творчество этого истинно русского человека. Так, в отделе абонемента библиотеки можно ознакомиться с книжной выставкой «И все мне снится калина красная Шукшина». Отдел гуманитарной литературы предлагает посетить виртуальную выставку, приоткрывающую основные вехи его жизни и творчества. Присоединятся к Единому библиотечному дню писателя/поэта-юбиляра и библиотеки Псковского региона.
А все потому, что имя, творчество и судьба Василия Шукшина – это гордость, радость, совестливая память всей русской литературы, лелеять и сохранять которую должен каждый образованный, уважающий русскую культуру, человек.
Литература:
- Варламов, Алексей Николаевич. Шукшин: [16+] / Алексей Варламов. - Москва: Молодая гвардия, 2015. - 398, [1] с.
- Заболоцкий, А. Д. Шукшин в кадре и за кадром : Записки кинооператора / А. Заболоцкий. - Б. м.: Альпари, [1997?]. - 254, [1] с.
- Коробов Владимир Иванович. Шукшин. Вещее слово / Коробов Владимир Иванович / Владимир Коробов; [вступ. ст. В. Я. Курбатова]. - [Изд. 2-е]. - Москва: Молодая гвардия, 2009. - 418, [2] с.
- Коробов Владимир Иванович. Василий Шукшин. Творчество. Личность / Коробов Владимир Иванович - М.: Советская Россия, 1977. - 191
- Сигов, Владимир Константинович. Русская идея В. М. Шукшина: Концепция нар. характера и нац. судьбы в прозе / Владимир Сигов. - М. : Интеллект-центр, 1999. - 302 с.
- Тюрин Юрий Петрович. Кинематограф Василия Шукшина / Тюрин Юрий Петрович, 1984
- Ягункова Лариса Даутовна. Василий Шукшин. Земной праведник / Ягункова Лариса Даутовна , Шукшин Василий Макарович / Лариса Ягункова. - Москва: Алгоритм; Эксмо, 2009. - 317, [2] с.
Голубева А., пресс-служба библиотеки