5 августа 2019 года исполняется 175 лет со дня рождения Ильи Ефимовича Репина, великого русского художника.
Псковский Региональный центр Президентской библиотеки представляет коллекцию, которая включает цифровые копии книг, архивных документов, статей из периодических изданий, посвящённых жизни и деятельности художника, репродукции его картин.
«Идеалы красоты, столетиями культивировавшиеся академиями, для Репина не существовали, – пишет Н. Машковцев в очерке «И. Е. Репин» (1943) из электронного фонда Президентской библиотеки. – Репин охотно пропускает всё, что не относится к человеческому характеру, и цепляется за каждую деталь, если она ведёт к образованию художественного образа. Композиция всегда совершенно естественна. У Репина не встретишь сочинённых поз, никакого насилия художника над моделью. Всё найдено в самой натуре, всё вытекает из её собственной природы».
5 августа 2019 года исполняется 175 лет со дня рождения Ильи Ефимовича Репина ( Фото И. Е. Репина, 1926 г.), великого художника, создателя русского реализма в живописи, действительного члена Императорской Академии художеств, взрастившего ярких национальных живописцев и оставившего нам беллетризованные воспоминания. Они стали частью электронной коллекции Президентской библиотеки «И. Е. Репин (1844–1930)», подготовленной к юбилею художника.
Коллекция включает цифровые копии книг, архивных документов, статей из периодических изданий, посвящённых жизни и деятельности художника, репродукции его картин и состоит из нескольких разделов. В разделе «Жизнь и деятельность художника» представлена биография, воспоминания самого мастера, его переписка и изображения в живописи и фотографии. Раздел «Творчество» включает в себя отдельные картины Репина и написанные им портреты, а также издания с иллюстрациями и репродукциями картин Ильи Ефимовича. Последняя часть коллекции, «Память о художнике», даёт развёрнутое представление о том, насколько этот автор любим и почитаем народом.
Появился на свет будущий художник в 1844 году в городке Чугуеве Харьковской губернии в семье «билетного солдата». «Я родился военным поселянином украинского военного поселения. Это звание очень презренное. Ниже поселян считались разве ещё крепостные», – напишет Репин позже в своих знаменитых мемуарах «Далёкое близкое» (1944), изданных под редакцией и со вступительной статьей Корнея Ивановича Чуковского. Глубокое постижение последним творчества и личности художника, а также две фундаментальные биографии «Репин» (1933) И. Грабаря и «И. Е. Репин» Н. Машковцева убедительно показывают, насколько яркой и талантливой была личность живописца и, соответственно, необычной его долгая плодотворная жизнь.
«Репин – явление поистине огромное, – пишет И. Грабарь. – Образ Репина являет необычайно пёструю картину противоречивых, взаимоисключающих переживаний, ощущений, мыслей и утверждений, приводивших в недоумение, временами в отчаяние его многочисленных биографов… Ни к кому это не применимо в такой степени, как к Репину – человеку только интуитивных импульсов, наделённому от природы бесконечной, редчайшей личной обаятельностью». Это свойство натуры не раз выручало его в сложных жизненных обстоятельствах.
В 19 лет скромный «маляр» реставрационной мастерской решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Здесь он сначала поступил в рисовальную школу Общества поощрения художников, а в 1864 году был принят в академию.
Первые годы учения были для Репина мучительными. Он испытывал крайнюю нужду и впоследствии так вспоминал об этом времени в издании «Далёкое близкое»: «Чтобы не погибнуть от голода, я бросался на всякую работу – красил на домах железные крыши, красил экипажи и даже железные ведра». Подумывал даже о том, чтобы поступить натурщиком в академию. «Кто-то из его новых знакомых надоумил обратиться к известному меценату и коллекционеру русской живописи Ф. И. Прянишникову, – пишет Машковцев. – Тот охотно дал нужные деньги, и Репин начал усердно посещать Академию».
Овладевая основами художественного мастерства, Репин развивался прежде всего под влиянием таких могучих авторитетов в искусстве, как Стасов и Крамской; последний всячески уводил своего ученика как можно дальше от подражания холодному классицизму Брюллова.
Талант Ильи Репина берёт своё, его живописные и графические работы приходят посмотреть даже преподаватели. В коллекции представлен архивный документ, содержащий информацию о картине «Иов и его друзья»: произведение молодого художника получило малую золотую медаль на выставке Академии художеств. В 1871 году Репин окончил Академию художеств с большой золотой медалью, полученной за программное полотно на заданную тему «Воскрешение дочери Иаира». Это давало право на поездку на целых три года в Париж! Монпарнас, Лидо, общение с Эдуардом Мане, которого Репин выделял из среды импрессионистов. Однако он, похоже, не в восторге от современного искусства. «Учиться нам здесь нечему… у них принцип другой, другая задача, миросозерцание другое», – замечает он в письме Стасову. И пишет в своей манере этюды парижского предместья, портреты (в частности, писателя Тургенева), реализует сложный замысел большого полотна «Парижское кафе».
Импрессионизм, завоёвывающий артистическое пространство, поначалу воспринимается с большим сомнением. «Символизм, аллегория, искание самой невероятной и невозможной оригинальности у последних исключает уже всякую реальность, всякую штудию, – возмущается живописец в мемуарах «Далёкое близкое» в главе, посвящённой Крамскому. – Знание у символистов не обязательно, обязательно только знание символической кабалистики да мистическое настроение: художник – жрец, искусство – храм его, картина – iероглиф…» Но проходит время, как пишет И. Грабарь, и вот уже об импрессионистах он «горячо и часто спорит с Тургеневым и с торжеством сообщает Стасову: „Иван Сергеевич теперь уже начинает верить в импрессионистов, это, конечно, влияние Золя…“».
Очень примечателен диалог между Крамским и Репиным, сохранившийся в их переписке. В 1874 году Крамской пишет своему другу, находящемуся в Париже: «Нам непременно нужно двинуться к свету, к краскам и воздуху, но… как сделать, чтоб не растерять по дороге драгоценнейшее качество художника – сердце?» Репин отвечает ему: «Вы говорите, что нам надо двинуться к свету, к краскам. Нет. И здесь наша задача – содержание. Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, её жизнь и смысл, дух истории – вот наши темы, как мне кажется; краски у нас – орудие…»
Раньше времени Репин возвращается домой, в Россию, ведь ещё со студенческой поры им задумано полотно «Бурлаки на Волге», и на большой срок работа над ним поглощает художника без остатка. Это был выстраданный шедевр: пять лет подготовки, сотни эскизов... Картина принесла художнику европейскую известность. А ему не исполнилось ещё и 30… Оценивая это полотно, В. В. Стасов пишет: «…Не для того, чтобы разжалобить и вырвать гражданские вздохи, писал свою картину г. Репин: его поразили виденные типы и характеры, в нём жива была потребность нарисовать далёкую, безвестную русскую жизнь, и он сделал из своей картины такую сцену, для которой ровню сыщешь разве только в глубочайших созданиях Гоголя».
И. Е. Репин был тесно связан с Товариществом передвижных художественных выставок и с художниками, создавшими это объединение. Он начал выставляться в товариществе с 1874 года и уже в 1878-м был избран членом сообщества.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Он создал впечатляющую галерею портретов, работал как исторический художник, проявил себя мастером бытовых сцен. В коллекции представлены портреты современников великого живописца, в частности В. М. Бехтерева, А. К. Глазунова, В. Г. Короленко, И. Н. Крамского, Д. И. Менделеева, Николая II и других значительных личностей.
Появление каждого из портретов – событие. Стасов увидел портрет Льва Толстого, а после картину «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне» – и срочно пишет Третьякову, чтобы поделиться своим восторгом: «А как наш Репин идёт вперёд – просто гигантскими шагами! Вы ужо увидите, что такое его портрет Льва Толстого и прелестная картинка „Лев Толстой пашет“. Это – крупнейший исторический памятник, но вместе – один из изумительных „жанров“ всей русской школы».
Сам Толстой тоже был доволен написанным в три сеанса портретом и писал Н. Н. Ге в октябре 1887 года: «Был Репин, написал хороший портрет. Я его ещё больше полюбил. Живой растущий человек...» Обе последние цитаты приводит И. Грабарь в своей работе «Репин».
С неожиданной стороны открывает читателям Репина Корней Чуковский, написавший вступительную статью к мемуарам художника «Далёкое близкое»: «Когда на склоне лет замечательный деятель начинает писать свою мемуарную книгу, естественно, что он больше всего будет вспоминать о себе и о своём жизненном подвиге, который стал славой страны. Но когда Репин больше полувека назад начал писать свою мемуарную книгу, он, забывая себя, долго вспоминал лишь о других. „Вот энергия! – писал Репин о юном Васильеве, вспоминая его ночную работу над каким-то пейзажем. – Да, вот настоящий талант!“ „Гений“, „гениальный мальчик“, „феноменальный юноша“, – повторял он о Васильеве в этой статье. С таким же энтузиазмом он писал о Куинджи, о Ге».
«Но, конечно, восторги Репина выражались не в одних дифирамбах, – продолжает Чуковский. – Вот повесть о Крамском – бойце и учителе, который сделался из волостных писарей первоклассным мастером живописи, поднял бунт против Академии художеств и вывел родное искусство на демократический путь. Так же беллетристичны те главы, где появляется Фёдор Васильев. Вы видите его лицо, его походку, вы слышите его задорный юношеский смех, он движется и живёт перед вами, обаятельный своей пушкински светлой талантливостью. Вся противоречивая сложность Васильева показана здесь в живой динамике речей и поступков. Если бы Репин ничего не писал, кроме этих страниц о Крамском и Васильеве, мы и тогда знали бы, что у него подлинный талант беллетриста… И всякого из своих героев Репин, как природный беллетрист, характеризует стилем его речи».
«У Репина-писателя, – резюмирует Чуковский, – та же центральная тема, что у Репина-художника, – Россия».
По материалам Президентской библиотеки