16 августа 2019 года отмечается 143-летняя годовщина со дня рождения Ивана Яковлевича Билибина (1876–1942), художника, который нескольким поколениям детей открыл мир русской сказки. В театре он был самобытным сценографом. Но высшие его достижения лежат в области книжной графики.
Псковский региональный центр Президентской библиотеки знакомит с материалами, посвященными творчеству мастера.
«Народ русский, придавленный безотрадной серой действительностью, искал утешения в сказочных мечтах о далёких неведомых царствах с их необычайными деревьями, птицами и зверьми, и прежде, когда простому народу не было видно никакого выхода в лучшую жизнь, он всецело предавался народному творчеству, как душевному отдыху, а потом, когда мелькнула заря возможного улучшения, перед ним вознёсся мираж города и „пава-птица“ отлетела далеко и безвозвратно», – пишет Иван Билибин в статье «Народное творчество Русского Севера», опубликованной в журнале «Мир искусства», 1904, № 11, – ознакомиться с ней можно в электронном читальном зале Президентской библиотеки.
16 августа 2019 года отмечается 143-летняя годовщина со дня рождения Ивана Яковлевича Билибина (1876–1942), художника, непревзойдённого мастера национальной формы в искусстве, который нескольким поколениям детей открыл мир русской сказки. В театре он был самобытным сценографом, оформившим в Париже знаменитый балет «Жар-птица» на музыку Стравинского, им были созданы эскизы костюмов и декораций к операм А. П. Бородина «Князь Игорь» и Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Он ярко утверждал себя на сценах Египта, Франции, Чехословакии. Но высшие его достижения лежат в области книжной графики.
Иван Билибин (1900-е) Автор: Анаклет Пазетти
Родился Иван Яковлевич в Тарховке близ Сестрорецка в семье военного врача. С детства будущего интерпретатора русского фольклора окружали в основном прагматичные юристы, математики, учёные. Иван с успехом окончил полный юридический курс Петербургского университета. Однако по мере взросления пришло осознание того, что его настоящее призвание лежит совсем в другой области. Ещё учась в старших классах Санкт-Петербургской 1-й гимназии, Билибин брал уроки у известных художников, а впоследствии шесть лет был учеником И. Е. Репина.
«Среди массы учащихся я увидел молодого жизнерадостного черноватого, с большой бородой для его лет, студентика с курьёзной подпрыгивающей походкой, назывался он чаще всего Иван Яколич, – пишет В. Н. Левитский в книге «Молодые годы И. Я. Билибина и русской графики», использованной при издании исторического календаря Президентской библиотеки «Иван Билибин – певец русской жизни» к 140-летию художника. – Вначале я отнёсся к нему как-то недоброжелательно, потому что когда Репина не было в мастерской, то одним из первых застрельщиков по части острот, весёлых разговоров и общих песенок за рисованием бывал часто Иван Яковлевич, но потом увидел, что это был милейший человек, очень весёлый, общительный, а главное, работающий так, как будто бы рисование у него между прочим, а результаты же были неплохи в рисунке… В то время уже ясно сказывалась в его работах графичность. Билибин славился ещё и тем, что сочинял удивительно забавные и весёлые оды по случаю каких-нибудь происшествий».
Он не боялся быть смешным. За неделю до смерти, встречая в осаждённом Ленинграде новый, 1942 год, профессор Академии художеств прочитал своим друзьям забавную оду, полную веры в завтрашний день. С этим неординарным человеком никогда не было скучно.
Кстати сказать, основной массив материалов для календаря Президентской библиотеке предоставил Ивангородский музей – филиал Государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Музейное агентство». В здании, где он находится, некогда проживало семейство Билибиных. Будучи большим эстетом и знатоком культуры, Иван Яковлевич насыщал свой фамильный дом в Ивангороде предметами искусства: живописью, гобеленами, старинным фарфором и прочим антиквариатом; переданная городу семейная коллекция Билибиных положила начало музейной экспозиции. Собрание музея насчитывает более 100 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства самого И. Я. Билибина и его жены-художницы. Родственники Ивана Яковлевича продолжают насыщать музей: не так давно его экспозицию пополнили акварели тончайшей билибинской проработки из цикла «Крымские пейзажи».
На формирующееся художественное направление Билибина в своё время произвела «неизгладимое впечатление» выставка работ В. М. Васнецова в залах Академии художеств (1898). «Сам не свой, ошеломлённый ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и о чём тосковала моя душа», – напишет позже художник в одном из писем, опубликованном в книге Сергея Голынца 1970 года издания «Иван Яковлевич Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике».
В 1899 году Билибин посетил деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии и обнаружил там непроходимые густые леса, настоящее «царство Берендея». Здесь он впервые создаёт иллюстрации в знаменитом впоследствии билибинском стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». В 1902, 1903 и 1904 годах Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры. Он впервые видит деревянный ансамбль Кижей и восхищается им, о чём напишет по возвращении в упомянутой выше статье «Народное творчество Русского Севера» («Мир искусства», 1904, № 11).
После знакомства с Русским Севером свой эстетический манифест Билибин озвучил на всю Россию: «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших её: вернуть! вернуть!»
На портале Президентской библиотеки представлены самые известные его работы из серии, состоящей из шести сказок, среди которых «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Газеты начала прошлого века писали, что Билибин создал детскую книгу как произведение искусства: его книги похожи на расписные шкатулки, которые хочется долго рассматривать; тут не только сюжет, но и придуманные мастером декоративные элементы, орнаменты, усложнённые шрифты с завитушками…
В электронном фонде Президентской библиотеки можно ознакомиться также с другими оформленными Билибиным изданиями, в числе которых по-настоящему уникальные книги. К последним можно отнести «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых», подготовленный в честь празднования 300-летия царствования династии. Сегодня это издание признают шедевром типографского искусства: страницы изборника украшают цветные заставки, концовки, цветные фотоцинкографии. Не менее ценимы знатоками и такие раритеты, как оформленные при участии Билибина «Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года», «Картины по русской истории, изданные под общей редакцией [и объяснительным текстом] С. А. Князькова» и другие редкие издания.
Национально-романтическое направление в живописи захватило его как сторонника и продолжателя «контурной линии», насыщаемой затем тончайшей выделки акварелью, – они стали фирменным знаком художника.
Билибинские «пряничные» композиции пронизаны лукавой иронией, идущей от лубка, – и совсем иначе воспринималась его политическая карикатура. Придерживаясь антимонархических, близких к либеральным, убеждений, художник охотно сотрудничал с сатирическими журналами «Жупел» и «Адская почта» – ровесниками первой русской революции 1905 года. Его политические гротески были беспощадны к существующему строю. Однако вскоре после революции, которой он поначалу сочувствовал, Билибин покинул Россию. Жил и творил в Каире, Праге, Париже...
Благодаря логической ясности графических приёмов художник породил многочисленных подражателей – так называемый балласт билибинского стиля, как называл его сам художник. Однако историческое значение этого стиля неоспоримо. Оно определено критикой как «дисциплинирующее».
«Заслуги Ивана Билибина перед русской культурой велики, – пишет С. Голынец. – В начале XX века, когда яркие проявления таланта и новаторства соседствовали с шарлатанством, утончённый эстетизм – с безвкусицей, творчество Билибина служило примером добросовестной и тщательной работы по освоению национальной художественной традиции».
По материалам Президентской библиотеки