Валентин Яковлевич Курбатов передал в дар Псковской областной универсальной научной библиотеке книги.

Библиотека выражает сердечную благодарность Валентину Яковлевичу и представляет читателям обзор новинок.

Книги уже можно взять на абонементе (ул. Вокзальная, д.48).

В очередной раз наш добрый друг Валентин Яковлевич Курбатов передал в дар нашей библиотеке книги. И не просто книги, а новинки современной прозы - те, что уже на протяжении долгого времени ожидают наши читатели. Каждая из них стала знаковым событием 2019 года: «Финист - Ясный сокол» и «Штормовое предупреждение» Андрея Рубанова, «Открывается внутрь» Ксении Букши, «Я всегда буду с тобой» Александра Етоева, «Калечина-малечина» Евгении Некрасовой, «Варшава, Элохим» Артемия Леонтьева, «Осторожно-женщина» Олега Рябова, «Южнорусское Овчарово» Лоры Беловаин, «Небесный почтальон Федя Булкин» Александры Николаенко, «Белые на фоне черного леса» Елены Минкиной-Тайчер, «Тайнозритель» Максима Гуреева. Библиотека выражает сердечную благодарность Валентину Яковлевичу за книжные дары, и представляет читателям обзор о новинках, которые они уже могут взять на абонементе!

«Финист - Ясный сокол» и «Штормовое предупреждение» Андрей Рубанов

Андрей Викторович Рубанов – писатель необычный, он очень тонко чувствует современную эпоху, при этом глубоко и философски интерпретирует и наше прошлое – его историю, литературу, культуру. Его книги захватывают – воображение, чувства, сердца читателей, а сам он говорит, что «лучшие книги – они на коленке пишутся», а материал для них – разлит вокруг нас, нужно только уметь уловить, прочувствовать и выразить его между строк. У писателя это получается превосходно.

В основе его книги «Финист – Ясный сокол», ставшей победителем литературной премии «Национальный бестселлер» -2019» лежит одноименная народная сказка о девушке Марье, полюбившей получеловека-полусокола Финиста. К интерпретации этой сказки Андрей Рубанов обращается не первым. Известно, что сказка «Финист – Ясный сокол» вошла в изданный в 1855 г. самый известный и полный сборник русских народных сказок собирателя фольклора и исследователя духовной культуры славянских народов Александра Николаевича Афанасьева. Андрей Рубанов же обращается к обработке и адаптирует сказку из более современного сборника русских и башкирских народных сказок в литературной обработке писателя Андрея Платонова.

Композиционно книга состоит из трех частей: в первой - Мария  расстается с Финистом, во второй - отправляется на его поиски в третьей  - находит и вызволяет из плена. В каждой части – свой рассказчик, по роду занятий  которого они и названы: первый Иван («Глумила») – скоморох, скоробрех, шут с бубном; второй («Кожедуб») – воин, мастер изготовления кожаных доспехов; а третий («Разбойник») – соплеменник Финиста, изгнанный из летающего города за кражу. Реальность вокруг каждого из них – своя, уникальная, обитают они в разных местах и, казалось бы, появляются в книге, чтобы рассказать о событиях, связанных с поисками Финиста. Однако это не совсем так: каждый герой несет в себе определенную философию, каждый размышляет об устройстве мира, воссоздает язык, образ мыслей, мироощущение наших предков. И поэтому эта книга воспринимается не только как сказочная история, но как цельный, выдержанный роман.

«Финист - Ясный Сокол», разумеется, роман о силе любви, о женщине-воине, которые не так часто встречаются в жизни, и о мужчинах, готовых ей помочь. Но не только. Все трое - глумила, воин и летучий изгнанник - много странствовали, и через их «изустную побывальщину» Андрей Рубанов воссоздает картину мира, образ мыслей, само сознание наших предков. По силе воздействия, «Финист-Ясный Сокол» - роман-заклинание. Здесь нет ни одного лишнего звука - слова с латинскими корнями или, скажем, понятия дня сегодняшнего вымараны безжалостно. «Финист» завораживает особым ритмом. И по мере того, как напряжение нарастает, славянский сказ перерождается из архетипического фэнтези в большой роман» (Наталья Ломыкина в обзоре «Неоправданные ожидания: вышли два новых больших романа Сальникова и Рубанова» («Москва 24»).

Вторая книга «Штормовое предупреждение» вышла сравнительно недавно, и в мае этого года во Владивостоке в рамках международного фестиваля «Литература Тихоокеанской России» прошла ее презентация.

Книга написана Андреем в соавторстве с современным российским писателем Василием Авченко. «Сначала мы хотели написать роман, - говорит Андрей, - но затем решили, что это будет повесть о любви двух молодых людей: парня из Владивостока и девушки из Санкт-Петербурга. Идея была моя, название придумал Василий».

«Санкт-Петербург и Владивосток разделяют 6538 километров. У нее - Балтика, каналы, Эрмитаж, ночные клубы. У него - праворульные машины, мосты, остров Русский и местная рок-музыка. К чему приведет случайная встреча двух людей на краю земли? Есть ли шанс у их отношений? И какие опасности таит Японское море?»: на фоне всех книг Андрея Рубанова «Штормовое предупреждение» - вещь более приземленная, романтическая, жизненная – с нотой светлой веры в лучшее.

О творчестве Андрея Рубанова на сайте нашей библиотеки можно найти материалы: «Портрет одного автора – Андрей Рубанов» и «По страницам короткого списка «Нацбеста-2019».

«Открывается внутрь» Ксения Букши

Каждый из нас хоть раз в жизни ездил на маршрутке, но не каждый задумывался о каждом из ее пассажиров, что кроется за их потаенными взглядами, невольно брошенными на открывающиеся за окном виды. И, уж тем более, не пробовал заглянуть «внутрь» каждого из них, и понять, что же кроется там – в глубине каждого сердца. А вот современная писательница Ксения Букша – задумалась и заглянула. И не просто заглянула, а создала особый мир, или, как пишет литературный критик Елена Сафронова, настоящую «сагу о 306-й маршрутке», ставшей не просто скрепой множества человеческих судеб, а настоящей квинтэссенцией простого – человеческого – бытия.

Для творческой манеры петербургской писательницы и журналистки Ксении Букши такие фантасмагории – не новость. Достаточно вспомнить ее роман «Завод «Свобода», который удостоен литературной премии «Нацбест» в 2014 г. Или другие книги – первую повесть «Эрнст и Анна», сборник рассказов «Мы живем неправильно», биографию Малевича, а также «самую большую её прозаическую удачу» - повесть «Тридцать лет и три года».

И вот «Открывается внутрь» … «Целый мир под одной обложкой» - так назвала книгу известный литературный критик Галина Юзефович: «Десятки жизненных историй, переплетающихся, пересекающихся и расходящихся в разные стороны, формально объединены траекторией 306 маршрутки, на которой герои ездят, которую ждут или просто видят из своих окон…»

Подробнее о романе Ксении Букши мы рассказывали в рамках рубрики «Наедине с книгой»: «Литературная интрига «Новой словесности-2018». Здесь же можно найти информацию еще об одной новинке – «Калечина – Малечина» Евгении Некрасовой.

 «Калечина-Малечина» Евгения Некрасова

Автором этой книги является современная писательница и сценаристка Евгения Некрасова (родилась в Астраханской области, детство провела в Подмосковье, сейчас живёт в Москве. Окончила Московскую школу нового кино. Ее цикл прозы «Несчастливая Москва» был удостоен премии «Лицей»).

Выразительное слово «Калечина» в заглавии книги очень точно расставляет все акценты – книга об отчаянии и непонимании, поисках сочувствия и милосердия, о том, как суровый реальный мир «калечит» душу самого незащищенного на земле существа – ребенка. Здесь гармонично сосуществуют магический реализм, фольклор и эксперимент, чувствуется влияние именитых русских писателей - Гоголя, Ремизова, Платонова, Петрушевской.

Сюжет книги рассказывает о девочке Кате, которая живёт с родителями в маленьком городе на 11 этаже обычного панельного дома. Миру вокруг Катя не нужна: «невыросшие» дразнят, а у «выросших» нет на неё сил и времени. И Катя находит для себя выход, осуществить который ей не удается, поскольку вмешивается Кикимора, живущая за плитой на кухне. Вместе они отправляются в опасное путешествие, и невольно превосходят по жестокости тех, кто калечил их.

Современная критика восприняла роман в большинстве своем положительно, Дмитрий Быков, например, сравнивает его с произведениями Андрея Платонова в смысле вселенской тоски, наполняющей мир, а Владимир Панкратов проводит параллель между «Калечиной-Малечиной» и переводными романами.

В целом – масса смыслов после прочтения, но самая главная истина, наверное, все же в том, что Некрасова затронула самую тонкую струну – бесконечной суетности и бессмысленности жизни – все мы «катимся-колошматимся, как маленькая Катя», а пора бы остановиться для того, чтобы… «Чтобы» - что? Отсылаем Вас к книге, в которой для каждого найдется свое особое «чтобы».

«Я всегда буду с тобой» Александр Етоев

Роман петербургского автора Александра Етоева «Я буду всегда с тобой» - очень трогательная, в какой-то мере иронически-психологическая попытка проговорить две сильнейшие, больные темы - Великую Отечественную войну и ГУЛАГ. А в центре событий этих страшных историй жизнь и судьба художника, который даже во время войны и горя находит силы для созидания и жизни.

На его страницах мы видим лагерь системы ГУЛАГ со специализацией по добыче радия, находящийся в окрестностях Салехарда. Здесь живет Сталинский лауреат Степан Рза, скульптор с еще дореволюционной славой, чей художественный талант граничит едва ли не с волшебством - его работы будто оживают на глазах и зрителей. Он вынужден был спешно покинуть столицу и временно обосноваться здесь, за Полярным кругом. Но здесь свои законы и другая жизнь. Начальник лагеря Тимофей Васильевич Дымобыков, - бывший красный кавалерист, заказывает у него свою статую в мраморе. Предложение, от которого нельзя отказаться, и скульптор попадает в клубок местных страстей. По сути же это история о том, как творческий, одухотворенный человек сумел найти прекрасное даже в самом ужасном – месте, времени, обществе.

Подробнее о судьбе автора и его книги читайте в обзоре: «Три романа о самом главном».

«Варшава, Элохим» Артемий Леонтьев

Писателю Артемию Леонтьеву 27 лет, но он уже успел доказать, что возраст – не помеха таланту. Его книга «Варшава, Элохим» представляет собой художественное исследование, в котором он обращается к историческому ландшафту Второй мировой войны, чтобы разобраться в типологии и формах фанатичной ненависти, в археологии зла, а также в природе простой человеческой веры и любви. Роман о сопротивлении смерти и ее преодолении. Элохим - библейское нарицательное имя Всевышнего. Последними словами Христа на кресте были: «Элахи, Элахи, лама шабактани!» («Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил!»).

В интернет-дневниках читателей – масса положительных отзывов на книгу, они говорят о том, что это – очень  сильно, очень больно и довольно жестоко. Попытка понять, в чем причина и корень зла, откуда оно появляется, и куда исчезает, что делает людей людьми, и что превращает их же в зверей. Автор не побоялся поднять такие сложные и тяжелые темы.

««Варшава, Элохим!» Артемия Леонтьева – читаемое доказательство того, что русская литература, создаваемая нашими современниками, и сейчас способна на такой серьезный разговор, который предлагает нам юный автор. И не все в этой новой литературе хихоньки да хахоньки, попса, «креатив», недомыслие, «чернуха», постпостмодерн, не вся она утратила связь с реальностью, историей, землей, на которой мы существуем и продолжаем существовать, редко задумываясь о том, что «тысячи, миллионы взрослых, сильных и умных людей осознанно живут пугающей, жестокой жизнью, убивают и заставляют голодать других по своим надуманным политическим причинам «Варшава, Элохим!» – жуткое чтение. Но не читать эту книгу нельзя» (Евгений Попов).

«Осторожно-женщина» Олег Рябов

Образ женщины в литературе – тема не новая, можно сказать, традиционная. Однако, современный писатель Олег Рябов не только входит с этим направлением в литературный мейнстрим современности, но превращает женщину в общеэстетическую категорию.

Возвращаясь к постоянно волнующим его темам - любовь к родному краю и загадкам женской натуры, Олег Рябов работает без нажима, на полутонах, и, мастерски владея литературным языком, он позволяет себе ко всему относиться с легкой иронией.

В книге «Осторожно – женщина» представлена палитра полнокровных человеческих историй, которые, как и рассказы о книгах в предыдущем опыте писателя «КОГИз», написаны вкусно, сочно, живо и увлекательно. В каждом из них представлен большой разлёт времени действия – от послевоенного до наших дней; обширная география: от российской действительности до Индии, цейлонского курорта и Латинского квартала Парижа.

«Почитаешь главку – как стакан вина выпьешь» – написал в предисловии к «КОГИЗу» Захар Прилепин. Фраза эта вполне применима и к новому сборнику Олега Рябова «Осторожно – женщина». Отличного вина, добавлю. Ну а про женщину и почему её надо опасаться – ничего не скажу, прочтите сами» (Андрей Рудалёв).

О новинках «Южнорусское Овчарово» Лоры Беловаин, «Небесный почтальон Федя Булкин» Александры Николаенкои «Белые на фоне черного леса» Елены Минкиной-Тайчер на сайте нашей библиотеки представлены подробные обзоры.

Эти книги вошли в длинный список главной номинации литературной премии «Ясная Поляна» -2019 - «Современная русская проза».  Каждая из авторов пишет о разном, в чем-то личном: Елена Минкина – создает детективную историю о сиротстве, насилии, усыновлении, любви, жизни в детдоме, о детских и недетских судьбах, спасенных чудом, милосердием и отчаянной храбростью; Александра Николаенко - о нелегкой, щемящей сердце, судьбе маленького героя - мальчика Феди Булкина; Лора Белоиван - о чудесах. Но у каждого автора мы видим хорошо обозначенную, художественно выверенную, картину мира, где есть место и истории, и культуре, и философии.

«Тайнозритель» Максим  Гуреев

О Максиме Гурееве широкому кругу читателей известно немного: прозаик, эссеист, сценарист, журналист, режиссер документальных и художественных фильмов, фотохудожник. Родился и живет в Москве. Окончил филологический факультет МГУ (1988), прошел семинар прозы Андрея Битова в Литинституте (1992). Финалист премии «НОС» (2014). С 1996 года работает в жанре документального кино. Автор и режиссер более шестидесяти документальных фильмов.

Отсутствие информации о писателе – не случайна, ведь Максим Гуреев пишет интеллектуальную прозу, которая обычно массово не востребована. Его книги требуют к себе концентрации внимания, высокого интеллектуального напряжения. Сборник «Тайнозритель» состоит из трех повестей и одного романа. Сборник открывает повесть «Вожега», главный герой которой - мальчик Петя, приехавший из детдома в Вожеге в Москву к глухой тете. Вторая повесть - «Калугадва», дебютное произведение автора, вышедшее в 1997 году в журнале «Октябрь». Здесь в центре внимания тоже одинокий мальчик, Женя. Повесть начинается с похорон его матери. За ними следует роман «Покоритель орнамента», вышедший в 2013 году в «Знамени». И завершающее произведение сборника - повесть «Тайнозритель», о забытой в детдоме девочке Феофании и женщине, приютившей ее.

Сложно говорить о сюжете книги, ведь это скорее - сборник рефлексий, осмыслений и переосмыслений прошлого и настоящего. Для полноценного постижения текста необходимо знать и понимать пласты культуры, на которых основана проза Максима Гуреева -  религиозный, исторический и пласт классической русской литературы.

На ноте интеллектуального просвещения хочется завершить обзор книжных новинок и пожелать читателям плодотворного знакомства с каждой из них.


Очень радостно, что Валентин Яковлевич Курбатов питает библиотеку достойными книгами, тем самым просвещая и обогащая ее читателей. Каждая книга – уникальна и интересна по-своему, но в совокупности все издания органично вплетены в ткань современного литературного процесса. Рассказывая о разном, в целом авторы говорят об одном – о человеке, его мироощущении и предназначении. А это значит – о каждом из нас.

Антонина Голубева, главный специалист Регионального центра чтения библиотеки

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество