Валентин Яковлевич Курбатов передал в дар Псковской областной универсальной научной библиотеке книги.
Библиотека выражает сердечную благодарность Валентину Яковлевичу и представляет читателям обзор новинок.
Книги уже можно взять на абонементе (ул. Вокзальная, д.48).
В очередной раз наш добрый друг Валентин Яковлевич Курбатов передал в дар нашей библиотеке книги. И не просто книги, а новинки современной прозы - те, что уже на протяжении долгого времени ожидают наши читатели. Каждая из них стала знаковым событием 2019 года: «Финист - Ясный сокол» и «Штормовое предупреждение» Андрея Рубанова, «Открывается внутрь» Ксении Букши, «Я всегда буду с тобой» Александра Етоева, «Калечина-малечина» Евгении Некрасовой, «Варшава, Элохим» Артемия Леонтьева, «Осторожно-женщина» Олега Рябова, «Южнорусское Овчарово» Лоры Беловаин, «Небесный почтальон Федя Булкин» Александры Николаенко, «Белые на фоне черного леса» Елены Минкиной-Тайчер, «Тайнозритель» Максима Гуреева. Библиотека выражает сердечную благодарность Валентину Яковлевичу за книжные дары, и представляет читателям обзор о новинках, которые они уже могут взять на абонементе!
«Финист - Ясный сокол» и «Штормовое предупреждение» Андрей Рубанов
Андрей Викторович Рубанов – писатель необычный, он очень тонко чувствует современную эпоху, при этом глубоко и философски интерпретирует и наше прошлое – его историю, литературу, культуру. Его книги захватывают – воображение, чувства, сердца читателей, а сам он говорит, что «лучшие книги – они на коленке пишутся», а материал для них – разлит вокруг нас, нужно только уметь уловить, прочувствовать и выразить его между строк. У писателя это получается превосходно.
В основе его книги «Финист – Ясный сокол», ставшей победителем литературной премии «Национальный бестселлер» -2019» лежит одноименная народная сказка о девушке Марье, полюбившей получеловека-полусокола Финиста. К интерпретации этой сказки Андрей Рубанов обращается не первым. Известно, что сказка «Финист – Ясный сокол» вошла в изданный в 1855 г. самый известный и полный сборник русских народных сказок собирателя фольклора и исследователя духовной культуры славянских народов Александра Николаевича Афанасьева. Андрей Рубанов же обращается к обработке и адаптирует сказку из более современного сборника русских и башкирских народных сказок в литературной обработке писателя Андрея Платонова.
Композиционно книга состоит из трех частей: в первой - Мария расстается с Финистом, во второй - отправляется на его поиски в третьей - находит и вызволяет из плена. В каждой части – свой рассказчик, по роду занятий которого они и названы: первый Иван («Глумила») – скоморох, скоробрех, шут с бубном; второй («Кожедуб») – воин, мастер изготовления кожаных доспехов; а третий («Разбойник») – соплеменник Финиста, изгнанный из летающего города за кражу. Реальность вокруг каждого из них – своя, уникальная, обитают они в разных местах и, казалось бы, появляются в книге, чтобы рассказать о событиях, связанных с поисками Финиста. Однако это не совсем так: каждый герой несет в себе определенную философию, каждый размышляет об устройстве мира, воссоздает язык, образ мыслей, мироощущение наших предков. И поэтому эта книга воспринимается не только как сказочная история, но как цельный, выдержанный роман.
«Финист - Ясный Сокол», разумеется, роман о силе любви, о женщине-воине, которые не так часто встречаются в жизни, и о мужчинах, готовых ей помочь. Но не только. Все трое - глумила, воин и летучий изгнанник - много странствовали, и через их «изустную побывальщину» Андрей Рубанов воссоздает картину мира, образ мыслей, само сознание наших предков. По силе воздействия, «Финист-Ясный Сокол» - роман-заклинание. Здесь нет ни одного лишнего звука - слова с латинскими корнями или, скажем, понятия дня сегодняшнего вымараны безжалостно. «Финист» завораживает особым ритмом. И по мере того, как напряжение нарастает, славянский сказ перерождается из архетипического фэнтези в большой роман» (Наталья Ломыкина в обзоре «Неоправданные ожидания: вышли два новых больших романа Сальникова и Рубанова» («Москва 24»).
Вторая книга «Штормовое предупреждение» вышла сравнительно недавно, и в мае этого года во Владивостоке в рамках международного фестиваля «Литература Тихоокеанской России» прошла ее презентация.
Книга написана Андреем в соавторстве с современным российским писателем Василием Авченко. «Сначала мы хотели написать роман, - говорит Андрей, - но затем решили, что это будет повесть о любви двух молодых людей: парня из Владивостока и девушки из Санкт-Петербурга. Идея была моя, название придумал Василий».
«Санкт-Петербург и Владивосток разделяют 6538 километров. У нее - Балтика, каналы, Эрмитаж, ночные клубы. У него - праворульные машины, мосты, остров Русский и местная рок-музыка. К чему приведет случайная встреча двух людей на краю земли? Есть ли шанс у их отношений? И какие опасности таит Японское море?»: на фоне всех книг Андрея Рубанова «Штормовое предупреждение» - вещь более приземленная, романтическая, жизненная – с нотой светлой веры в лучшее.
О творчестве Андрея Рубанова на сайте нашей библиотеки можно найти материалы: «Портрет одного автора – Андрей Рубанов» и «По страницам короткого списка «Нацбеста-2019».
«Открывается внутрь» Ксения Букши
Каждый из нас хоть раз в жизни ездил на маршрутке, но не каждый задумывался о каждом из ее пассажиров, что кроется за их потаенными взглядами, невольно брошенными на открывающиеся за окном виды. И, уж тем более, не пробовал заглянуть «внутрь» каждого из них, и понять, что же кроется там – в глубине каждого сердца. А вот современная писательница Ксения Букша – задумалась и заглянула. И не просто заглянула, а создала особый мир, или, как пишет литературный критик Елена Сафронова, настоящую «сагу о 306-й маршрутке», ставшей не просто скрепой множества человеческих судеб, а настоящей квинтэссенцией простого – человеческого – бытия.
Для творческой манеры петербургской писательницы и журналистки Ксении Букши такие фантасмагории – не новость. Достаточно вспомнить ее роман «Завод «Свобода», который удостоен литературной премии «Нацбест» в 2014 г. Или другие книги – первую повесть «Эрнст и Анна», сборник рассказов «Мы живем неправильно», биографию Малевича, а также «самую большую её прозаическую удачу» - повесть «Тридцать лет и три года».
И вот «Открывается внутрь» … «Целый мир под одной обложкой» - так назвала книгу известный литературный критик Галина Юзефович: «Десятки жизненных историй, переплетающихся, пересекающихся и расходящихся в разные стороны, формально объединены траекторией 306 маршрутки, на которой герои ездят, которую ждут или просто видят из своих окон…»
Подробнее о романе Ксении Букши мы рассказывали в рамках рубрики «Наедине с книгой»: «Литературная интрига «Новой словесности-2018». Здесь же можно найти информацию еще об одной новинке – «Калечина – Малечина» Евгении Некрасовой.
«Калечина-Малечина» Евгения Некрасова
Автором этой книги является современная писательница и сценаристка Евгения Некрасова (родилась в Астраханской области, детство провела в Подмосковье, сейчас живёт в Москве. Окончила Московскую школу нового кино. Ее цикл прозы «Несчастливая Москва» был удостоен премии «Лицей»).
Выразительное слово «Калечина» в заглавии книги очень точно расставляет все акценты – книга об отчаянии и непонимании, поисках сочувствия и милосердия, о том, как суровый реальный мир «калечит» душу самого незащищенного на земле существа – ребенка. Здесь гармонично сосуществуют магический реализм, фольклор и эксперимент, чувствуется влияние именитых русских писателей - Гоголя, Ремизова, Платонова, Петрушевской.
Сюжет книги рассказывает о девочке Кате, которая живёт с родителями в маленьком городе на 11 этаже обычного панельного дома. Миру вокруг Катя не нужна: «невыросшие» дразнят, а у «выросших» нет на неё сил и времени. И Катя находит для себя выход, осуществить который ей не удается, поскольку вмешивается Кикимора, живущая за плитой на кухне. Вместе они отправляются в опасное путешествие, и невольно превосходят по жестокости тех, кто калечил их.
Современная критика восприняла роман в большинстве своем положительно, Дмитрий Быков, например, сравнивает его с произведениями Андрея Платонова в смысле вселенской тоски, наполняющей мир, а Владимир Панкратов проводит параллель между «Калечиной-Малечиной» и переводными романами.
В целом – масса смыслов после прочтения, но самая главная истина, наверное, все же в том, что Некрасова затронула самую тонкую струну – бесконечной суетности и бессмысленности жизни – все мы «катимся-колошматимся, как маленькая Катя», а пора бы остановиться для того, чтобы… «Чтобы» - что? Отсылаем Вас к книге, в которой для каждого найдется свое особое «чтобы».
«Я всегда буду с тобой» Александр Етоев
Роман петербургского автора Александра Етоева «Я буду всегда с тобой» - очень трогательная, в какой-то мере иронически-психологическая попытка проговорить две сильнейшие, больные темы - Великую Отечественную войну и ГУЛАГ. А в центре событий этих страшных историй жизнь и судьба художника, который даже во время войны и горя находит силы для созидания и жизни.
На его страницах мы видим лагерь системы ГУЛАГ со специализацией по добыче радия, находящийся в окрестностях Салехарда. Здесь живет Сталинский лауреат Степан Рза, скульптор с еще дореволюционной славой, чей художественный талант граничит едва ли не с волшебством - его работы будто оживают на глазах и зрителей. Он вынужден был спешно покинуть столицу и временно обосноваться здесь, за Полярным кругом. Но здесь свои законы и другая жизнь. Начальник лагеря Тимофей Васильевич Дымобыков, - бывший красный кавалерист, заказывает у него свою статую в мраморе. Предложение, от которого нельзя отказаться, и скульптор попадает в клубок местных страстей. По сути же это история о том, как творческий, одухотворенный человек сумел найти прекрасное даже в самом ужасном – месте, времени, обществе.
Подробнее о судьбе автора и его книги читайте в обзоре: «Три романа о самом главном».
«Варшава, Элохим» Артемий Леонтьев
Писателю Артемию Леонтьеву 27 лет, но он уже успел доказать, что возраст – не помеха таланту. Его книга «Варшава, Элохим» представляет собой художественное исследование, в котором он обращается к историческому ландшафту Второй мировой войны, чтобы разобраться в типологии и формах фанатичной ненависти, в археологии зла, а также в природе простой человеческой веры и любви. Роман о сопротивлении смерти и ее преодолении. Элохим - библейское нарицательное имя Всевышнего. Последними словами Христа на кресте были: «Элахи, Элахи, лама шабактани!» («Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил!»).
В интернет-дневниках читателей – масса положительных отзывов на книгу, они говорят о том, что это – очень сильно, очень больно и довольно жестоко. Попытка понять, в чем причина и корень зла, откуда оно появляется, и куда исчезает, что делает людей людьми, и что превращает их же в зверей. Автор не побоялся поднять такие сложные и тяжелые темы.
««Варшава, Элохим!» Артемия Леонтьева – читаемое доказательство того, что русская литература, создаваемая нашими современниками, и сейчас способна на такой серьезный разговор, который предлагает нам юный автор. И не все в этой новой литературе хихоньки да хахоньки, попса, «креатив», недомыслие, «чернуха», постпостмодерн, не вся она утратила связь с реальностью, историей, землей, на которой мы существуем и продолжаем существовать, редко задумываясь о том, что «тысячи, миллионы взрослых, сильных и умных людей осознанно живут пугающей, жестокой жизнью, убивают и заставляют голодать других по своим надуманным политическим причинам «Варшава, Элохим!» – жуткое чтение. Но не читать эту книгу нельзя» (Евгений Попов).
«Осторожно-женщина» Олег Рябов
Образ женщины в литературе – тема не новая, можно сказать, традиционная. Однако, современный писатель Олег Рябов не только входит с этим направлением в литературный мейнстрим современности, но превращает женщину в общеэстетическую категорию.
Возвращаясь к постоянно волнующим его темам - любовь к родному краю и загадкам женской натуры, Олег Рябов работает без нажима, на полутонах, и, мастерски владея литературным языком, он позволяет себе ко всему относиться с легкой иронией.
В книге «Осторожно – женщина» представлена палитра полнокровных человеческих историй, которые, как и рассказы о книгах в предыдущем опыте писателя «КОГИз», написаны вкусно, сочно, живо и увлекательно. В каждом из них представлен большой разлёт времени действия – от послевоенного до наших дней; обширная география: от российской действительности до Индии, цейлонского курорта и Латинского квартала Парижа.
«Почитаешь главку – как стакан вина выпьешь» – написал в предисловии к «КОГИЗу» Захар Прилепин. Фраза эта вполне применима и к новому сборнику Олега Рябова «Осторожно – женщина». Отличного вина, добавлю. Ну а про женщину и почему её надо опасаться – ничего не скажу, прочтите сами» (Андрей Рудалёв).
О новинках «Южнорусское Овчарово» Лоры Беловаин, «Небесный почтальон Федя Булкин» Александры Николаенкои «Белые на фоне черного леса» Елены Минкиной-Тайчер на сайте нашей библиотеки представлены подробные обзоры.
Эти книги вошли в длинный список главной номинации литературной премии «Ясная Поляна» -2019 - «Современная русская проза». Каждая из авторов пишет о разном, в чем-то личном: Елена Минкина – создает детективную историю о сиротстве, насилии, усыновлении, любви, жизни в детдоме, о детских и недетских судьбах, спасенных чудом, милосердием и отчаянной храбростью; Александра Николаенко - о нелегкой, щемящей сердце, судьбе маленького героя - мальчика Феди Булкина; Лора Белоиван - о чудесах. Но у каждого автора мы видим хорошо обозначенную, художественно выверенную, картину мира, где есть место и истории, и культуре, и философии.
«Тайнозритель» Максим Гуреев
О Максиме Гурееве широкому кругу читателей известно немного: прозаик, эссеист, сценарист, журналист, режиссер документальных и художественных фильмов, фотохудожник. Родился и живет в Москве. Окончил филологический факультет МГУ (1988), прошел семинар прозы Андрея Битова в Литинституте (1992). Финалист премии «НОС» (2014). С 1996 года работает в жанре документального кино. Автор и режиссер более шестидесяти документальных фильмов.
Отсутствие информации о писателе – не случайна, ведь Максим Гуреев пишет интеллектуальную прозу, которая обычно массово не востребована. Его книги требуют к себе концентрации внимания, высокого интеллектуального напряжения. Сборник «Тайнозритель» состоит из трех повестей и одного романа. Сборник открывает повесть «Вожега», главный герой которой - мальчик Петя, приехавший из детдома в Вожеге в Москву к глухой тете. Вторая повесть - «Калугадва», дебютное произведение автора, вышедшее в 1997 году в журнале «Октябрь». Здесь в центре внимания тоже одинокий мальчик, Женя. Повесть начинается с похорон его матери. За ними следует роман «Покоритель орнамента», вышедший в 2013 году в «Знамени». И завершающее произведение сборника - повесть «Тайнозритель», о забытой в детдоме девочке Феофании и женщине, приютившей ее.
Сложно говорить о сюжете книги, ведь это скорее - сборник рефлексий, осмыслений и переосмыслений прошлого и настоящего. Для полноценного постижения текста необходимо знать и понимать пласты культуры, на которых основана проза Максима Гуреева - религиозный, исторический и пласт классической русской литературы.
На ноте интеллектуального просвещения хочется завершить обзор книжных новинок и пожелать читателям плодотворного знакомства с каждой из них.
Очень радостно, что Валентин Яковлевич Курбатов питает библиотеку достойными книгами, тем самым просвещая и обогащая ее читателей. Каждая книга – уникальна и интересна по-своему, но в совокупности все издания органично вплетены в ткань современного литературного процесса. Рассказывая о разном, в целом авторы говорят об одном – о человеке, его мироощущении и предназначении. А это значит – о каждом из нас.
Антонина Голубева, главный специалист Регионального центра чтения библиотеки