18 октября 2019 г. исполняется 125 лет со дня рождения прозаика, поэта, драматурга, сценариста Юрия Николаевича Тынянова (18 октября 1894 – 20 декабря 1943). В этот день во всех библиотеках Псковского региона пройдут памятные встречи, акции и выставки, воссоздающие судьбу и творчество этого талантливого человека. К юбилею библиотека предлагает материалы о прозаике, в том числе и краеведческие, ведь Псков был для него «полуродным городом».
18 октября 2019 г. исполняется 125 лет со дня рождения прозаика, поэта, драматурга, сценариста Юрия Николаевича Тынянова (18 октября 1894 – 20 декабря 1943). В этот день во всех библиотеках Псковского региона пройдут памятные встречи, акции и выставки, воссоздающие судьбу и творчество этого талантливого человека. К юбилею библиотека предлагает материалы о прозаике, в том числе и краеведческие, ведь Псков был для него «полуродным городом».
«Псков стал для меня полуродным городом…» - именно под таким названием представляет литературный портрет Юрия Николаевича Тынянова раздел «Литературная карта Псковской области» краеведческого портала Pskoviana.ru. Воспоминания современников и факты биографии, представленные здесь, рисуют нам образ этого необыкновенно одаренного человека: «Тынянов подходил к научному материалу как художник. В связи с чем ему удалось создать удивительно живые и непосредственные характеры Пушкина, Грибоедова, но особенно удался интуитивно угаданный характер Вильгельма Кюхельбекера, о котором, к слову, до Тынянова знали очень мало, имя его упоминалось бегло в числе лицеистов-приятелей Пушкина. Тынянов же на примере его судьбы осмыслил не только русскую историю и проблему взаимоотношений человека с государством, но и современность. Исследователи его творчества, отмечают, что, возможно, живое дыхание прошлого Юрий Тынянов впервые ощутил именно в провинциальном городе Пскове».
Талант Юрия Тынянова был уникальным – специализируясь на пушкинской эпохе как литературовед, он одновременно был еще и сценаристом, и теоретиком кино, и родоначальником исторического и биографического жанров в литературе. Занимался переводами - широко известны его переводы поэм и стихотворений Гейне. С увлечением работал и над научно-исследовательской работой по созданию серии «Библиотека поэта» - одного из начинаний Максима Горького.
В своей автобиографии Юрий Тынянов писал: «Я родился в 1894 году в городе Режице, часах в шести от мест рождения Михоэлса и Шагала и в восьми от места рождения и молодости Екатерины I. Город был небольшой, холмистый, очень разный. На холме – развалины Ливонского замка, внизу – еврейские переулки, а за речкой – раскольничий скит. До войны город был Витебской губернии, теперь – латвийский. В городе одновременно жили евреи, белорусы, великорусы, латыши, и существовало несколько веков и стран».
В августе 1904 г. Тынянов сдал экзамены и был принят в первый класс Псковской губернской мужской гимназии. Сейчас на ее стене, которая носит именование Псковская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Леона Поземского, висит памятная мемориальная доска Юрию Тынянову.
А тогда, в далеком 1907 году, было удивительное время – дружбы, молодости, неиссякаемого творческого поиска и полета. Николай Брадис, Лев Зильбер, Август Летавет, Николай Нейгауз, Мирон Гаркави, Лев Кинбер, Вениамин Каверин и Юрий Тынянов – компания этих так непохожих друг на друга гимназистов навсегда осталась в родниках псковского краеведения.
Но Юрий Тынянов выделялся среди них особенно – своей неиссякаемой любовью к русской литературе. Он очень много писал и его книги становились знаковыми событиями эпохи: «Кюхля» (роман, 1925); «Подпоручик Киже» (рассказ, 1928); Восковая персона (повесть); «Малолетний Витушитников» (рассказ, 1933); «Смерть Вазир-Мухтара» (роман, 1927-1928); «Пушкин» (роман, 1935-1943). Поражали и его исторические интересы: он интересовался и пушкинской эпохой, и Петровской, и XVIII веком с его противоречиями.
Вениамин Каверин, вспоминая Юрия Николаевича, писал: «Обо многом передумал я, читая гимназические сочинения Тынянова. К семнадцати годам он не просто прочел, а пережил русскую литературу. Среди его любимых героев - Платон Каратаев, потому что «он обладает чем-то таким, что не дано Наполеону и Александру. ... Ему понятны и близки были самоотречение Толстого и трагедия Лермонтова. Он уже свободно владел крылатым знанием, основанным на памяти, которую смело можно назвать феноменальной. Он поражал всех способностью часами читать наизусть Овидия и Вергилия, Пушкина и Шевченко. В начале 20-х годов он на моих глазах в течение очень короткого времени научился читать и свободно переводить с итальянского».
В начале 30-х гг. Юрий Тынянов задумал исторический роман о Пушкине, исследованию жизни и творчества которого он посвятил много лет. Это произведение должно было стать заключительной частью трилогии о Кюхельбекере, Грибоедове и Пушкине. В связи с этой работой в 1935 г. он приезжал в Пушкинский заповедник. Но из-за болезни роман «Пушкин» не был закончен.
Это был рассеянный склероз. Страшная болезнь. Которая, однако, не лишила его душевной бодрости и энергии, живого интереса ко всему, что происходило в литературе. Он никогда не жаловался, лишь говорил, что ранен «безутешной болезнью». Старался облегчить жизнь своим близким, а приходивших к нему встречал дружелюбной, приветливой улыбкой.
Ираклий Андронников вспоминал о нем: «Он был невелик ростом. Пропорционален. Изящен. Пластичен. Слушая вас, подавался слегка вперед с полуулыбкой очаровательной и совершенно естественной, хотя в этом легком повороте головы, чуть склонясь и чуть-чуть повернув к собеседнику ухо, было что-то от галантных портретов восемнадцатого столетия. Когда же к нему обращались старшие или дамы, Юрий Николаевич становился сверхувлекательным. Говорил любезно, с улыбкой, «упадая» на ударное слово и слог, отчеканивал».
Верейский Георгий Семенович (1886 - 1962)
"Портрет Юрия Тынянова". Из серии "Русские писатели"
Во время Великой Отечественной войны, будучи уже тяжелобольным, Юрий Николаевич, размышляя о биографиях людей, заметил: «Мы читаем биографии людей. Мы любим их читать. Существуют ненаписанные биографии мест. Места связаны с людьми. Это связь крепкая, нерушимая. Об этом лучше всех ученых написал Лермонтов. В «Дарах Терека» открытие. Река - сорная, дикая, бурная - любит девушку. Лермонтов писал не о любви отвлеченной. Так, именно так любят родину - ее любят как живую».
Именно такой - живой и настоящей - любовью к родине, литературе, истории жил и творил Юрий Николаевич Тынянов. О его биографии можно узнать на сайте нашей библиотеки «Знаменитые люди культуры России на карте Псковской области», к юбилейной дате в отделе краеведческой литературы представлена выставка «В память о Тынянове»: к 125-летию со дня рождения писателя; ОСП «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина» - «Человек преданный литературе»: к 125-летию со дня рождения Ю. Тынянова. Пройдут памятные мероприятия и в библиотеках Псковского региона.
Юрий Тынянов скончался в расцвете творческих сил 20 декабря 1943 года и похоронен на Ваганьковском кладбище. Его жена, Елена Александровна Тынянова, ненадолго пережила Юрия Николаевича – она умерла в 1944 году и была похоронена рядом с мужем.
«Юрий Николаевич любил шутить, говорить о пустяках, стойко боролся против болезни, но был он человеком очень грустным, и грусть Грибоедова была для него не страницей истории. Он родился в один год с Бабелем и Пильняком, которые умерли в углах наименее удобных. Тынянов ненадолго их пережил, хотя умер он на своей кровати.
Я был на его похоронах в декабре 1943 года. После Сталинградской победы многое менялось на глазах. Звание и форма определяли положение человека. Тынянов был не ко двору и не ко времени. Газеты даже не сообщили о его смерти. Гроб стоял в маленькой комнате на Тверском бульваре, и веночки были из бумажных цветов -- попроще, поскорее. Я стоял у гроба и думал: мы хороним одного из самых умных писателей наших двадцатых годов...» (И. Эренбург, 1965 г.).
О жизни и творческой судьбе Юрия Тынянова написано немного книг. Самые известные из них: исследование псковского краеведа Тамары Вересовой «Юрий Тынянов в Пскове: поиски и находки», работа, составленная Вениамином Кавериным «Воспоминания о Ю. Тынянове: Портреты и встречи» (1983) и его же труд в соавторстве с Владимиром Новиковым «Новое зрение: Книга о Юрии Тынянове» (1988), воспоминания Корнея Чуковского «Из воспоминаний: Репин. Горький. Андреев. Кони. Брюсов. Маяковский. Житков. Тынянов» (1958), книга о Тынянове из серии «ЖЗЛ» и, наконец, самое известное исследование Аркадия Белинкова «Юрий Тынянов».
Здесь нет ни случайных встреч, ни мимолетных впечатлений. О Юрии Тынянове вспоминают и размышляют писатели, кинорежиссеры, критики и литературоведы. В совокупности эти книги рисуют полный его портрет – в жизни и творчестве.
Высшее таинство в мире – летняя звездная ночь.
Высшее счастие в мире – слиться с падучей звездой,
Быть неразгаданной сказкой всем и себе самому,
Влить красоту упоенья в краткий сверкающий миг,
Трепетом, блеском, паденьем врезать тревожную тьму,
Кинуть кому-то родному вдаль пламенеющий крик…
(Юрий Тынянов)
Эти строки символичны – они говорят о том, что Тынянов был не только блестящим литературоведом, но, прежде всего, художником – портретистом по призванию, который воскрешал своим словом имена давно ушедших людей. Его чудесные портреты всем известных писателей составляют гордость русского литературоведения, а его творческое наследие не должно предаваться забвению.
Голубева Антонина, главный специалист Регионального центра чтения