29 января 2020 года исполняется 160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова – одного из самых читаемых русских писателей.

К памятной дате специалистами Президентской библиотеки подготовлена обширная новая коллекция «А. П. Чехов (1860–1904)», которая раскрывает различные грани личности писателя, его жизни и творчества. Подборка включает цифровые копии раритетных книг, периодических изданий и архивных документов, открытки и фотографии, а также тексты его отдельных художественных произведений, статей и писем. Региональный центр Президентской библиотеки в Псковской области приглашает псковичей ознакомиться с материалами коллекции.

29 января 2020 года исполняется 160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова – одного из самых читаемых русских писателей.

К памятной дате специалистами Президентской библиотеки подготовлена обширная новая коллекция «А. П. Чехов (1860–1904)», которая раскрывает различные грани личности писателя, его жизни и творчества. Подборка включает цифровые копии раритетных книг, периодических изданий и архивных документов, открытки и фотографии, а также тексты его отдельных художественных произведений, статей и писем. Региональный центр Президентской библиотеки в Псковской области приглашает псковичей ознакомиться с материалами коллекции.

Сын таганрогского лавочника А. П. Чехов выучился на врача, однако смыслом своей жизни сделал литературу. Слишком серьёзными, при всей неотразимости чеховского юмора, были литературные искания писателя, и чётко обозначена гражданская позиция автора. В его произведениях комическое и трагическое уравновешивают друг друга, представляя жизнь во всей своей полноте.

Александр Алексеевич Измайлов – крупнейший биограф-исследователь жизни и творчества Чехова, подготовивший его первое полное собрание сочинений, в своём труде «Чехов: 1860–1904: биографический набросок» из электронного фонда Президентской библиотеки пишет: «Чехова отличала органическая прямота. Он был умный мужик, сын умного мужика, который не привык к пафосу. Он его не допускал в своём творчестве, хотя и мечтал от начала до конца о счастливой земле, согретой изяществом, любовью, братством».

С короткими юмористическими рассказами А.П.Чехов начал печататься в журналах «Стрекоза» и «Осколки», а также других изданиях под псевдонимами – Человек без селезёнки, Чехонте, Врач без пациентов и пр. Первый его сборник «Шалопаи и благодушные», который был подготовлен к печати в 1882 году, не увидел свет. Цензоры сочли, что молодой литератор слишком едко высмеивал пороки и уклад жизни добропорядочных обывателей. Немало противоречивых мнений вызвали также «Пёстрые рассказы», в 1886-м году опубликованные в журнале «Осколки». Итогом споров стало мнение авторитетного Владимира Короленко«Вся книга , проникнутая ещё какой-то юношеской беззаботностью, сверкала юмором, весельем, часто неподдельным остроумием и необыкновенной сжатостью и силой изображения, выделяясь при этом особенной, только А. П. Чехову свойственной печалью».

Исследователь К. Полонская в книге «Чехов» (1943), электронная копия которой хранится в фонде Президентской библиотеки, размышляет о творчестве Чехова: «Смысл писательской работы Чехов определяет так: «Цель моя – правдиво нарисовать жизнь и показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы: норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас». Чехов ищет «норму», рисуя разнообразные отклонения от неё. Своеобразие Чехова-художника в том, что он не только умел обнаруживать пошлость в мирной, благопристойной, иногда даже внешне культурной и счастливой жизни, не только умел показать её страшную засасывающую силу, но и в том, что он противопоставлял ей высокое интеллектуальное содержание жизни лучших своих героев».

Предметом пристального изучения позже станут 100 коротких рассказов Чехова, нигде не опубликованных ранее, часть из которых будет включена в объёмные литературоведческие сборники, например, «А. П. Чехов: затерянные произведения. Неизданные письма. Воспоминания. Библиография» в очередном томе «Труды Пушкинского дома при Российской Академии наук» (1925).

Александр Измайлов в указанном выше исследовании «Чехов: 1860–1904: биографический набросок» (1916) отметил одну из основных особенностей литератора: «Чехов воплотил мечту старших писателей, давши некнижный тип реального человека 90-х годов в такой яркости, в какой он казался просмотренным нашей беллетристикой. – Идеалистам 40-х годов, пожалуй, не о чем было бы говорить с Чеховым, но Помяловский и Писарев увидели бы его и возрадовались».


Вскоре после первых юмористических рассказов на страницах произведений писателя появляются сложные, рефлексирующие образы Ивановых, Астровых, Гуровых и дяди Вани. Чехов пишет пьесы с их пронизывающей атмосферой всеобщего неблагополучия, неудовлетворённости обстоятельствами и мечтами об иной, светлой и радостной жизни.

До 1900 года Чехов отказывался смотреть пьесу «Дядя Ваня» в Художественном театре и на все просьбы Станиславского создать новую также отвечал отказом под предлогом, что не видел результата сценической постановки. Тогда театр весной отправился в Ялту, где лечился больной чахоткой писатель, чтобы показать автору постановку его произведения. В Москве шутили: «Гора пошла к Магомету». Труппа и Чехов сблизились, что способствовало созданию следующей пьесы «Три сестры». Наконец-то настал день, когда театр получил тоненькие листки, густо покрытые бисерным почерком автора.

31 января 1901 года прошла постановка этой пьесы в Художественном театре. Впечатление у зрителей осталось такое же смутное, как и после спектакля «Дядя Ваня». «Критика, – пишет А. Измайлов, – старалась это объяснить тем, что всё настроение драмы основано на соединении двух взаимоисключающих мотивов: «надо жить» и «зачем жить». («Курьер», 3 февраля 1901).

В другой рецензии отмечается: «Три сестры» – это не драма, это поэма, великолепно передающая повесть о том, как скучно и страшно жить «интеллигентным одиночкам» среди безотрадной обстановки русской провинции. Всё та же исконная чеховская тема».

Серьёзный, даже хмурый взгляд на жизнь позволил критике обозначить Чехова как «певца сумерек». Вместе с тем его современники указывали на поразительную жажду жизни писателя, мягкий юмор и самоиронию. Немногие знали, что Чехов серьёзно недомогал. Однако тот старался не обращать на болезнь внимания и вопреки всему поехал на Сахалин. Все занимало его, врача, кроме собственной болезни…

В книге Александра Измайлова «Чехов: 1860–1904: биографический набросок» этой поездке Антона Павловича в 1890 году отводится особое место. Автор рассказывает, что Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизни, провёл перепись населения Сахалина, собрал несколько тысяч карточек о жителях острова.

Вернувшись, Антон Павлович засел за большой пятилетний труд «Остров Сахалин», который стал мощным художественным документом своего времени. В книге К. Полонской приводятся строки из письма Чехова Суворину: «Не знаю, что у меня выйдет, но сделано мною не мало. Хватило бы на три диссертации. Я вставал каждый день в 5 часов утра, ложился поздно, и все дни был в сильном напряжении от мысли, что мною многое ещё не сделано».

Анатолий Федорович Кони, воспоминания которого о Чехове приведены в упоминавшемся выше сборнике «А. П. Чехов: затерянные произведения. Неизданные письма. Воспоминания. Библиография», писал: «В его книге о Сахалине за строгой формой и деловитостью тона, за множеством фактических и цифровых данных чувствуется опечаленное и негодующее сердце писателя».


«Нужна была решимость талантливого и сердечного человека, отзывчивую душу которого манила и тревожила мысль о том, что происходит в далёкой и отрезанной от материка области, где под железным давлением закона и произволом его исполнителей влачат свою страдальческую жизнь сотни людей, сдвинутых вместе без различия индивидуальности, бытовых привычек и душевных свойств. Чехов ясно осознавал практическую непригодность и нравственный вред нашей типической тюрьмы и наших сибирских острогов, для которых, по его словам, «прославленные шестидесятые годы» ничего не сделали», – напишет позже Анатолий Федорович Кони в своей книге «Воспоминания о А. П. Чехове», ознакомиться с которой можно в электронном читальном зале Президентской библиотеки.

Благодаря писательскому искусству Антона Павловича Чехова и юридическим заметкам Анатолия Федорович Кони, на Сахалине было создано отделение Общества попечения о семьях ссыльнокаторжных.

Александр Измайлов подытоживает свой труд «Чехов: 1860–1904: биографический набросок» такими словами: «Чем-то в высшей степени живым и свободным был он, чем-то органически враждебным всяческим теориям. Если бы такие, как он, шли не единицами, а целым поколением, к земле скорее спустилось бы «небо в алмазах». 

По материалам Президентской библиотеки.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество