14 (по старому стилю – 1) марта – дата, знаменательная для русской культуры.
В этот день в 1564 году была закончена работа над первой датированной печатной книгой на Руси: «Деяния святых апостол, списана святым апостолом и евангелистом Лукою». Кратко богослужебные книги такого содержания называются «Апостолы».
Региональный центр Президентской библиотеки в Псковской области предлагает ознакомиться с материалами, посвященными этому событию.
14 (по старому стилю – 1) марта – дата, знаменательная для русской культуры. В этот день в 1564 году была закончена работа над первой датированной печатной книгой на Руси: «Деяния святых апостол, списана святым апостолом и евангелистом Лукою». Кратко богослужебные книги такого содержания называются «Апостолы».
«Апостол» 1564 года был не первой книгой, созданной русскими печатниками – до него появлялись различные анонимные издания, но они были несовершенны по качеству.
В отличие от Западной Европы, где благодаря изобретению Иоганном Гуттенбергом подвижных литер книгопечатание быстро развивалось, в России во времена Ивана Грозного ситуация с книгоизданием была сложной. Вот что писал в 1883 году историк и филолог А. С. Петрушевич в своем труде «Иван Федоров русский первопечатник», доступном на портале Президентской библиотеки: «Царя безпокоило тое обстоятельство, что в церковных рукописных книгах встречались часто ошибки делаемы переписчиками книг, для того он при митрополите Макарии на соборе в Москве 1551 г., разсуждающем о исправлении церковных книг, предложил между прочим „дабы впредь излагались св. книги праведно и несмутно и без сомнения всякому православному“».
Достичь этого можно было только с помощью печатания книг. Царь выписал из Дании печатника Ганса Миссенгейма, который в 1553 году открыл типографию, привезя оборудование из-за границы. Было выпущено несколько книг неизвестных авторов. По словам того же А. С. Петрушевича, «Первыми помощниками Миссенгейму были русские люди дьякон от Николы Гостунского Иван Федоров, и товарищ его Петр Тимофеев Мстиславец…». Именно они впоследствии и стали создателями первой датированной и подписанной русской печатной книги.
Это событие академик А. С. Орлов, автор статьи и редактор сборника «Иван Федоров, первопечатник», представленного на портале Президентской библиотеки, описывает следующим образом: «А что касается первопечатного Апостола, то по его Послесловию выходит так, что у Ивана Васильевича Грозного появилась мысль, эту мысль одобрил митрополит Макарий, как дар, сходящий свыше, а потом уже выполнили это дело Иван Федоров и Петр Тимофеев, один москвитин, другой – мстиславец, один дьякон, а другой – неизвестно кто».
Иван Фёдоров Москвитин (как он сам подписывался) родился между 1510 и 1530 годами. Учился в Краковском университете, служил дьяконом в Кремлёвском храме Николая Гостунского. В 1563 году возглавил построенную по приказу Ивана Грозного типографию – Московский печатный двор – и приступил к работе над изданием «Апостола», продолжавшейся около года.
«Апостол» был выбран для печати, поскольку использовался для обучения духовенства, и считалось, что он переведён на славянский самими Кириллом и Мефодием. Митрополит Макарий руководил подготовкой текста к печати, из него были устранены «служебные» материалы, язык обновлён, очищен от устаревших форм и слов.
Новаторским было и само издание. В книге ещё не было титульного листа, но появилось написанное самим издателем послесловие – вполне светское, содержащее выходные данные книги, историю её выпуска и даже некоторые сведения об издателе. Фёдоров ввёл пробелы между словами, а используемый им оригинальный шрифт, близкий к рукописному полууставу, ещё полвека считался в государстве образцовым. В видеолекции «450-летие начала книгопечатания в России», размещённой на портале Президентской библиотеки, старший научный сотрудник РГБ Е. А. Емельянова подчеркивает, что «благодаря изданию Ивана Фёдорова 1564 года на долгие годы в Москве был установлен образец для книгопечатания «Апостола», и не только, был установлен образец для книгопечатания в Московском государстве». Узнать историю появления первых русских печатных книг, интереснейшие технические подробности их создания можно, обратившись также к другим доступным на портале Президентской библиотеки видеолекциям – А. А. Савельева «Издания Ивана Федорова в собрании научной библиотеки СПбГУ» и А. В. Сиренова «Рукописная и печатная книга в России XVI-XVII вв.».
После издания «Апостола» Иван Фёдоров и Пётр Тимофеев продолжали работать, издавая всё более совершенные книги, но появление печатных книг, как ни странно, враждебно встретили священнослужители, особенно монахи-переписчики, работавшие медленно, и считавшие своего конкурента – «бездушный» печатный станок – «нечистым». Поджоги типографии и прочие неприятности вынудили печатников перебраться в Литву, а затем во Львов и уже там продолжать свою работу.
В книге историка Л. И. Денисова «Первопечатники Иоганн Гутенберг и Иван Федоров», электронная копия которой на портале Президентской библиотеки знакомит с интересными подробностями жизни двух великих первопечатников – немецкого и русского, приводятся слова академика И. Е. Забелина: «полезно и нам припомнить, что печатное слово в действительности есть святыня, святое великое средство нашего просвещения; поэтому необходимо…употреблять его только на благо и на любовь к людям; распространять истинное знание, истинное просвещение, но не мечты невежества; распространять правду, но не ложь и клевету, – не осуждение, но справедливое, всестороннее разсуждение всему, что уклонялось или и теперь уклоняется от прямого пути и в жизни, и в науке и в литературе».
По материалам Президентской библиотеки