Интерактивный читательский online – марафон, посвященный современной прозе, представляет следующую книгу для обсуждения – роман Дмитрия Быкова «Июнь».
Предлагаем ознакомиться с изданием, а также условиями марафона и результатами его первого этапа – впечатлениями и рецензиями читателей на роман Евгения Водолазкина «Брисбен».
Интерактивный читательский online – марафон, посвященный современной прозе, представляет следующую книгу для обсуждения – роман Дмитрия Быкова «Июнь». Предлагаем ознакомиться с изданием, а также условиями марафона и результатами его первого этапа – впечатлениями и рецензиями читателей на роман Евгения Водолазкина «Брисбен».
Рубрика «Наедине с книгой», в рамках которой организован читательский online – марафон, призвана не только освещать новинки современной литературы для читателей, но и выстраивать с ними живой диалог. И читательский марафон в этом отношении является хорошей площадкой для такого интерактивного общения между читателями, поскольку позволяет не только поделиться своим мнением о прочитанном, но и задавать вопросы, искать ответы – так, чтобы книга получила свою «вторую жизнь» - в устах читателей.
С 14 февраля по 1 марта 2020 г. в группе библиотеки Biblioplace - территория псковского чтения прошел первый этап марафона, где центральной темой интерактивного разговора о литературе стал роман современного автора Евгения Водолазкина «Брисбен». Ключевым сегментом всех отзывов, которые читатели оставили в комментариях, стали слова: «В романе каждый найдет частичку себя». Истинно так: «Брисбен» - это именно та книга, в которой ее автор, талантливый писатель Евгений Водолазкин, очень аккуратно, с ювелирной точностью, затронул самые тонкие струны человеческой души – сострадание, теплоту, любовь, сознание быстротечности нашей жизни, и оттого ее ценности, вечности – как спасения, радости, естественного перехода человека в тот самый «Брисбен» - город мечты, аллюзию рая.
Сегодня мы хотим представить некоторые из отзывов на книгу, и очень надеемся, что они мотивируют читателей на прочтение этой удивительно атмосферной книги.
Благодарим всех читателей, кто принял активное участие в марафоне!
Второй этап марафона мы посвящаем еще одной новинке, которая появилась в контексте современной прозы в последние годы – роман современного прозаика и поэта Дмитрия Быкова «Июнь».
Дмитрий Львович Быков – известный российский писатель, поэт, журналист, радио- и телеведущий, преподаватель. Биограф знаменитых российских писателей и поэтов. Литературный дебют писателя состоялся в 1992 году: это был сборник его стихотворений «Декларация независимости». В последующие годы вышли поэтические сборники «Послание к юноше», «Военный переворот», а в 2001 году увидел свет первый роман Быкова «Оправдание». К настоящему моменту среди популярных романов писателя - «Эвакуатор», «Списанные», «Орфография», «Икс». Дмитрий Львович является профессором МГИМО, преподает литературу и историю литературы СССР в московских школах, а также продолжает литературную деятельность.
В начале сентября 2018 года в «Редакции Елены Шубиной» вышел новый роман писателя «Июнь», описывающий события в Советском Союзе 1939–1941 гг. Книга сразу получила положительные отклики. Литературный критик Галина Юзефович, например, назвала его «лучшим из написанного Быковым со времен «Пастернака» и определенно самым совершенным его художественным текстом, самым продуманным и выстроенным, виртуозно сочетающим в себе сюжетность с поэтичностью, а легкость - с драматизмом и пугающей глубиной».
Композиционно в книге три сюжетные линии, три самодостаточные части, объединенные в одно целое лишь условно: второстепенным персонажем (шофером по имени Леня), временем (события всех трех частей начинают развиваться примерно за два года и оканчиваются июнем 1941-го), а также общим чувством вины и неизбежности войны.
Когда в одном из интервью Дмитрия Быкова спросили о содержании книги, он ответил: «Если излагать очень кратко, то эта книга посвящена фундаментальным проблемам бытия. Она представляет собой три точки зрения на одно и то же событие. Их объединяет только концовка: сюжет каждой истории завершается 22 июня 1941 года. Мне важно было написать о том, как три героя - каждый по-своему - приближают катастрофу, а расплачивается за них четвертый, ни в чем не виноватый. Этот четвертый - мой дед».
Общее представление о фабуле романа даёт Наталья Ломыкина в статье «Июнь»: роман-эксперимент Дмитрия Быкова о предвоенном времени»: «В душной и тревожной атмосфере надвигающейся войны разворачиваются три истории, почти не связанные друг с другом. Любовная трагикомедия молодого поэта Миши Гвирцмана, которого в 1940 году по нелепому заявлению на полгода выгоняют из Института философии, литературы и истории. Драма советского журналиста Бориса Гордона, мечущегося между женой и вернувшейся из эмиграции возлюбленной: цена слова и доносы, липкий страх и стыд, арест и предательство, стирающее границы между жизнью и существованием. И, наконец, третья, как определяют в издательстве, «гротескная, конспирологическая сказка» о пожилом филологе Крастышевском, который ищет способы управлять намерениями людей с помощью языка и текста. Дмитрий Быков собирает пирамиду романа из трех историй, нанизывая судьбы своих героев на предчувствие войны. И напряжение все нарастает, потому что, в отличие от героев, читатель не только точно знает, что война будет, но и знает, какой страшной она окажется».
У героев книги есть реальные, хотя и довольно условные прототипы. Например, предполагается, что герой первой истории – это Давид Самойлов, известный фронтовой поэт. Он действительно учился в ИФЛИ, но ушёл на войну, не закончив обучения. Жена журналиста Бориса Гордона – это Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, осуждённая в 1939 году на восемь лет суровой лагерной жизни. А образ филолога из третьей истории вдохновлён Сигизмундом Кржижановским, театральным критиком, драматургом, философом, который при жизни практически не печатался.
По своему идейному содержанию этот роман обращен в будущее, ибо «война еще будет». Война, которая, являясь средоточением страдания, должна будет принести очищение и спасение человеческой души. Очень спорная, неоднозначная, трудная тема, развенчивание которой автору далось также тяжело: «Ни одна книга не давалась мне так трудно, как эта, но и ни одна книга не рассказывала обо мне так много ужасных вещей. Я попытался впервые прикоснуться к некоторым самым мучительным язвам», поэтому автор не советует читать книгу слишком впечатлительным и слишком доверчивым людям, ведь пробуждает в читателе «не самые лучшие чувства: тревогу и неуверенность в завтрашнем дне».
«Война еще будет, придет за всеми. Потому что я не знаю, чем еще можно такой мир спасти.
- А войной можно? - спросил Миша. Он разозлился. Ему не хотелось войны и не нравилось, когда в войне видели нравственное благо.
- А войной можно, но не всякой. Вот ты подумай. Должна быть такая война, которая во что-то перерастет. Во время которой люди что-то вспомнят. Она должна быть очень огромная, очень. Очень страшная. Но только такая война сотрет все вот это, и с нее начнется новый мир. Уже навсегда.
- От количества зла, Лийка, ничего нового начаться не может.
- Нет, может! - закричала она. - Ты просто не понимаешь еще. Все это время растет, пухнет огромное, невыносимое зло. Оно было рассредоточено, а теперь собралось. И это единственный шанс его убить, и мы все сейчас ждем, чтобы оно набухло и треснуло. Его можем убить только мы, больше некому» (Строки из романа).
Приглашаем к участию в марафоне! Присоединяйтесь — пишите рецензии в комментарии в группе «Biblioplace - территория псковского чтения», где в записях сообщества размещен новостной релиз, приглашающий к обсуждению издания.
Желаем приятного прочтения!
Книга есть на абонементе нашей библиотеки.
Голубева Антонина, главный специалист Регионального центра чтения