Денис Иванович Фонвизин, потомок рыцарей Ливонского ордена, писатель, драматург-сатирик, переводчик, статский советник, член Российской Академии, родился 3 (14 - по новому стилю) апреля 1745 года.
На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с биографией автора комедий «Бригадир», «Недоросль» и многих других сочинений, также в коллекции библиотеки доступны некоторые прижизненные издания писателя – «Жизнь графа Никиты Ивановича Панина» (1786), «Словарь Академии Российской» (1789–1794).
Денис Иванович Фонвизин, потомок рыцарей Ливонского ордена, писатель, драматург-сатирик, переводчик, статский советник, член Российской Академии, родился 3 (14 - по новому стилю) апреля 1745 года в Москве, в богатой дворянской семье.
Мальчик в 4 года под руководством отца научился читать, а в 10 лет поступил в гимназию при Московском университете, где помимо прочих наук успешно освоил латинский, немецкий и французский языки. В 1760-м году Денис Фонвизин как один из лучших учеников был «произведён в студенты» университета.
По окончании университета он переехал в Петербург, где поступил переводчиком в Коллегию иностранных дел под начало кабинет-министра Ивана Перфильевича Елагина. Как сказано в книге 1900 года «Денис Иванович Фонвизин», доступной на портале Президентской библиотеки, «Елагин не обременял его служебными занятиями; человек просвещённый, писатель и большой любитель театра, он предоставлял Фонвизину заниматься тем, что наиболее его привлекало».
Постепенно Фонвизин поднимался по карьерной лестнице на государственной службе, чему не мешала, а напротив, порой помогала его многообразная литературная деятельность.
Приобщение к литературному творчеству Фонвизин начал как переводчик, и эти занятия не оставлял до конца. Уже в выборе материалов для переводов сказался его интерес к теме воспитания – в самом широком смысле, как воспитания достойного гражданина, отдающего свои силы, ум и образование на служение Отечеству. Фонвизин перевёл «Басни нравоучительные» норвежско-датского писателя Людвига Хольберга, трагедию Вольтера, «Метаморфозы» Овидея.
Первые самостоятельные произведения писателя – это стихотворные сатиры, из которых полностью до нас дошло «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». Как он сам отметил в «Чистосердечном признании в делах моих и помышлениях», «природа дала мне ум острый, но не дала мне здраваго разсудка. Весьма рано появилась во мне склонность к сатире. Острые слова мои носились по Москве; а как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою; все же те, коих острыя слова мои лишь только забавляли, прославили меня любезным и в обществе приятным».
В конце 1760-х годов он задумал создать оригинальную русскую сатирическую комедию. Так появился «Бригадир». О судьбе комедии рассказывает краткий биографический очерк, предваряющий «Сочинения Д. И. Фонвизина» (1902), размещённые на портале Президентской библиотеки: Фонвизину «…случилось как-то прочесть свою комедию в присутствии Бибикова и гр. Гр. Орлова, – и скоро об ней заговорила вся столица. Орлов сказал о ней императрице, которая пожелала сама слышать новую русскую комедию… 29 июня, после бала в Петергофе, Фонвизин прочитал «Бригадира» государыне в Эрмитаже, а читал он превосходно. Пожелал слышать новую комедию и наследник престола, и затем все вельможи наперерыв желали видеть автора и слышать пьесу. По этому же случаю он приобрёл знакомство с министром иностранных дел и воспитателем наследника престола, Никитою Ивановичем Паниным, позже его начальником и постоянным покровителем».
Историк литературы Василий Иванович Покровский в своей «Исторической хрестоматии» (1891) пишет о Фонвизине, что «достоинство его литературной деятельности есть достоинство разумно сознательного ея отношения к современному воспитанию», и далее определяет «…главную цель новаго воспитания: ,,здоровое тело и умонаклонение к добру …– составляет всё воспитание”». Автор хрестоматии подводит итог: «Таким образом, идея комедии как бы двоится: с одной стороны (и это главное) изображаются вредныя и смешныя последствия ложного образования, под управлением иностранцев, состоящаго в усвоении внешних, пустых отличий французской жизни; с другой – представляются лихоимство и ябедничество…»
Еще более выразительно тема воспитания продолжается в знаменитой комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», название которой, как и имя главного героя Митрофанушки, стали именами нарицательными, хотя «недоросль» – это просто несовершеннолетний дворянин, не имеющий письменного свидетельства о выучке и ещё не поступивший на государственную службу. В комедии не только высмеиваются некомпетентные «учителя по статусу» и «псевдоучителя», им противопоставляется настоящий педагог, «наставник, декларирующий слово-истину ученику, что обозначает приоритетность воспитания над обучением», как отмечено в автореферате диссертации Марины Владимировны Власовой «Образ и коммуникативная позиция учителя в русской литературе».
Дальнейшее творчество Фонвизина (комедии «Добрый наставник», «Выбор гувернёра» и др.) демонстрирует интерес писателя к правильному выбору учителя, совмещающего наставническую и воспитательную деятельность. По мнению Власовой, Фонвизин стремился «…широко осмыслить тему учительства, преодолеть границы, разъединяющие учительное и художественное слово, несмотря на то, что приоритетным для него является нравственное воспитание. Это даёт основание рассматривать литературное наследие Фонвизина как текст о воспитании».
30 ноября 1792 г. первый великий русский комедиограф привез к Гавриилу Романовичу Державину свою комедию «Выбор гувернёра», а на следующий день умер. Денис Иванович Фонвизин похоронен в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Некоторые прижизненные издания писателя – «Жизнь графа Никиты Ивановича Панина» (1786), «Словарь Академии Российской» (1789–1794) – доступны на портале Президентской библиотеки.
По материалам Президентской библиотеки