В эти дни БиблиоТеатр «Прямая Речь» предполагал показать программу «Часовой чести», посвященную поэту Серебряного века Николаю Гумилёву: он родился 15 апреля 1886 года.
Литературно-художественная композиция, сделанная несколько лет назад, востребована читателем все последующие годы.
Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный. Николай Гумилёв
В эти дни БиблиоТеатр «Прямая Речь» предполагал показать программу «Часовой чести», посвященную поэту Серебряного века Николаю Гумилёву: он родился 15 апреля 1886 года.
Литературно-художественная композиция, сделанная несколько лет назад, востребована читателем все последующие годы.
Николай Гумилёв - последний поэт имперской России, как Пушкин - её первый певец.
Предвестником бед России стала революция. Февраль 17-го принес ту двусмысленность, которая была непереносима для Гумилева, никогда не скрывавшего своих монархических убеждений. Атмосфера братания красных банд, Марсельезы, революционной болтовни была чужда ему.
В горькие минуты разочарования, видя плоды безбожной и бездуховной революции, Гумилев боролся. Символисты называли революцию непогодой, взывали к Пушкину, чтобы он помог в «немой борьбе». Но немая поэзия не может бороться! Гумилев пишет поэтический манифест: «…стих есть высшая форма речи. Происхождение отдельных стихотворений таинственно схоже с происхождением живых организмов… невыношенное стихотворение – калека. Оно печалит, а не радует, как печальны прекрасные глаза горбунов… с такой тоскою мечтаешь о стройных юношах Спарты».
Надежда Мандельштам весьма убедительно заметила, что «духовная двусмысленность символизма сделала поэтов-символистов слабыми в распознании большевизма, а духовно трезвый акмеизм Ахматовой, Гумилева и Мандельштама сделал их стойкими».
С именем Гумилева связан важный поворот в истории русской поэзии: он был организатором и главой новой поэтической школы – акмеизма, главными представителями которой были он сам, Анна Ахматова и Осип Мандельштам. Акмеизм сменил предыдущую влиятельную школу символизма, переориентировал поэзию, ушел от символистских религиозно-мистических поисков, обратился к воспеванию простого зримого мира. Акмеизм – от древнегреческого слова «акме» - зенит, вершинная точка роста. Еще иногда поэты группы Гумилева называли себя адамистами – от Адама, дававшего в Раю имена растениям и животным.
А тем временем Гумилев стал одним из символов «серебряного века». И в его гибели есть не только трагическая, но и символическая сущность: культурный ренессанс в России был уничтожен, как убит и его поэт. С семнадцатым годом отчетливо вошло понятие «лишнего» человека, внутренний духовный мир человека государству становится неинтересен, культура становится обслугой государственных идей, культура становится «факультетом ненужных вещей».
Осознание себя как личности, осознание собственного творческого предназначения делает из художника властителя дум.
Ренессансное ощущение жизни владеет Гумилевым. Он формулирует человека через слово, через высшее его начало.
… Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей — мгновенна и убога.
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Николай Степанович сказал в одной из своих лекций уже после революции 1917 года: «Вначале было Слово; из Слова возникли мысли, слова, уже не похожие на Слово, но имеющие источником Его, и все кончится Словом — все исчезнет, останется одно Оно», т. е. Начало начал.
Время победило физическую смерть Гумилева, время обратило в прах всю советскую идеологическую шумиху, связанную с его творчеством. Уже современник Гумилева Юрий Айхенвальд писал о жизни поэта, как о рыцарском подвиге. Часовой чести…
Нина Яковлева, руководитель Регионального центра чтения