«Серебряного века силуэт» - новая программа поэтического цикла прошла 30 марта 2016 года в библиотеке.
Участвовали актёры театра драмы им. А. С. Пушкина. Прозвучали стихи Александра Блока, Сергея Есенина, Бориса Пастернака, Николая Гумилёва, Анны Ахматовой, Вячеслава Иванова, Константина Бальмонта, Игоря Северянина, Марины Цветаевой, - имена разных поэтических направлений, объединенных одной эпохой.
Поэта надо прочесть; рассказ о нем в силах дать только толчок к чтению»
ГЕОРГИЙ АДАМОВИЧ
«Серебряного века силуэт» - новая программа поэтического цикла прошла 30 марта 2016 года в библиотеке.
Участвовали актёры театра драмы им. А. С. Пушкина. Прозвучали стихи Александра Блока, Сергея Есенина, Бориса Пастернака, Николая Гумилёва, Анны Ахматовой, Вячеслава Иванова, Константина Бальмонта, Игоря Северянина, Марины Цветаевой, - имена разных поэтических направлений, объединенных одной эпохой.
Литературно-художественные программы просветительского цикла «Поэзия Серебряного века» направлены на раскрытие имени в контексте исторического времени. Начало XX века в России - интеллектуальный взрыв, ярко проявившийся в поэзии. Философ Николай Бердяев называл это время русским культурным ренессансом. Есть предположение, что именно Бердяеву принадлежит определение «серебряный век». «Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. В эти годы России было послано много даров. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни», - писал философ в своем труде «Самопознание».
Слово – дар, способный объединять людей. «На холоде мы греемся у огня живых слов», и тайная свобода поэта всегда сильнее вердикта могущественного чиновника. Словами Александра Блока, обращенными к Александру Пушкину, мы взываем к каждому поэту всех времён:
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Сергей Аверинцев в поэтическом эссе писал: «История литературы – не просто предмет познания, но одновременно шанс дышать «большим временем», вместо того, чтобы задыхаться в малом, жить в Божьем мире, а не в «условиях эпохи застоя»».
Мы можем читать стихи вслух и по памяти – на литературных вечерах, друзьям и близким. И слово нас связует.
В своё время «Пушкин с несравненной правдивостью поведал, что всё бытие поэта – чередование взлетов вдохновения с провалами и пустотами…» (Сергей Аверинцев) Без Пушкина Серебряный век невозможен, они учились на нем, это имя для любого поэта бесконечное многоточие в его мастерской… «Серебряного века силуэт» - новая программа поэтического цикла. Прозвучат стихи Александра Блока, Сергея Есенина, Бориса Пастернака, Николая Гумилёва, Анны Ахматовой, Вячеслава Иванова, Константина Бальмонта, Игоря Северянина, Марины Цветаевой, имена разных поэтических направлений, объединенных одной эпохой.
Георгий Адамович, яркий выразитель культуры Серебряного века, образно писал о своих современниках-соотечественниках: «Поэта надо прочесть; рассказ о нем в силах дать только толчок к чтению». Георгий Адамович запечатлел в своих воспоминаниях и тот "костёр, на котором сжёг себя Александр Блок; и строгость, серьезность, чистоту, что принес в русский модернизм Мережковский; вечное опьянение разнообразием мира, свойственном Бальмонту; редчайший, абсолютный слух Гумилева» (Константин Львов. Внимание и беспристрастие).
Георгий Адамович:
«…Литературное творчество – или поэзия, в расширенном смысле слова, – остается в памяти людей и становится им дорогим почти исключительно в тех случаях, когда оно лишь усиливает их чувства, их черты, и когда творческий акт открывает нечто, сразу знакомое, но безошибочно радостно узнаваемое, свое, человеческое…»
"Гумилев был Бонапартом, а мы – его маршалами".
"У нас было детское фрондирование Блоку. Но мы все были его подданными. Все чувствовали его царственность. Он говорил за всех нас. Смерть его потрясла…"
Адамович находит удивительные слова и к Сергею Есенину, поэту и человеку далеко не близкому ему: "Вся тема потерянного рая, все загадочное сказание о "блудном сыне" – за него, и самые патетические моменты мирового искусства ему родственны. Когда к изменнику Зигфриду возвращается память, когда постаревший, всего насмотревшийся Пер Гюнт бредет на песенку Сольвейг, это, в сущности, то же самое, о чем рассказывает Есенин".
Приглашая на литературный вечер, мы всегда призываем к чтению, в книге открывать новые имена, воскрешать забытые.
Нина Яковлева