В День российского кино мы решили полистать раритет, хранящийся в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки. Он помог узнать, какие задачи ставили перед отечественным кино 70 с лишним лет назад, какие видели проблемы и как предлагали их решать.
Выпускающийся с 1931 года отечественный журнал «Искусство кино» - это старейшее в Европе периодическое издание о кинематографе. После вынужденного перерыва на время Великой Отечественной войны, журнал продолжил выходить сразу после ее окончания. Победили немцев, но дух борьбы не угас.
Этим первым послевоенным номером (октябрь, 1945 г) журнал обозначил свой взгляд на главную задачу отечественного кинематографа ближайших лет. В его основе лежала борьба. Борьба за:
кинематографию как за передовое искусство в стране передового народа;
за высокое идейно-художественное качество советских кинокартин;
за правду в киноискусстве, за лучшие традиции русского реализма;
за высокую страстность, за романтику и героику в наших фильмах;
за высокие человеческие чувства и мысли героев фильмов;
за смелую и разностороннюю критику кинокартин и сценариев;
за развитие комедийного жанра, чрезвычайно популярного в нашем народе, но до сих пор не нашедшего должного места на наших экранах
за культурный и полноценный показ народу произведений искусства!
«В ногу с народом, товарищи кинематографисты!» - и начался новый этап советского кино, в основе которого, как три кита, лежали: героика Великой Отечественной, «дорогой для каждого» образ вождя, высокие качества народа (от трудовых до моральных).
В этом первом послевоенном номере «Искусства кино» приводятся восторженные отзывы западной прессы на наши художественные фильмы. И хотя из всех западных критиковrbyjbccr2 выбраны чешские, румынские и французские авторы, заявление последних наиболее громогласно: «В Америке нам теперь нечему учиться. <…> В русских же фильмах, напротив, все привлекает нас <…> русские добились того, чего не сумели добиться ни американцы, ни французы; они разбили штампы, довлеющие над кинематографией». И как предостережение, чтобы не возгордились, - послание мастерам советского кино от составителей номера: они должны «приложить все свои творческие силы и знания, чтобы быть достойными тех задач, которые поставлены правительством и великим вождем советского народа…». И напротив этих слов - карандашная ремарка, оставленная, видимо, кем-то из первых читателей номера: «МЫ, КАК МАСТЕРА СОВ. ТЕАТРА … ВСЕ СВОИ СИЛЫ».
Борьба за качество советского кино теперь считается немыслимой без развития традиций кинокритики. И статья Сергея Эйзенштейна как раз о том, чем должен отличаться профессиональный взгляд на фильм от взгляда обывательского. Эйзенштейн сетует, что понятие качества фильма часто подменяется его успехом в прокате (заметьте, 1945 год!), а профессионала, обличающего недостатки полюбившейся массовому зрителю картины, обвиняют в «дискредитации ведущей продукции советского киноискусства». Замкнутый критический круг. Поэтому и критиковать разучились.
Вообще, оценка фильма по Эйзенштейну имеет три формата: общий, средний и крупный (по аналогии с режиссерским планом съемки). Общий план оценки – это отражение мнения о фильме в центральных органах печати, средний план – эмоции и впечатления обычного зрителя, которые потом могут вылиться в обзор-очерк о фильме, и, наконец, самый сложный, внедряющийся в сокровенное – крупный план. Именно этот «сверлящий взгляд» профессионала, по мнению Эйзенштейна, нужно было настраивать и развивать во благо советского кино. «Брать «крупным планом», критиковать и двигать вперед» - задача, поставленная перед возрожденным в 1945 году журналом, с успехом выполняется и по сей день при редакторстве Антона Долина.
А пока в номере, о котором идет речь, в качестве наглядного примера критики «крупным планом» разбирается фильм о событиях Сталинграда «Дни и ночи» (1944 г.).
В 1944 году при Комитете по делам кинематографии был основан Художественный совет, главной задачей которого было «всестороннее повышение качества художественных кинокартин». Помимо прочего, Совет подробно рассматривал план постановки каждого будущего фильма, при необходимости вмешиваясь в сценарий и подбор актеров. Критиковал нещадно, но мог и похвалить. Журнал доводит до читателей итоги нескольких заседаний Совета.
С чем по плану будем бороться дальше? Режиссер и сценарист Иван Пырьев в этом номере провозглашает целью хорошие сценарии. По его мнению, сценарии «в большинстве своем схематичны, бессюжетны, малозанимательны» и не ориентированы в будущее. Они сосредотачиваются на одних только положительных явлениях нашей жизни, забывая о «низости, раболепстве, подхалимстве, зазнайстве, <…> которые надо подвергать осмеянию и искоренению». Сценаристы не знают жизни и потребностей народа. И чтобы написать хороший сценарий, нужно как следует узнать свою необъятную страну, остро ощутить и почувствовать «все новое, что рождается в нашем народе, как бьется его сердце, чему он радуется и против чего негодует».
Как продолжение сценарной темы, в журнале приводится статья.
«Писатель и кино» одного из крупнейших голливудских сценаристов того времени Дадли Николса. Рассуждения о недостатках американских сценариев он обобщает выводом: киносценарий – это не цепь действий, а в первую очередь, характеры персонажей.
Ближе к концу разговора смахнем пыль с кинополок. Вашему вниманию - колонка о самых свежих фильмах советского производства (на октябрь 1945 года) и о тех, что еще в процессе. «Зигмунд Колоссовский», «Семетей – сын Манаса», «В дальнем плавании», «Веревочка», «Приданое с вензелями», «Близнецы», «Небесный тихоход» и др. – найдите знакомые.
А финальным материалом номера стала статья об американских фильмах 1944 – 45 годов, получивших признание у себя на родине. Если в СССР военная киноэпопея продолжает уверенно разгоняться, то в США внимание создателей переключилось на психологические драмы и мистико-религиозные фильмы.
Познакомиться с архивными номерами журнала «Искусство кино» за 1945 - 2014 годы и составить представление о том, как развивалась отечественная кинокритика, можно в отделе литературы по культуре и искусств
Яна Винидиктова,
главный библиотекарь отдела литературы по культуре и искусству