Предлагаем читателям очередную публикацию в рубрике «Бесконечный поиск красоты». Сегодня учимся понимать читать и понимать художественную выставку вместе с  Зинаидой Бонами. 

Новый год в нашей библиотеке начался с масштабной художественной выставки «ЦВЕТ». Количество представленных работ удивило и нас самих, и наших читателей. Сразу стало понятно, что эта выставка выделяется в череде мероприятий.  И буквально на днях в отдел литературы по культуре и искусству поступила книга на данную тему - Зинаида Бонами «Как читать и понимать выставку». – Москва: АСТ, 2021.krasotapoisk 1

Название книги хоть и предполагает наличие в ней ответов на вопрос «КАК», но она скорее не об этом. Тут действие, большее похожее на анатомический театр. Зинаида Бонами «препарирует» выставку - культурный организм, обращая внимание на каждый орган в отдельности. В роли органов выступают различные слагаемые выставочного процесса: от общих понятий до конкретных личностей. Собравшаяся вокруг стола заинтересованная публика внимательно слушает лектора-популяризатора.

Зинаида Бонами - опытный отечественный музеевед, член Международного совета музеев (ИКОМ), в 2001-2015 годах была заместителем директора по выставочной деятельности в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Благодаря ей в России были осуществлены масштабные выставки, посвящённые прерафаэлитам (2013), Уильяму Блейку (2012), Сальвадору Дали (2011) и другим ярким личностям.

Итак, выставка - самый мимолетный культурный продукт, быстрее других стирающийся из памяти. И все же, случается иногда попасть на выставку, о которой помнишь всю жизнь. Книга Зинаиды Бонами, кажется, написана как мотивационное пособие для тех, кто имеет отношение к выставочной деятельности.

Небольшая по объёму книга состоит из трёх глав. В первой «Выставка - это…» автор исследует историю данного явления и рассказывает о ключевых факторах, которые, соединяясь в месте, и образуют выставку:

- показ

- пространство

- предмет

- взгляд

- публичность

В этой главе множество бесценных исторических сведений собраны воедино и служат главным образом для того, чтобы показать разницу между выставками классическими и новаторскими. 

В основе любой выставки лежит идея. Если раньше считалось, что каждый предмет обладает устойчивым значением и свойствами, то в современном мире каждый экспонат многогранен и переосмысливать его нужно огромное количество раз. В отечественной практике совершенно новый подход в организации живописных выставок в Третьяковке стал использовать в 1920-30-х гг Алексей Федоров-Давыдов, соединяя в экспозициях картины, статистические таблицы и предметы быта. Но эта практика быстро прекратилась. Впрочем, и сейчас ведутся споры о правомерности субъективного подхода в формировании концепции выставки.krasotapoisk 2

Традиционная художественная выставка отличается от выставки современного искусства тем, что в первом случае для формирования интереса бывает достаточно использовать только биографию главного героя. В основе произведения современного искусства лежит именно цель его демонстрации. Грубо говоря, теперь важнее не ЧТО, а КАК: как и в какую среду помещается, какие органы чувств у посетителя активизируют, какие глубинные смыслы раскрывают.

Условно можно разделить выставки на пассивные и активные. Первые – это те, которые просто демонстрируют объекты (плоскость на плоскости). Вторые – преобразовывают действительность, побуждают зрителя к действию. В современной выставочной практике уже никого не удивляют манипуляции с дополненной реальностью или с применением зрителем физических действий.

Но в 1927 году разработанный Эль Лисицким и Александром Дорманом «абстрактный кабинет» в Ганновере стал первым ярким экспериментом в этой области. Плоскости с картинами абстракционистов были окрашены в черный и белый цвета, и зритель мог эти плоскости двигать по своему желанию (как двери шкафа-купе). Получалось, что каждый зритель формировал свою выставку.

Марсель Дюшан вообще заявлял, что «на зрителях лежит ответственность за половину смысла художественного произведения». Однако, нацистские власти подобные новаторства не разделяли. Эмигрировав в США, Дорман стал проводить дизайнерские эксперименты там. Главной их целью было превратить музей в «электростанцию». Только энергия там производилась бы совершенно нового, культурного, типа.krasotapoisk 3

Оптимистично настроенная культурная публика скажет, что современная выставочная жизнь динамична и тематически разнообразна. Однако, Зинаида Бонами видит парадоксальное несоответствие между возросшим количеством выставок и падением уровня концептуального проектирования. По ее мнению, идеально ровные стены, профессионально установленный свет, редко висящие картины и мультимедийная установка – вот слагающие выставочной униформы, которые лишают экспозицию индивидуальности.   

Понятия «производительность» и «эффективность» в наши дни применимы в какой угодно сфере. Выставки не стали исключением. За рубежом, чтобы найти финансы на их организацию, надо для начала доказать востребованность этих продуктов. Отличное решение для сближения художественных и финансовых задач нашёл экономист Томас Кренс. Возглавив музей Гуггенхайма в 1988м, он организовал сеть филиалов по всему миру. Получилось, что выставки - это брендированный товар, поставляющийся во все магазины сети. Теперь даже федеральные российские музеи имеют сеть филиалов.

Вторая глава книги «Из чего же сделаны выставки» рассказывает об этапах подготовки и специалистах, работающих над выставкой: кураторе, дизайнере, директоре и даже зрителе.

«Куратор» - самое популярное в наши дни слово выставочного лексикона. Зинаида Бонами рассказывает о первых настоящих кураторах (Понтус Хультен из центра Жоржа Помпиду в Париже, Харальд Зееман из Кунстхалле в Бёрне), и современных звездах этого культурного небосклона (Жан-Юбер Мартен, Ральф Ругофф, Эдриан Джордж и др.). Каждому, кто интересуется выставочной деятельностью, перечень имен кураторов может дать стимул для поддержания дальнейшего интереса.krasotapoisk 4

Куратор – это не просто человек, пригласивший кого-то где-то выставиться и затем развесивший картинки на стене. Как сказал Виктор Мизиано, «куратор» - профессиональная компетенция со своей предметной сферой, критериями, этикой, а также институтами описания и обучения». Однако, при всем этом нужно помнить, что звонкий титул «куратор» никак не отражается в музейных и иных регламентах, а держится на личных понятиях и предпочтениях.

Роль дизайнера в выставочном процессе не требует каких-либо обоснований. Зинаида Бонами, основываясь на рейтинге SEGD (Общество экспериментального графического дизайна), перечисляет лучшие дизайнерские проекты выставок XXI века. Примечательно, что все они посвящены истории моды.

Рассуждая о месте директора в выставочном процессе, автор книги обращается к знаменитым отечественным и зарубежным примерам: Ирине Антоновой (Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), Жан-Жаку Айагону (Музей Версальского дворца) и т.д. В современной жизни, когда музей даже в коммерческом плане зависит от успеха выставок, и их сопровождает реклама и шумиха в прессе, многие директора рассматривают этот вид деятельности как свою монополию и берут организацию выставок на себя.

Пожалуй, главное звено выставочной цепи - это зритель. Только ради него выставка и затевается. Именно на нем должен быть сфокусирован взгляд рабочей группы. «Согласно современной музейной доктрине, - пишет Зинаида Бонами, - выставки должны обеспечить зрителям новый опыт и новые впечатления».

А теперь окиньте взглядом выставки, находящиеся в поле вашего зрения и ответьте себе, обеспечивают ли они вас НОВЫМ опытом и впечатлениями. krasotapoisk 5

Недавно мы с одной знакомой разговорились про действующую выставку в одном крупном музее. Она в ужасе рассказывала, как стала свидетелем жуткого акта ковыряния картины посетителем. Мы рассуждали о том, почему это становится возможным в музее. Примерный ответ нашёлся в книге Зинаиды Бонами. Если коротко, то она пишет о десакрализации классического музея и осознанной ориентации выставок на «необразованную публику <…> , которая не может сравнивать искусство с другими искусством, но может сравнивать искусство и жизнь».

Третья глава книги «Незабываемые выставки» представляет собой краткое описание самых ярких, по мнению автора, художественных выставок в истории человечества, оказавших влияние на культурный процесс в целом. 13 выставок из отечественной и зарубежной практики - от первой русской Передвижной выставки до масштабного всемирного проекта «Диор - дизайнер мечты».

Эта книга - богатый материал для досуга. Следуя за текстом, вы непременно заинтересуетесь всеми теми именами и выставками, которые упоминает автор, и даже примерами игровых художественных фильмов, так или иначе посвящённых выставкам.

В конце каждой главы автор приводит подробный библиографический список книг и статей по теме. Кое-что из этого списка найдется и в наших фондах.

  • Бирюкова М.В. Философия кураторства. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2018. - 335 с.
  • Ямпольский М.Б. Наблюдатель: Очерки истории видения. - Москва: Ad Marginem, 2000. - 287 с.
  • Дебор Ги. Общество спектакля. - Москва: Логос, 2000. - 183 с.
  • Валери П. Об искусстве. - Москва: Искусство, 1993. - 507 с.
  • И другие

Ждём вас за книгой «Как читать и понимать выставку» в отделе литературы по культуре и искусству. И на выставки тоже ждём! Только напоминаем, что картины руками трогать не нужно.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество