Предлагаем читателям очередную публикацию в рубрике «Бесконечный поиск красоты». Сегодня учимся понимать читать и понимать художественную выставку вместе с Зинаидой Бонами.
Новый год в нашей библиотеке начался с масштабной художественной выставки «ЦВЕТ». Количество представленных работ удивило и нас самих, и наших читателей. Сразу стало понятно, что эта выставка выделяется в череде мероприятий. И буквально на днях в отдел литературы по культуре и искусству поступила книга на данную тему - Зинаида Бонами «Как читать и понимать выставку». – Москва: АСТ, 2021.
Название книги хоть и предполагает наличие в ней ответов на вопрос «КАК», но она скорее не об этом. Тут действие, большее похожее на анатомический театр. Зинаида Бонами «препарирует» выставку - культурный организм, обращая внимание на каждый орган в отдельности. В роли органов выступают различные слагаемые выставочного процесса: от общих понятий до конкретных личностей. Собравшаяся вокруг стола заинтересованная публика внимательно слушает лектора-популяризатора.
Зинаида Бонами - опытный отечественный музеевед, член Международного совета музеев (ИКОМ), в 2001-2015 годах была заместителем директора по выставочной деятельности в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Благодаря ей в России были осуществлены масштабные выставки, посвящённые прерафаэлитам (2013), Уильяму Блейку (2012), Сальвадору Дали (2011) и другим ярким личностям.
Итак, выставка - самый мимолетный культурный продукт, быстрее других стирающийся из памяти. И все же, случается иногда попасть на выставку, о которой помнишь всю жизнь. Книга Зинаиды Бонами, кажется, написана как мотивационное пособие для тех, кто имеет отношение к выставочной деятельности.
Небольшая по объёму книга состоит из трёх глав. В первой «Выставка - это…» автор исследует историю данного явления и рассказывает о ключевых факторах, которые, соединяясь в месте, и образуют выставку:
- показ
- пространство
- предмет
- взгляд
- публичность
В этой главе множество бесценных исторических сведений собраны воедино и служат главным образом для того, чтобы показать разницу между выставками классическими и новаторскими.
В основе любой выставки лежит идея. Если раньше считалось, что каждый предмет обладает устойчивым значением и свойствами, то в современном мире каждый экспонат многогранен и переосмысливать его нужно огромное количество раз. В отечественной практике совершенно новый подход в организации живописных выставок в Третьяковке стал использовать в 1920-30-х гг Алексей Федоров-Давыдов, соединяя в экспозициях картины, статистические таблицы и предметы быта. Но эта практика быстро прекратилась. Впрочем, и сейчас ведутся споры о правомерности субъективного подхода в формировании концепции выставки.
Традиционная художественная выставка отличается от выставки современного искусства тем, что в первом случае для формирования интереса бывает достаточно использовать только биографию главного героя. В основе произведения современного искусства лежит именно цель его демонстрации. Грубо говоря, теперь важнее не ЧТО, а КАК: как и в какую среду помещается, какие органы чувств у посетителя активизируют, какие глубинные смыслы раскрывают.
Условно можно разделить выставки на пассивные и активные. Первые – это те, которые просто демонстрируют объекты (плоскость на плоскости). Вторые – преобразовывают действительность, побуждают зрителя к действию. В современной выставочной практике уже никого не удивляют манипуляции с дополненной реальностью или с применением зрителем физических действий.
Но в 1927 году разработанный Эль Лисицким и Александром Дорманом «абстрактный кабинет» в Ганновере стал первым ярким экспериментом в этой области. Плоскости с картинами абстракционистов были окрашены в черный и белый цвета, и зритель мог эти плоскости двигать по своему желанию (как двери шкафа-купе). Получалось, что каждый зритель формировал свою выставку.
Марсель Дюшан вообще заявлял, что «на зрителях лежит ответственность за половину смысла художественного произведения». Однако, нацистские власти подобные новаторства не разделяли. Эмигрировав в США, Дорман стал проводить дизайнерские эксперименты там. Главной их целью было превратить музей в «электростанцию». Только энергия там производилась бы совершенно нового, культурного, типа.
Оптимистично настроенная культурная публика скажет, что современная выставочная жизнь динамична и тематически разнообразна. Однако, Зинаида Бонами видит парадоксальное несоответствие между возросшим количеством выставок и падением уровня концептуального проектирования. По ее мнению, идеально ровные стены, профессионально установленный свет, редко висящие картины и мультимедийная установка – вот слагающие выставочной униформы, которые лишают экспозицию индивидуальности.
Понятия «производительность» и «эффективность» в наши дни применимы в какой угодно сфере. Выставки не стали исключением. За рубежом, чтобы найти финансы на их организацию, надо для начала доказать востребованность этих продуктов. Отличное решение для сближения художественных и финансовых задач нашёл экономист Томас Кренс. Возглавив музей Гуггенхайма в 1988м, он организовал сеть филиалов по всему миру. Получилось, что выставки - это брендированный товар, поставляющийся во все магазины сети. Теперь даже федеральные российские музеи имеют сеть филиалов.
Вторая глава книги «Из чего же сделаны выставки» рассказывает об этапах подготовки и специалистах, работающих над выставкой: кураторе, дизайнере, директоре и даже зрителе.
«Куратор» - самое популярное в наши дни слово выставочного лексикона. Зинаида Бонами рассказывает о первых настоящих кураторах (Понтус Хультен из центра Жоржа Помпиду в Париже, Харальд Зееман из Кунстхалле в Бёрне), и современных звездах этого культурного небосклона (Жан-Юбер Мартен, Ральф Ругофф, Эдриан Джордж и др.). Каждому, кто интересуется выставочной деятельностью, перечень имен кураторов может дать стимул для поддержания дальнейшего интереса.
Куратор – это не просто человек, пригласивший кого-то где-то выставиться и затем развесивший картинки на стене. Как сказал Виктор Мизиано, «куратор» - профессиональная компетенция со своей предметной сферой, критериями, этикой, а также институтами описания и обучения». Однако, при всем этом нужно помнить, что звонкий титул «куратор» никак не отражается в музейных и иных регламентах, а держится на личных понятиях и предпочтениях.
Роль дизайнера в выставочном процессе не требует каких-либо обоснований. Зинаида Бонами, основываясь на рейтинге SEGD (Общество экспериментального графического дизайна), перечисляет лучшие дизайнерские проекты выставок XXI века. Примечательно, что все они посвящены истории моды.
Рассуждая о месте директора в выставочном процессе, автор книги обращается к знаменитым отечественным и зарубежным примерам: Ирине Антоновой (Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), Жан-Жаку Айагону (Музей Версальского дворца) и т.д. В современной жизни, когда музей даже в коммерческом плане зависит от успеха выставок, и их сопровождает реклама и шумиха в прессе, многие директора рассматривают этот вид деятельности как свою монополию и берут организацию выставок на себя.
Пожалуй, главное звено выставочной цепи - это зритель. Только ради него выставка и затевается. Именно на нем должен быть сфокусирован взгляд рабочей группы. «Согласно современной музейной доктрине, - пишет Зинаида Бонами, - выставки должны обеспечить зрителям новый опыт и новые впечатления».
А теперь окиньте взглядом выставки, находящиеся в поле вашего зрения и ответьте себе, обеспечивают ли они вас НОВЫМ опытом и впечатлениями.
Недавно мы с одной знакомой разговорились про действующую выставку в одном крупном музее. Она в ужасе рассказывала, как стала свидетелем жуткого акта ковыряния картины посетителем. Мы рассуждали о том, почему это становится возможным в музее. Примерный ответ нашёлся в книге Зинаиды Бонами. Если коротко, то она пишет о десакрализации классического музея и осознанной ориентации выставок на «необразованную публику <…> , которая не может сравнивать искусство с другими искусством, но может сравнивать искусство и жизнь».
Третья глава книги «Незабываемые выставки» представляет собой краткое описание самых ярких, по мнению автора, художественных выставок в истории человечества, оказавших влияние на культурный процесс в целом. 13 выставок из отечественной и зарубежной практики - от первой русской Передвижной выставки до масштабного всемирного проекта «Диор - дизайнер мечты».
Эта книга - богатый материал для досуга. Следуя за текстом, вы непременно заинтересуетесь всеми теми именами и выставками, которые упоминает автор, и даже примерами игровых художественных фильмов, так или иначе посвящённых выставкам.
В конце каждой главы автор приводит подробный библиографический список книг и статей по теме. Кое-что из этого списка найдется и в наших фондах.
- Бирюкова М.В. Философия кураторства. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2018. - 335 с.
- Ямпольский М.Б. Наблюдатель: Очерки истории видения. - Москва: Ad Marginem, 2000. - 287 с.
- Дебор Ги. Общество спектакля. - Москва: Логос, 2000. - 183 с.
- Валери П. Об искусстве. - Москва: Искусство, 1993. - 507 с.
- И другие
Ждём вас за книгой «Как читать и понимать выставку» в отделе литературы по культуре и искусству. И на выставки тоже ждём! Только напоминаем, что картины руками трогать не нужно.