Совсем немного времени остается до окончания работы выставки «Юные художники» Марии Крючковой. Ключевым моментом этого показа стал групповой портрет учителя и учеников. Они объединены общим делом – освоением техники лепки. При этом, процесс творчества для каждого из них остается индивидуальным. Заметьте, герои картины настолько поглощены занятием, что просто не замечают зрителя.
Традиция изображать группу людей, связанных не только кровным, но духовным или профессиональным родством, возникла в Голландии и набрала популярность в «золотом» XVII веке. Получившие, наконец, долгожданную свободу от Испании, жители республики учились ценить и ее, и себя, и счастливый момент. А средством фиксации благополучия для них была живопись (интересно, что с тех пор новых средств-то и не появилось, кроме фотографии). Представители городской буржуазии стали заказывать портреты, изображающие их в окружении равных по статусу. Плата за работу делилась на всех изображенных, но для желающих занять себе более выгодное место на картине взнос повышался.
Самым ярким выражением бюргерской гордости были портреты членов стрелковых корпораций. В их функции входило дежурство на улицах города с целью поддержания порядка и защита от неожиданного внешнего врага. Первые портреты стрелков изображают серьезных мужей без намека на движение мимики, похожих на оловянных солдатиков. Но только одеты они преимущественно в гражданское. Эти портреты сурово выполняют свою функцию перечня участников: вот есть человек, и он в случае опасности выполнит свою работу, знайте его в лицо. Поэтому и лица все обращены к зрителю. А расстановка фигур – как на школьной фотографии, в два ряда и без изысков. Но чтобы хоть как-то задержать внимание зрителя, художник дает своим моделям предметы-символы: пистолет, череп, непонятный круглый предмет на подставке, похожий на яйцо.
По мере обретения республикой спокойствия снижалась и защитная роль стрелковых гильдий. Участники объединений стали изображаться менее воинственно, все чаще во время банкетовИ теперь далеко не каждого героя заботит ваше присутствие, многие заняты своим разговором. Позы становятся живыми, динамичными, появляется действие. Вершиной этого типа голландского портрета стал «Ночной дозор» Рембрандта. На первый взгляд, и не портрет вовсе, а масштабная историческая картина. Стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока заступает на ночное дежурство так, будто собирается покорять город пышностью своих костюмов и боем барабанов.
Помимо стрелков, групповые портреты заказывали также регенты (попечители) благотворительных учреждений: больниц, приютов, исправительных работных домов. Регентство не оплачивалось, но для мужчин было стартом в политической карьере, а женщинам позволяло поддерживать статус «благородной дамы». Изображали группу таких людей за столом переговоров, отвлекшихся на минуту от очень важного дела: перебирания документов, сверки доходов и расходов, приема нового постояльца, оценки качества производимой продукции. Помимо регентов, существовал более низкий рангом статус смотрителей. На портретах первые в основном изображаются сидящими, вторые – стоят. Отыскать улыбку на лице или минимальное чувство сострадания проще среди мужских персонажей таких портретов, чем женских.
И, наконец, третьим типом голландского группового портрета были изображения членов профессиональных гильдий – медиков, суконщиков, сборщиков налогов и т.д. Медики заказывали свои портреты с завидной регулярностью. Это была одна из самых состоятельных гильдий. Целью группового портрета профессионалов-единомышленников было не только сохранение памяти о конкретных личностях, но и трансляция идеи сплоченности. Научное знание, как объединяющий фактор, стало сюжетом знаменитой картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Николаса Тюлпа».
Человек, имеющий представление о препарировании, сразу увидит в этой картине пренебрежение действительностью. Но главное в ней - не медицинская точность, а человеческие реакции на информацию, которую доктор пытается донести до своих коллег: интерес, сомнение, вызов. Анатомические театры набирают популярность, появляются новые групповые портреты медиков. И художники всю большее внимание уделяют… мертвому телу, пытаясь сделать его похожим на живое.
Каждая группа профессионалов изображается со своими атрибутами: медицинские инструменты и скелеты – у докторов, покрытый тяжелым покрывалом стол – у суконщиков, бочки и мерные кувшины – у бондарей и сборщиков винных налогов. На выставке Марии Крючковой в нашей библиотеке главный атрибут персонажей картины «Юные художники» - это дымковская игрушка.
Она настолько захватила внимание и педагога, и учеников, что они даже не поднимают глаза на зрителя. Одна читательница посетовала, что есть среди детей девочка, изображенная к нам спиной: «Почему так, у всех лица видно, а ее обделили?» По словам автора картины, такое расположение персонажа обусловлено, в первую очередь, круговой композицией. Кроме того, хоть для данной фигуры и позировал конкретный человек (бывшая выпускница школы), это, по большей части, собирательный образ ученика. Вопрос «покупки места на портрете» не стоял.
Ждем вас до 5 июня на выставку!
А почитать о голландских портретах можно в наших книгах. Например, советуем:
- К. Егорова. Портрет в творчестве Рембрандта. – Москва: Искусство, 1975.
- И. Линнник. Франс Хальс. – Ленинград: Советский художник, 1967.
- И. Линник. Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин. – Ленинград: Искусство, 1980.