До 27 ноября вы успеваете посмотреть выставку «Трепет» петербургской художницы Александры Кабаковой в фойе 3-го этажа Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В.Я.Курбатова.
Так сложилось, что преобладающая часть экспозиции – это ботаническая иллюстрация. Поговорили с автором об этом направлении в искусстве, его тонкостях и возможностях, а также о других направлениях в творчестве Александры.
Александра Кабакова с сыном Тимофеем в Псковской областной универсальной научной библиотеке
- Саша, на выставке представлена книга Анны Алёшиной «Современное ботаническое искусство» (Изд-во Бомбора, 2021 г.). Автор – президент и основатель Ассоциации Художников Ботанического искусства, членом которого являетесь и вы, пишет, что нынешнее время – это время возрождения ботанической иллюстрации после долгих лет забвения. Как вам кажется, с чем это возрождение связано? Почему в наше технологичное время такой интерес к скрупулёзно верному изображению растений?
Анна Алёшина. «Современное ботаническое искусство». «Сирень обыкновенная» А. Кабаковой в книге «Современное ботаническое искусство» и на выставке в библиотеке
- На мой взгляд, возобновлению интереса к ботанической живописи и иллюстрации способствовало появление сообществ по всему миру. В 90-е годы появились профессиональные сообщества ботанических художников в США и Великобритании, в России позже – в 2018 году образовалась Ассоциация Художников Ботанического Искусства (АХБИ). Такие сообщества несут множество функций и способствуют популяризации жанра. Это и организация выставок в ботанических садах, музеях и других залах, издание книг об этом направлении, мастер-классы как для участников сообщества, так и для новичков. Участники сообщества постоянно встречаются, обмениваются опытом, выезжают на пленэры. Это большая поддержка для художников. Неудивительно, что ботаническое искусство находит своих зрителей и ценителей. Ведь оно воспевает красоту, хрупкость и разнообразие природы. Хочется рассматривать и рассматривать реалистичные портреты растений, выполненные с любовью. Они прекрасно смотрятся в разных интерьерах, и в целом сейчас ботанические иллюстрации находят широкое применение в самых разных коммерческих сферах.
Участники Ассоциации Художников Ботанического Искусства. Александра Кабакова – крайняя слева в первом ряду
- Заказчики ботанической иллюстрации – кто они (если опустить специальные фирмы по производству и реализации соответствующей натур-продукции)?
- В основном ботаническую графику приобретают в домашние коллекции любители жанра и зрители выставок, поскольку она может быть украшением практически любого современного интерьера. Также иллюстрации заказывают для оформления полиграфии – открыток, свадебных приглашений, для печати на текстиле и т.д.
- Из чего состоит процесс работы над ботанической иллюстрацией?
- Отталкиваясь от первоначальной идеи или задачи, я сначала детально изучаю натуру, собираю необходимую информацию об особенностях растения. Среди моих рисунков часто встречаются шишки, соплодия, коробочки с семенами, сухие растения, потому что такую натуру легко сохранить для будущих рисунков и изучить детально ее строение. К тому же мне нравится показывать увядающую красоту растений, нахожу в этом что-то особенное. На следующем этапе я прорабатываю композицию будущей графической работы: делаю различные зарисовки и варианты композиции. Я работаю линёрами, этот материал, как тушь и перо, не терпит ошибок. Поэтому к чистовику я приступаю, когда композиция полностью продумана. Далее прорабатываю рисунок штрихами, используя линёры с разной толщиной наконечника – самые тонкие позволяют прорисовать мельчайшие детали.
Фотографии из личного архива автора
- На выставке представлены в основном одиночные объекты, которые вписаны в пространство небольшого белого листа.
- У меня есть и большие ботанические композиции, они сейчас на других выставках. А к вам попали, в основном, те, которые создавались как коммерческая иллюстрация.
- Какие особенности создания именно такой иллюстрации?
- Если говорить отдельно про коммерческую ботаническую иллюстрацию, то да, есть некоторые отличия в процессе работы. Как правило, у заказчика есть конкретная задача и свое видение, есть ограничения по сроку и бюджету проекта. Если это упаковка, то влияет и ее формат. Поэтому не представляется возможным уделить столько же времени на одну иллюстрацию, как для выставочной работы. В этом случае для меня важно выполнить конкретные пожелания заказчика, без ущерба ботанической точности. Однако, финальный результат и то, как иллюстрации будут использованы, все равно будет зависеть от команды людей, задействованных в проекте. На этой выставке представлено несколько иллюстраций, выполненных для эко-фабрики «Сибирский кедр». Это иллюстрации для чайных травяных напитков. Также я рисовала растения, ягоды, шишки, орехи для различного мёда, варенья, сиропов. Было нарисовано более 30 иллюстраций.
- Александра, а почему вы выбрали чёрно-белое направление?
- Чёрно-белая ботаническая графика для меня естественный выбор, поскольку я работаю и за пределами ботанического жанра, именно в чёрно-белой графике линёрами уже более 10 лет. Ботаника – это одно из направлений, которым я занимаюсь последние 3 года. Но я не мыслю себя без графического пейзажа, а также без книжной иллюстрации. Еще в художественной школе я больше тяготела к графике, с того времени еще сохранились рисунки тушью и гелевой ручкой. Черно-белая графика привлекает меня из-за игры контраста. Мне нравится решать эту не всегда простую задачу – используя только два цвета, показать, например, красоту цветка. Сам цвет (колорит, окраска) является одной из главных характеристик растения. Получается, что я не могу использовать это преимущество и приходится находить другое. А в случае пейзажа я «наделяю» его каким-то особенным настроением с помощью штрихов и линий. Это не значит, что я всегда и категорично отказываюсь от цвета, иногда сочетаю графику с акварелью и другими материалами, если того требует замысел.
Фотографии из личного архива автора
- Справедливости ради, скажу, что сначала я обратила внимание именно на ваши пейзажные работы. В них – уютный мир, ощущение единения с природой. Это так близко и так хорошо. Ходишь где-нибудь по берегу Финского залива и представить себе не можешь, что есть какой-то человек, который настолько глух эмоционально, что не ощущает этой тонкой взаимосвязи себя и мира природы, говорящей на своем собственном языке.
- Спасибо за впечатления и ассоциации! Действительно, в моих работах часто можно увидеть какие-то места для уединения, созерцания и спокойствия. Если можно так сказать, в своих рисунках – во всех прорисованных деталях, в ветвях деревьев, листве, морских волнах, - я отдыхаю, нахожу умиротворение от повседневности, безумного темпа жизни. Мне хочется передать эти ощущения зрителю, показать какое-то особенное настроение момента взаимодействия с природой, хочется показать красоту в простых окружающих нас вещах. Приятно, если у зрителей возникают схожие эмоции от моих рисунков. Хотя я считаю, что работа после завершения живет своей собственной жизнью, взаимодействует со зрителями. И многое зависит от восприятия самого зрителя, - у всех появляются свои собственные ассоциации и эмоциональные связи с работой, и они могут отличаться от моих.
- А есть ли какие-то гуру ботанической иллюстрации?
- В истории этого жанра много выдающихся имён, из них перечислю только некоторых, которые особенно меня впечатляют.
Австрийский ботаник и ботанический иллюстратор Фердинанд Бауэр. Вместе с двумя братьями они выполнили более трёх тысяч ботанических иллюстраций, которые отличала высокая научная точность и прекрасное художественное исполнение. Интересующимся жанром рекомендую посмотреть опубликованную в 1813 году большую работу Illustrationes Florae Novae Hollandiae, которую можно увидеть в открытом доступе на сайте Библиотеки наследия биоразнообразия.
Рисунки Фердинанда Бауэра
Известный немецкий ученый Эрнст Геккель и его потрясающие иллюстрации из книги «Красота форм в природе» (полная версия была опубликована в 1904 году). В книге – изображения растений, грибов, рыб, аммонитов, медуз и различных микроорганизмов, которые выполнены невероятно детально. Его работы легко узнаются по уникальным композиционным решениям. А в настоящее время, в связи с ростом популярности ботанического искусства, уникальных художников появилось очень много. Они ведут активную образовательную деятельность, издают книги-пособия, проводят мастер-классы, участвуют в международных выставках.
Книга и рисунки Эрнста Геккеля
- Саша, а в книжной иллюстрации вы давно?
- Примерно 5-6 лет. За это время было издано несколько книг с моими работами.
- Наиболее запомнившаяся вам работа?
- Думаю, что это работа над книгой Дэвида Алмонда «Небоглазка» для издательства «Качели». Сама история очень непростая – про детей, сбежавших на плоту из приюта в поисках свободы, про их приключения на заброшенной типографии, про необычную девочку, которую они обнаружили. Все иллюстрации к этой книге, в противовес моим обычно умиротворенным сюжетам, очень эмоциональны. К тому же важно было передать мир магического реализма Дэвида Алмонда, балансирующего на грани реальности и фантазии. Мне нравится переключаться на книжную графику, потому что это может быть неким вызовом и выходом из зоны комфорта. Это решение совсем иных задач, что всегда интересно.
Работы Александры Кабаковой для книги «Небоглазка»
- А что вообще вам в жизни интересно? Помимо творчества.
- Наверное, прозвучит довольно банально для художника: меня очень заряжают прогулки на природе, походы, путешествия, новые впечатления, за которыми часто следуют новые идеи и новые работы. Есть у меня какая-то особенная любовь к маякам, люблю их рисовать, собираю во время путешествий в свою «копилку маяков». Очень подпитывают музыка и живые концерты. Строчка из песни может вдохновить на новую работу. Со школьных времен я коллекционирую книги по искусству. Стоит ли упоминать коллекционирование ботанической натуры? Радуюсь, как ребенок, когда нахожу что-нибудь интересное на прогулке в ботаническом саду, в лесу, или друзья привозят для меня что-нибудь экзотическое. Ну и, конечно, общение – это важный элемент даже для художника – интроверта. Коммуникация со зрителем через рисунки и выставки, общение с коллегами-художниками, встречи с друзьями – это даёт энергию двигаться дальше.
Иллюстрации Александры Кабаковой и книжная полка в ее доме
Беседовала Яна Винидиктова, главный библиотекарь отдела литературы по культуре и искусству