Изборск в зеркале русской души
Каждая страница Псковской истории свидетельствует об огромном значении этой земли в государственном строительстве и защите от внешних посягательств. Эта территория всегда была особой, избранной. Одна из ее древних частей так и называется – Изборск.
Начало государственных основ России традиционно связывают с первым письменным упоминанием об Изборске в «Повести временных лет», где под 862 годом записано: «…старейший, Рюрик, седе в Новегороде, Синеус на Белоозере, в Изборске Трувор…» [1]. Поэтому история Изборска - это история военного служения во славу России и духовного стояния за православную веру. И своей земле изборяне всегда служили верно и преданно. Тысячи имен этих людей, которые воевали, торговали, сочиняли, творили во благо и во имя Изборска неизвестны миру. Однако есть и такие, которые в нашей памяти неразрывно с ним связаны. Сегодня многие из нас знают и помнят Изборск таким, какой он сохранился в живописных и акварельных произведениях Павла Дмитриевича Мельникова.
Он родился в Изборске в крестьянской семье в 1907 году. До Октябрьской революции еще 10 лет. Но в год рождения художника происходит ряд значительных событий. Выступление П.А. Столыпина с новой программой правительства, роспуск Второй Госдумы, создание военного блока Антанта. Эти исторические факты будут иметь большое влияние на ход революционных изменений, и, конечно, повлияют на жизнь конкретного русского человека Павла Мельникова. Однако не меньшую роль в его жизни будет иметь приезд в 1909 году в Изборск Ивана Сергеевича Макаровского, получившего место второго священника в Никольском соборе Изборской крепости. Его сыновья - Александр и Николай - станут учителями Павла Мельникова истории, закона Божьего, рисования и безусловными авторитетами, как и образцами для подражания в любви к русской истории и культуре. Несмотря на короткое школьное обучение [2], которое пришлось прервать, Павел был участником той культурной среды, созданной в Изборске стараниями, прежде всего, А.И. Макаровского. Александр Иванович руководил «Русским культурно-просветительным обществом» с 1919 до 1940 года [3]. Переехав в 1928 году в Таллин, Павел Дмитриевич остается в той же атмосфере интереса и любви ко всему русскому, что активно поддерживается русскоязычными печатными изданиями, постановками спектаклей, организацией музыкально-поэтических вечеров и выставок.
Работая на фабрике, начинающий художник смог создать произведения, которые не побоялся представить на суд зрителей. Но это был 1941 год, и радость открытия персональной выставки перечеркнула война. Молодой человек уходит на фронт. Он воевал под Таллином, Великими Луками, сражаясь, вероятно, думал о родном Изборске, за который был готов умереть. Но в отличие от миллионов погибших ему дарована жизнь. Вернувшись на Родину в 1944 году, эту жизнь он посвящает Изборску. Работает в библиотеке, продолжая дело своего учителя А.И. Макаровского, активно участвует в создании Изборского музея и пишет, пишет Изборск. Эта земля имеет особую притягательную силу, и она многих вдохновляла на творчество. Из сохранившихся - самые ранние ее изображения - гравюры, выполненные в XIX столетии. В начале XX века над созданием изборских пейзажей много работал Н.К. Рерих. Тема Изборска была одной из главных в творчестве Е.Е.Климова [4]. Среди многочисленных работ и современных художников есть бесспорные удачи.
Но Изборск П.Д. Мельникова особый. Мощь и древность Изборской крепости он как будто видит из небольшого окна своего уютного дома, вероятно, поэтому историзм его пейзажей лишен театральной постановочности. Люди, которые живут в этой Вечности, как правило, написаны очень схематично и обобщенно. Они не наделены индивидуальностью. Они же обыкновенные жители, такие же, как он, Павел Мельников, и он как все живет своей жизнью. Умирают четверо его детей, нет здоровья, сгорел дом и любимая библиотека. Не меньшие беды были и у его односельчан. Но каждому даётся по силам и «свой крест» должно нести безропотно, так учил своих учеников кандидат богословия А.И. Макаровский. Они так и жили, так переживали страдания и беды. Поэтому картины Мельникова лишены рефлексии, меланхоличности. Он живет тем, что видит, а видел он каждый свой день величие и простоту изборской древности, неторопливую жизнь селян, красоту зимы, тепло лета, щедрость осени. Преобладание в его работах белого цвета читается, как образ чистоты и святости этой земли. Насколько сознательно художник пытался повторить иконописные приемы в изображении архитектуры останется тайной. Однако в том, как он пишет храмы, то, как рядом с ними располагает растительность или кроны деревьев, строит общую композицию очевидно влияние традиций иконописания.
Многие годы Павел Дмитриевич изучал историю мирового изобразительного искусств, и конечно, в том числе древнерусского, что его дружбу с Н.М. Чернышевым сделало творчески необходимой. Николай Михайлович - автор фундаментального исследования прожитой жизни, влюбленности в русские древности. Слова Н.М. Чернышева вспоминаются каждый раз, когда видишь пейзажи его изборского единомышленника: «Задача моей жизни - найти связующее звено между грандиозным наследием древнерусского искусства и задачами сегодняшнего дня. Отнюдь не воссоздать старое. Но создать живое, гармоничное искусство наших дней, в которое верили бы все».[5]
Выставка произведений художника в залах музея «Исаакиевский Собор», которая проходила в 2023 году, очередной раз доказывает, что это искусство живое и достоверное, и создано оно душой русского человек - Павла Дмитриевича Мельникова.
[1] Повесть временных лет. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1996.
[2] После шести лет обучения Павлу пришлось оставить школу и работать в домашнем хозяйстве.
[3] Изборск в период с 1919 по 1940 год - территория Эстонской республики, которая в августе 1940 года была включена в состав СССР.
[4] Е.Е. Климов (1901 -1990). Русский живописец, график, иконописец. Создал на протяжении полувека многочисленную серию пейзажей Изборска, несмотря на то, что большую часть жизни прожил в Европе и Канаде.
[5] Галерея. 2009. №22.
О.А.Васильева, искусствовед