Искусство на протяжении многих веков сопровождало человека, создавало культуру и творило историю. Роль и значение монументального искусства огромны. Скульптура (от лат. sculpo «вырезаю», «высекаю») – это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный, предметный объем, трехмерную форму и размещаются в реальном пространстве [1].
Портрет В.И. Мухиной (1940). Художник Михаил Нестеров
Созданные из камня, глины, металла и других материалов скульптуры всегда удивляют своей реалистичностью, эстетической красотой, пластичностью образов. Каждая эпоха российской истории подарила нам своих знаменитых творцов и художников. Особый вклад в развитие советского искусства, монументальной скульптуры внесла народный художник СССР, советский и российский скульптор-монументалист, педагог, академик АХ СССР, а также Лауреат пяти Сталинских премий Вера Игнатьевна Мухина. Её творчество оказало большое влияние не только на художественную сферу, но и на мировое признание советского государства. Вера Игнатьевна за весь свой длинный творческий путь создала множество поразительных произведений. Она развивалась в монументальной, станковой, декоративно-прикладной областях пластического искусства, в рисунке и сценографии. Её проекты монументальных сооружений, декоративных, станковых статуй и скульптурных групп до сих пор украшают улицы и хранятся в музеях [2]. Но к своему главному призванию – монументалист – Вера Игнатьевна пришла не сразу.
Вера Мухина родом из Риги, а первое свое художественное образование получила в Феодосии под руководством учителя гимназии В. Н. Трегунова. Вдохновляясь полотнами Айвазовского, она делала копии, рисовала карандашом, писала маслом. В 1910 году юная художница поступила в Москву в живописную школу К. Ф. Юона и И. О. Дудина, где развивалась и совершенствовалась в портретном жанре и рисунке с натуры. Основам лепки она учится в студии Синицыной, и в 1912 году уезжает в Париж учиться в частном художественном ателье. Культура Франции, Италии, скульптуры эпохи Возрождения и Античности глубоко впечатлили Мухину и сподвигли на новые творения. Вернулась на родину Вера Игнатьевна во время революции, когда сложные политические и социальные перемены затронули все сферы жизни, в том числе и искусство. Так, была введена «монументальная пропаганда», и теперь Мухина творила и вдохновлялась уже новыми темами. Патриотизм, народность, единство духа, труд — все это воплощалось в ее произведениях. Как удивительно первая женщина-скульптор советского времени соединяла в своих работах мужское и женское начало – силу и мощь, пластику и выразительность [3].
Одной из первых знаковых работ Мухиной можно назвать «Крестьянку» - образ сильной женщины-крестьянки, выражающий всю красоту здорового крепкого женского тела. В твердом и, кажется, неподвластном металле ей удалось изобразить свою современницу. Задрав подол платья и скрестив могучие руки на груди, работница, только что отложившая серп, наслаждается проделанной работой и гордо смотрит вперед. Скульптура выполнена не с конкретной натуры, она хранит в себе образ всех русских женщин – сильных физически и духом. Как говорила сама Вера Игнатьевна: «В искусстве нам нужны образы, полные внутренней психологической динамики, которая передается не внешним жестом, а огромным внутренним содержанием, раскрытым в образе. Поменьше безразличия! Наше искусство должно быть народным, то есть поднимающим нас до величайших людей прошлого и настоящего» [5]. Мухина стремилась отразить в своем творчестве дух времени и сделать искусство понятным простому народу.
Еще одно творение Веры Игнатьевны Мухиной известно всем. И это знаменитый памятник «Рабочий и колхозница». Скульптурная композиция из двух фигур – мужчины и женщины, которые держат серп и молот, высотой почти двадцать пять метров возвышается на пьедестале. Устремленные вперед образы рабочего и колхозницы воплощают в себе идею свободы, силы и движения в будущее советского народа. Попав на Международную выставку «Искусство, техника и современная жизнь» в Париже, эта работа в глазах всех людей стала образцом и символом Советского государства [4]. Советское искусство вышло на новый уровень и получило мировое призвание. По окончании выставки монумент был разобран и перенесен в Москву к северному входу у ВДНХ. Как особый символ страны памятник можно увидеть на значках и советских юбилейных монетах 1967 года, а также на эмблеме советской киностудии «Мосфильм». Своим упорным трудом, непрекращающемуся творчеству Вера Мухина повлияла на искусство социализма – «светлое и сильное искусство прекрасного человека, искусство больших горизонтов, соответствующее героическому ритму современности» [4].
Благодаря Вере Мухиной мы видим как в скульптуре увековечены образы великих людей - военных, ученых, творческих личностей и др. Гармоничный памятник русскому музыканту и композитору П. И. Чайковскому перед Московской консерваторией относится к одной из главных достопримечательностей Москвы, а одна из последних больших работ скульптора – памятник Максиму Горькому на площади Белорусского вокзала до сих пор поражает глубиной образа и жизненной силой. Обладая талантом невероятно тонко передавать сходство и выражать индивидуальность, Вера Игнатьевна искренне и правдиво воплощала в твердом материале душу человека.
Искусство преображает, дарит незабываемые эмоции, побуждает к размышлению. Очень важно хранить память о великих людях прошлого, о творцах прекрасного. Вера Игнатьевна Мухина выдающийся мастер советской скульптуры! Образ женщины-скульптора за работой хорошо известен нам по знаменитому портрету М. В. Нестерова. Память о ней сохраняется благодаря работе музеев – в Риге, в доме, где родилась В. Мухина, в Феодосии. Её именем в районе Ново-Переделкино названа улица в Москве. С 1953 по 2006 имя Веры Мухиной было присвоено Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу. А памятник В. И. Мухиной установлен в Москве в Пречистенском переулке [6].
Вся ее жизнь настолько была наполнена искусством и творчеством, что будущим потомкам она оставляет такие замечательные слова: «Не забывайте изобразительное искусство, оно может дать народу не меньше, чем кино или литература. Не бойтесь рисковать в искусстве: без непрерывных, часто ошибочных поисков у нас не вырастет свое новое советское искусство» [7].
Самойленко А. Н. студентка Новгородского Государственного университета им. Ярослава Мудрого
Список источников и литературы:
- Словарь терминов, Российская Академия художеств/ URL: https://rah.ru/science/glossary/?ID=19611&let=%D0%A1 (дата обращения – 29.06.2024). – Текст: электронный.
- Суздалев П. К. Вера Игнатьевна Мухина. – М.: Искусство, 1981, - 168 с., ил.
- Джанджугазова Е. А. Вера Мухина — «Первая дама советской скульптуры»/ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vera-muhina-pervaya-dama-sovetskoy-skulptury/viewer (дата обращения – 29.06.2024). – Текст: электронный.
- В. Мухина, Издательство «Советский художник», М.: 1952
- О. И. Воронова, Вера Игнатьевна Мухина, Серия «Жизнь в Искусстве», Издательство «Искусство», Москва, 1976 г. Глава XIV
- Наталия Антонова, Вера Мухина. Зрелость/ URL: https://www.myjane.ru/articles/text/?id=23301 (дата обращения – 29.06.2024). – Текст: электронный.
- Мухина Вера Игнатьевна - Код памяти / URL: https://memorycode.ru/page/57231020 (дата обращения – 29.06.2024). – Текст: электронный.