Чтобы раскрыть тему этно-стиля в одежде, предлагаю вашему вниманию несколько статей, в которых вы сможете узнать что-то новое либо немного освежить в памяти нашу историю.
В современном мире человек стремится уйти от реальности в новые миры, переместиться на другие планеты, заглянуть в будущее, при этом отрывается от своих корней, забывает традиции, замыкается. Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познания всех богатств, накопленных народами и культурами прошлого. Большую помощь в этом оказывает работа с живым источником народного искусства — изучение формы, конструкции, цвета, орнамента народной одежды, среды, в которой она существовала — это своеобразный процесс прорастания наследства, оставленного предками, органичность слияния с современным костюмом. Костюм, как и любое другое искусство, является отражением и познанием окружающей действительности и отражением мировоззрения. Народный костюм раскрывает многие сокровенные тайны и законы народного искусства — он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое народа с его настоящим и будущим. Последние тенденции в моде и творчество самых известных дизайнеров предлагают человеку вспомнить об истоках собственной национальной культуры. Речь идет не просто о воссоздании реалий быта прошлых веков, а о трансформации, тонком использовании элементов орнамента, кроя, отделки в современных вещах.
Напоминая об истоках наших, хочется, вкратце, напомнить, что такое этно-стиль.
Стиль в одежде и образе (в общем) — система внешне воспринимаемых и легко узнаваемых признаков, которая может включать в себя различные уровни средств и приемов художественной выразительности от объемно-пространственной композиции до орнаментального декора.
Этнический стиль (этно-стиль, фолк-стиль) — это стиль одежды, в котором преобладают народные мотивы стран мира. Этнический компонент могут нести как сами предметы одежды и обуви, характерные для той или иной страны, аксессуары, так и элементы этой одежды (орнаменты). Этнический стиль одежды, возможно, самый древний в истории человечества. История зарождения этно-стиля уходит корнями в прошлое. По сути, основателями стиля стали первые путешественники и торговцы.
Отличительные особенности, формирующие этно-стиль. Направлений в этническом стиле можно выбрать столько, сколько существует различных культур. В зависимости от выбранной культуры и народности складывается определенный ассортимент.
Ассортимент
Одежда: сарафаны, жилеты, безрукавки, свободные платья, брюки-клеш, юбка-брюки, длинные юбки, туники, сари, кимоно, свободные теплые кофты, штаны-шаровары, рубашки, многоярусные юбки, алладины, афгани, накидки, пончо.
Головные уборы, обувь: соломенные шляпы, вязаные крючком шапочки, береты, шали, платки, палантины, пашмины, плетеные сандалии, сланцы, туфли примитивной конструкции, украшенные вышивкой, продержками или тиснением, туфли с узким носком, загнутым кверху, сабо, клоги, мокасины, сапожки из меха оленей, из ровдуги (самодельной замши). У разных народов названия национальных сапожек различны: торбаса — у чукчей, унты — у эвенков, кисы — у ханты и манси. Для украшения этой обуви используется шитье бисером и бусами, вышивки и аппликации.
Силуэты, формы и особенности кроя
Элементы костюма в этно-стиле создаются по мотивам этнографических изделий, поэтому имеют характерный крой, длину, объемы. Линии струящиеся, свободные, без футуризма. Силуэт расширенный (трапеция, прямоугольник, овал). Большое разнообразие вариантов прямого кроя, причем прямоугольный силуэт может быть узким, вытянутым, расширенным, приближающимся к квадрату.
Цвет, орнамент, аксессуары, материал
В этно-стиле предпочтение отдается натуральным материалам с особенностями их традиционного изготовления: шерсти, хлопку, шелку, льну, натуральной коже. Преимущество за тканями, имитирующими старинные методы их изготовления: неотбеленные или окрашенные натуральными красителями материалы. Цветовая гамма, декор и орнамент зависят от страны.
Если это русский стиль, то преобладают яркие, жизнеутверждающие цвета: малиновый оттенок, красный, зеленый, белый. Ткани используются льняные, шелковые, а также бархат и ситец, ткани из цветных ниток — пестрядь. Декоративной отделкой служат вышивка на ткани (цветочные узоры, народные орнаменты), шитье бисером, кружево, яркие пуговицы, бусы, съемные воротники — «ожерелья». Одежда в русском стиле включает в себя и меховые изделия.
В африканских мотивах преобладают пламенные орнаменты, анималистические принты (зебра, леопард, применение шкур животных). Используются только натуральные ткани и материалы для одежды и украшений. Особую роль играют аксессуары — деревянные, металлические, изделия из слоновой кости — это массивные, широкие браслеты, тяжеловесные серьги, кулоны из клыков диких животных, многослойные бусы.
Для одежды в индийских мотивах характерна закрытость и многослойность. Ткани, также, используются натуральные: хлопок, шелк, лен. Цветовая гамма разнообразна от белого до самого яркого. Декоративная отделка и аксессуары: набивной рисунок, ручная вязка, богатая вышивка бисером, пайетками, золотыми и серебряными нитями, кашмирские шали, браслеты на запястьях, щиколотках и предплечьях, бусы, ожерелья, крупные серьги, бинди.
Скандинавский стиль характеризуется сдержанной, холодной цветовой гаммой, чистыми линиями и простотой кроя. В качестве декоративной отделки используется национальный орнамент, орнамент из крупных и мелких ромбов, клетка, снежинка, олени, поперечная полоска в верхней части гардероба. Стиль отличается обилием вязаных вещей и аксессуаров спокойных цветов. В качестве аксессуаров используются массивные серебряные украшения с заостренными краями.
Этно-стилем в моделировании костюма (а в понятие «костюм» входят одежда, головной убор, аксессуары, обувь) принято считать использование в дизайне мотивов традиционного костюма.
Этнический стиль — это и новизна, и возвращение в прошлое, и попытка вдохнуть в современный костюм русскую, арабскую, цыганскую, китайскую экзотику.
Этнический стиль — один из самых красочных, самобытных стилей в современной моде.
Этнические мотивы в творчестве великих кутюрье ХХ-го века
Этнический стиль в мировой моде уже давно и успешно адаптирует народный костюм для современной одежды. С самого начала ХХ века кутюрье Запада испытали на себе сильнейшее влияние этнических мотивов, то есть таких движений, которые апеллировали прежде всего к народному, самобытному творчеству, к фольклорным традициям, связанным с разнообразием мировых культур.
Одним из самых ярких событий начала ХХ века, которое повлияло на развитие многих искусств — театра, оперы, балета, моды — были «Русские сезоны» 1908-1929 г.г. — гастрольные выступления, организованные известным деятелем культуры и антрепренером Сергеем Дягилевым. Целью этой продолжительной акции было показать Европе расцвет и красоту русской культуры в лице выдающихся артистов, художников, композиторов, танцовщиков, певцов, произведения которых вошли в мировую сокровищницу. «Русские сезоны» произвели в Европе настоящую сенсацию. Они открыли перед зарубежной публикой новые, до того неизвестные истоки русской национальной культуры, продемонстрировали ее богатство и яркое своеобразие.
Под влиянием балетов «Русских сезонов», декорации и костюмы к которым разрабатывали Л.Бакст, И.Я.Билибин, К.Ф.Юон, А.Н.Бенуа и другие, парижский дизайнер Поль Пуаре (Paul Poiret) разрабатывает восточную тему в коллекциях.
Парижский дизайнер Поль Пуаре раньше других начал разрабатывать восточную тему, в 1910-1914 годах его дизайнерские находки оказались в центре внимания публики. Он первым снял с женщин корсет и предложил им турецкую юбку-шаровары и туники, чалму с эгретами и абажурообразные юбки, а также платья-рубашки прямого покроя без акцентированной талии. Сочетания синего и лилового, розового и оранжевого, изумрудного и золотого в моде тех лет создавали экзотическую пестроту, наполненную пряным привкусом Востока. В 1912 году Поль Пуаре, после поездки в Россию, где он познакомился с Надеждой Ламановой, выпускает первую в мире коллекцию платьев на русскую тему под названием «Казань». Во время поездки по России Пуаре приобретает множество старинных русских вышивок, которые использует в платьях с русскими мотивами, например, в ансамбле «Московит» коллекции 1914 года. В 1916 году Пуаре создает дневной ансамбль «Осенний лист», основным элементом которого становится юбка с русским орнаментом, по форме близкая к поневе — важному элементу национального костюма. Именно в сочетании с такой юбкой были особенно уместны сапоги «а-ля-рус». В 1919 году Пуаре создает пальто «а-ля-рус» из черного шерстяного файя, с аппликацией из лайки белого цвета и отделкой из белого каракуля.
В 1920 году Коко Шанель (Coco Chanel) создает коллекцию с элементами русского стиля. Шанель использует очень простые по форме, но гениальные для своего времени блузы, напоминающие косоворотку или гимнастерку солдат царской армии.
На пике популярности русского стиля Пуаре и Шанель охотно поддерживает молодой дизайнер Жанна Ланвен (Jeanne Lanvin), разделив увлечения великих кутюрье фольклором и восточными мотивами. В 1923 году Жанна-Мари Ланвен в первых своих коллекциях связывает кокошники и платья-косоворотки с трендами «парижского шика» — туфлями с перепонками на низком устойчивом каблуке. При помощи навеянных Л. Бакстом брюк-шароваров в моду вошли пижамы. Именно Жанна Ланвен, модели которой пользовались большим успехом, в 20-х годах, создавала такие элегантные пижамы, что дамы отваживались выходить в пижамных костюмах на улицу и использовать их как вечернюю и салонную одежду. В ее пижамных коллекциях в середине 20-х прекрасно уживались и меховые воротники, и манжеты, легкое ростовское кружево, вышивка жемчугом — стилевые признаки этники, выдающие явные русские акценты. В числе других достижений Ланвен и создание коллекции головных уборов в виде кокошников.
В мировую моду этно-стиль прочно вошел в 60-е годы 20-го века благодаря движению хиппи, философия существования которых выбивалась за рамки общепринятых норм и правил. Именно в эти годы новаторское поколение молодых людей в поисках альтернативных ценностей обратилась к многовековой истории древних цивилизаций Востока, Африки, Центральной Америки. Заимствуя из культурных слоев прошлого несвойственный европейской цивилизации подход к жизни, хиппи внесли новые краски во многие сферы человеческой деятельности, в том числе, в моду.
У японского модельера Кензо Такада (Takada Kenzо) кимоно стало основой всего стилевого сюжета, к которому присоединились элементы восточные, южноамериканские и скандинавские. Этнических коллекций японского модельера было достаточно много, и все они поражали своим разнообразием. Кензо доказал, что этника прекрасно гармонирует со стилем casual, спортивным, классическим и другими стилями.
Поразил воображение этнической тематикой модельер Жан-Поль Готье (Jean-Paul Gaultier). Первая работа модельера на этническую тему относится к 1976 году. В дальнейшем Готье очень часто использовал этно-мотивы в своих работах. Вдохновение он нередко черпал не в абстрактных знаниях о костюмах той или иной страны, а глядя на то, как одеты представители того или иного народа, гуляющие по улицам города. Благодаря хасидским раввинам в их необычных одеждах появилась коллекция «Рабби-шик», в которой присутствовали все элементы еврейского наряда, начиная от жилетов и заканчивая кипами. Коллекция «Тату» стала следствием вдохновения от необыкновенных украшений тела народами Юго-Восточной Азии и Африки. «Монголы», «Африканская сага», «Большое путешествие» — в этих коллекциях Готье преобладали этнические элементы.
На европейскую моду значительное влияние оказали этнические мотивы. В числе стран, чьими костюмами интересовались кутюрье, можно назвать Турцию, Россию, Индию, Мексику, Марокко и другие арабские и африканские страны. Фольклорный (этнический) стиль развивался самостоятельно, сосуществуя с общепринятыми стилями — спортивным, классическим и так далее.
Этнические мотивы в творчестве отечественных модельеров
В Советской России иконой этно-стиля стала Надежда Ламанова. Еще в 1925 году в Париже на Всемирной выставке советская художница завоевала Гран-при. Ее коллекция платьев рубашечного кроя, сшитых из домотканых материалов в русском стиле с традиционным народным орнаментом и ручной вышивкой, затмила творения парижских кутюрье.
Модельер шила модные пальто из старых стеганых одеял. На летние платья нового прямоугольного силуэта шли полотенца, рушники, вышитые украинские занавески. Кроме сурового холста да грубой шинельной ткани, больше никаких материалов в распоряжении мастерицы не было.
Но самое интересное, что клиентки с легкостью убеждали себя и всех знакомых в том, что это новый писк моды - раз Ламанова так пошила, значит, так и должно быть. Художница считала, что: «целесообразность народного костюма, благодаря вековому коллективному творчеству народа, может служить как идеологическим, так и пластическим материалом, вложенным в нашу одежду города. Основные формы народного костюма всегда мудры. Так, если для примера мы возьмем народный костюм Киевской губернии, то увидим, что он состоит из юбки, верхней кофты, плахты (юбки) и рубахи с расширенными рукавами и подолом. Такой народный костюм — своего рода прозодежда, рассчитанная на физический труд, легко переходит из зимней в летнюю и из повседневной в праздничную, и для последнего вида лишь с незначительными прибавлениями: бус, венков, яркого фартука. Из подобного характерного костюма, связанного с условиями жизни и труда, выработанного в определенной атмосфере, основанной на чувстве характерных физических особенностей русского телосложения, легко создать одежду города, положив в основу все задания народного костюма с его красочностью». Ламанова поддерживает европейскую концепцию свободного прямоугольного силуэта, предлагает отказаться от излишней вычурности, не злоупотреблять декором, драпировками на талии, избавиться от длинных юбок, от широких лент-поясов, от асимметричных «хвостов». В целях экономии она предлагала максимально укорачивать юбки — чуть ниже колена: в Париже такая длина стала нормой лишь четыре года спустя. Нужно было сделать «новые платья» понятными для простых женщин, украшать костюмы народными вышивками.
Тамара Александровна Файдель многие годы занималась преимущественно нарядной одеждой из шелка - вечерними платьями. Вместе с сестрой, С. Заславской, в то время художником комбината «Красная Роза», работала над орнаментацией ткани. Ей посчастливилось пройти всю творческую цепь - от замысла в ткани до полной реализации модели в готовом изделии. В 60-е годы они создали серию костюмов из популярных тканей по африканским мотивам, по русскому орнаменту. Одна из таких моделей - платье из ткани, напоминающей узорные шали Павлова Посада. В широком смысле орнамент её всегда интересовал. Из интервью с Тамарой Александровной: «Он вносит определенную ритмику, дополняющую пластический образ. Но, конечно, с изменением ритма жизни изменилась ритмика орнаментации ткани — она стала динамичней, с элементами асимметрии и диссонанса. Сейчас я собираюсь непосредственно заняться изучением народного костюма. Особенно для меня привлекательна женская одежда Поволжья. Необходимо найти в ней то, что созвучно нашему времени — в крое, форме, цвете, орнаменте. Я не имею в виду буквального переноса элементов народного костюма в одежду нашего обихода — такой этнографический ход для меня неприемлем. А использование отдельного мотива, идеи поможет в поисках своего оригинального решения».
Огромные перемены принес в советскую моду Вячеслав Зайцев, пришедший работать модельером во Всесоюзный дом моделей в 1965 г. Он был первым, кто решил создавать модную одежду на основе русских традиций.
С появлением Зайцева западный мир узнал, что в СССР тоже существует мода. А каждый советский показ мод за рубежом производил настоящий фурор. Весной 2009 года Вячеслав Зайцев дал отпор модным западным аналогам валенок (угги). Его показ прошёл под старую народную песню «Валенки». В коллекции были представлены самые разнообразные валенки. Таким интересом к России и ко всему русскому Вячеслав Зайцев опередил и Карла Лагерфельда с его «Париж-Москва» и коллекцию Kenzo с цветными платками и рекламой в русской деревне. Дизайнерскими разработками валенок Вячеслав Зайцев занялся еще до пика своей славы, на фабрике спецодежды в Бабушкине. В 1963 году будущему известному дизайнеру поручили разработать коллекцию телогреек для работников заводов и фабрик. Ещё тогда Вячеслав Зайцев предложил стеганые телогрейки из цветного ситца и цветные валенки. Обычные валенки раскрашивал гуашью и темперой. Как говорит сам Вячеслав Зайцев: «Получилось весело и неожиданно». Коллекцию на заводе не приняли, но она принесла дизайнеру мировую известность.
Из интервью с Вячеславом Зайцевым: «В моей коллекции национальные костюмы не существуют сами по себе, но их элементы, безусловно, присутствуют. Поскольку мне очень важна эта тема — тема, дающая возможность художнику необычайно интересно развивать идею в плане многослойности одежды. Славянская и восточная одежда — очень многослойна. Это дает возможность сделать коллекцию очень самобытной и самое важное — целомудренной. То, что отличает народные костюмы — целомудрие — то, что отсутствует сегодня в современной моде. Целомудрие — очень важным является в моей творческой жизни. Женщина должна быть прикрыта обязательно. Это удовольствие от рассматривания. И эта тенденция дает возможность сохранить свой стиль».
В коллекции «Истоки» (осень-зима 2010-2011 гг.) он снова обратился к исторической русской культуре, показав всё богатство истоков. В коллекцию вошли современные по стилю и форме вещи, которые, в то же время, являются русскими. В коллекции присутствуют кружева, ручная вышивка, шелк — все вместе создает «фантасмагорию цвета и фактуры». Коллекцию «Истоки» можно поделить на две части: первая — русская «боярская», с богатыми вышивками, меховыми отделками, роскошными шапками, сафьяновыми сапожками и валенками, и, вторая — в духе «Серебряного века», с классическими силуэтами и фасонами начала 20-го века.
Вячеслав Зайцев один из выдающихся российских дизайнеров одежды — он создал стиль, который безошибочно узнается благодаря русскому характеру. Средствами костюма В.М. Зайцев создал яркий портрет русской души в блестящих коллекциях: «Русская серия», «Тысячелетие Руси», «Русские сезоны в Париже», «Ностальгия по Красоте», «Воспоминание о будущем», «Валенки», «Истоки». В них он воплотил эстетику русского народного костюма, отражающую гармонию человека и природы. Простота кроя, пропорции, цвет, декор, чистота и ясность линий создают образное единство.
Традиционный принцип вариативности кроя и приемов декора был использован модельерами, которые предлагали не этнографический, а современный костюм, используя при этом простоту народного кроя. Одежда, выполненная с использованием этнических мотивов, отличается разнообразием отделки (вышитые полосы, ленты, кружево, гладкоокрашенные ткани). Композиционное расположение декора определяется сложившейся традицией: у ворота, в области груди, по подолу, вдоль швов, в верхней части рукава. Широко используется принцип многослойности, декоративности и комбинирования тканей, что также характерно для народной традиции.
Автор: художник-модельер Алёна Иванова