Отдел литературы по культуре и искусству представляет следующий выпуск рубрики «Искусство и наука: вместе к знаниям». В этот раз он посвящен научной деятельности Игоря Эммануиловича Грабаря. Когда мы слышим его имя, то чаще всего вспоминаем о нем как о художнике, перед нашими глазами предстают написанные им картины: «Февральская лазурь», «Март», «Иней»,«Хризантемы» и многие другие.
Однако Игорь Грабарь (1871-1960) был выдающимся ученым, одним из основоположников русского и советского искусствознания. После себя мастер оставил богатое литературное, научное и эпистолярное наследие, которое сформировалось в течение более чем полувека. Оно содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», публикации по вопросам реставрации памятников искусства, организации музейного дела, воспоминания и множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым.
Игорь Грабарь начал писать еще в университетские годы. Тогда это были краткие юмористические рассказы. С течением времени у него возник интерес к созданию статей о русских и зарубежных выставках. Как художественный критик Игорь Грабарь получил высокую оценку среди современников, которые отмечали его талант и эрудированность. Недаром исследователя пригласили работать в журнал «Мир искусства». Игорь Грабарь не только освещал выставки, но и анализировал представленные на них произведения. В конечном итоге у него возникла мысль заняться изучением отечественного искусства более глубоко и подробно.
В начале 1906 года Игорь Грабарь задумал выпустить серию иллюстрированных монографий о жизни и творчестве выдающихся русских художников. Она должна была охватить важнейшие моменты истории отечественного искусства и архитектуры. Ученый составил план серии, привлек к работе интересных и знающих исследователей, наметил концепцию ряда выпусков.
Автором некоторых книг стал сам Игорь Грабарь. Совместно с известным художником и театральным критиком Сергеем Глаголем он написал монографию «Исаак Ильич Левитан» (1913 год). В ней была подробно изложена биография мастера, а также представлены цветные репродукции, многочисленные фотоснимки эскизов, набросков, фрагментов его картин.
Один из выпусков серии Игорь Грабарь посвятил Валентину Серову. Замысел этой книги возник осенью 1906 года в Париже во время выставки, устроенной Сергеем Дягилевым при Осеннем салоне. Тогда творчество Валентина Серова не было по достоинству оценено окружающими. И Игорь Грабарь решил восстановить справедливость, написав о нем научную работу.
По воспоминаниям современников, автор с энтузиазмом изучал архивы художника, знакомился с ранними произведениями мастера, пытался проникнуть в его творческую лабораторию. Валентин Серов сам активно принимал участие в процессе создания монографии. Они вместе разбирали рисунки, этюды, композиции. Игорь Грабарь вспоминал: «Серов рассказывал – я записывал». В результате получилась автомонография, в которой автору удалось широко и полно осветить жизнь и деятельность живописца.
Книга вышла в свет в 1914 году и получила широкое признание. Ее назвали «лучшим посмертным памятником безвременно ушедшему художнику».
Игорь Грабарь продолжал изучать творчество живописца до самой смерти. После его кончины в 1965 году вышла в несколько сокращенном варианте монография «В.Я. Серов. Жизнь и творчество», которую автор предполагал издать в виде двухтомника, но не успел.
Эти книги о русских художниках представляют научный интерес до сих пор. По мнению современных молодых ученых, они «отличаются глубиной проникновения автора в духовный мир мастера, яркой и точной характеристикой творческой манеры». В них особенно широко раскрылся талант Игоря Грабаря писать о сложных явлениях культуры просто, ясно и увлекательно.
В дальнейшем исследователем был создан ряд книг о разных художниках. Важное влияние на его творчество оказал Илья Репин, которого он ценил и уважал. В 1906 году Игорь Грабарь решил написать о нем целый научный труд. Работа над ним растянулась на много лет.
Лишь в 1937 году в серии «Жизнь замечательных людей» увидела свет фундаментальная двухтомная монография с иллюстрациями «И.Э. Репин». В ней исследователю удалось на широком культурном и историческом фоне показать сложные пути становления творчества художника. При работе над книгой Игорь Грабарь опирался на еще не опубликованную переписку Ильи Репина, обращался к собственным воспоминаниям о нем.
Известный искусствовед Ольга Подобедова отмечала: «При всем многообразии работ, посвященных Репину и его времени, эта книга до сих пор не утратила своего значения. Не устарела периодизация творчества, все так же свежа оценка его наследия, остается непревзойденный анализ отдельных полотен, увиденных глазами мастера-живописца».
Впоследствии в 1948-1949 годы Игорь Грабарь в содружестве с литературоведом Ильей Зильберштейном издал двухтомник документов и исследований «Художественное наследие Репина».
Другой значимой работой академика являлась книга «Новооткрытый Рембрандт», опубликованная в 1956 году. В ней рассказывалось о ранних полотнах художника и о находке неизвестной картины великого голландца.
Игорь Грабарь написал немало очерков о деятелях культуры. По оценке самого автора и биографов, одной из его лучших работ как историка искусства считается исследовательское эссе о живописце Федоре Алексееве. Оно основано на тщательной проработке архивного материала не только о мастере, но и о всей жизни Академии художеств конца XVIII-начала XIX веков. Очерк отличает глубокое понимание Игорем Грабарем специфики художественных образов, характера творческих исканий. Данная работа является важным этапом в литературной деятельности Игоря Грабаря, так как здесь автор впервые использовал метод архивных исследований. Публикация о Федоре Алексееве вызвала интерес к малоизвестному широкой публике наследию мастера русского пейзажа.
Игорь Грабарь посвятил большое количество статей и исследований древнерусскому искусству и вопросам реставрации. Среди них можно вспомнить работы об Андрее Рублеве, Феофане Греке, о фресках Дмитриевского собора во Владимире и тому подобное.
Однако самым главным творением Игоря Грабаря является первая в России многотомная «История русского искусства», к работе над которой он приступил в 1907 году. Этот коллективный исследовательский труд ознаменовал начало нового этапа в развитии русской науки об искусстве. Игорь Грабарь работал над ним на протяжении нескольких лет. Он принимал участие в составлении структуры издания, создании общей концепции, привлечении авторов, подборе иллюстративного материала. Со временем сам написал ряд разделов издания и внес большой вклад в подготовку введения.
Как отмечал искусствовед Всеволод Володарский, в центре труда для Игоря Грабаря стояли личность художника и его творческие достижения. Исследователь добивался сочетания строгой научности с отсутствием сухости в подаче материала, выступая не только как ученый, но и как просветитель, пропагандист искусства.
При подготовке текстов Игорь Грабарь много времени проводил в архивах. На основе документов он воссоздавал творческий облик неизвестных, забытых, малоизученных мастеров, реконструировал специфику целых эпох в истории отечественной архитектуры, живописи и скульптуры.
В результате Игорем Грабарем был разработан новый метод изучения произведений художественной культуры, отличавшийся профессиональным формальным анализом с привлечением аналогий из западноевропейского искусства и стремлением рассмотреть все явления в жизни искусства на широком культурном и историческом фоне.
Несмотря на то, что «История русского искусства» не была завершена, данный труд стал крупнейшим сводом научных сведений в этой области, известных в начале XX века или полученных непосредственно в ходе подготовки материалов.
Опыт его создания был использован Игорем Грабарем и более молодыми авторами сорок лет спустя при издании под грифом Академии наук СССР фундаментальной «Истории русского искусства», составившей целых 13 томов.
Таким образом, можно говорить о том, что вклад Игоря Грабаря в развитие искусствознания очень велик. Ведь он первым стал изучать отечественную культуру столь подробно и масштабно, при этом подчеркивая ее национальное своеобразие, применил новые методы научного исследования.
Известные искусствоведы Виктор Лазарев и Ольга Подобедова писали о его литературном наследии: «Это интереснейшая страница истории русской культуры, а часто и блестящий очерк современного состояния искусства, ибо каждое творческое начинание, каждое научное исследование Грабаря всегда отвечало насущным потребностям художественной жизни нашей страны».
Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, сегодня стала библиографической редкостью, но они до сих пор вызывают большой научный и читательский интерес. Их тексты становятся предметом исследования для многих молодых ученых. Все это позволяет утверждать, что созданные академиком много лет назад труды современны и значимы в настоящее время.
Более подробно ознакомиться с научной деятельностью Игоря Грабаря можно, обратившись к изданиям, которые находятся в фонде библиотеки.
Материал подготовлен Елизаветой Волковой,
главным библиографом отдела литературы по культуре и искусству
Библиография
Книги
1. Грабарь, Игорь Эммануилович. Искусство в плену / [Предисл. д-ра искусствоведения действ. чл. Акад. художеств СССР В. С. Кеменова]. - Л. : Художник РСФСР, 1964. - 143 с. с ил.
2. Грабарь, Игорь Эммануилович. История русского искусства. Т. 1 : Архитектура. До-Петровская эпоха / [в обраб. отд. частей изд. принимали участие А. Бенуа, И.Я. Билибин, А.М. Васнецов, Н.Н. Врангель, Ф.Ф. Горностаев, С.П. Дягилев и др.]. - М. : Издание И. Кнебель, [1910]. - 508, [5] с., 4 л. ил. : ил.
3. Грабарь, Игорь Эммануилович. История русского искусства. Т. 2 : До-Петровская эпоха (Москва и Украина) / [в обраб. отд. частей изд. принимали участие А. Бенуа, И.Я. Билибин, А.М. Васнецов, Н.Н. Врангель, Ф.Ф. Горностаев, С.П. Дягилев и др.]. - М. : Издание И. Кнебель, [1911]. - 478, [2] с., 4 л. ил. : ил.
4. Грабарь, Игорь Эммануилович. История русского искусства. Т. 3 : Архитектура. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веке / [в обраб. отд. частей изд. принимали участие А. Бенуа, И.Я. Билибин, А.М. Васнецов, Н.Н. Врангель, Ф.Ф. Горностаев, С.П. Дягилев и др.]. - М. : Издание И. Кнебель, [1912]. - 583, [1] с., 4 л. ил. : ил.
5. Грабарь, Игорь Эммануилович. История русского искусства. Т. 5 : Скульптура / Н.Н. Врангель. - М. : Издание И. Кнебель, [1913]. - 416 с., 6 л. ил. : ил.
6. Грабарь, Игорь Эммануилович. История русского искусства. Т. 6 : Живопись. Т. 1. До-Петровская эпоха / [авторы в содерж.: П. Муратов, И. Грабарь, А. Успенский, Е. Кузьмин]. - М. : Издание И. Кнебель, [1913]. - 535, [1] с. : ил.
7. Грабарь, Игорь Эммануилович. Моя жизнь: Автомонография; Этюды о художниках / Сост., коммент. В.М. Володарского. - М. : Республика, 2001. - 495 с.: ил. - Коммент.: с. 450. - Указ.: с. 459.
8. Грабарь Игорь Эммануилович. Новооткрытый Рембрандт. – М. : Издательство Академии Наук СССР, 1956. - 95 с., 2 л. ил.: ил. : ил. - Резюме на нем. яз. - Б. ц.
9. Грабарь, Игорь Эммануилович. О русской архитектуре : исследования : охрана памятников / [предисл. Т. П. Каждана, с. 5-38] ; [АН СССР. Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР]. – М. : Наука, 1969. - 423 с., 8 л. ил. : ил.; 27 см.
10. Грабарь, Игорь Эммануилович. Письма, 1891-1917 / ред.-сост. Л.В. Андреева, Т.П. Каждан. – М. : Наука, 1974. - 468, [3] с. : [8] л. ил. ; 22 см. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Указ. имен: с. 451-468.
11. Грабарь, Игорь Эммануилович. Письма, 1917-1941 / Игорь Грабарь; [ред.-сост., авт. введ. и коммент. кандидаты искусствоведения Н. А. Евсина, Т. П. Каждан; АН СССР, Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. - М. : Наука, 1977. - 424 с. : ил., 8 л. ил. - Список лит. в примеч.: с. 294-403. - Указ. имен: с. 408-423.
12. Грабарь, Игорь Эммануилович. Письма, 1941-1960 / [редкол.: Н. А. Евсина и др.; авт. введ. Н. А. Евсина, Т. П. Каждан]. - М. : Наука, 1983. - 368 с., ил., 4 л. ил. - Библиогр. в примеч.: с. 217-300. - Библиогр. в примеч. в конце писем. - Указ. имен: с. 355-362.
13. Грабарь, Игорь Эммануилович. Репин : монография в 2 томах. Т. 1 / Игорь Грабарь ; Акад. наук СССР, Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. – М. : Издательство Академии наук СССР, 1963. - 330, [2], [15] л. ил., цв. ил., портр. : ил., цв. ил., портр., факс. ; 27 см. - Библиогр. в примеч.
14. Грабарь, Игорь Эммануилович. Репин : моногр. в 2-х т. Т. 2 / Академия наук СССР, Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. - М. : Наука, 1964.
15. Грабарь, Игорь Эммануилович. Валентин Александрович Серов : Жизнь и творчество. – М. : Издание И. Кнебель, [1914]. - 300 с., 22 л. ил., 1 л. фронт. (портр.) : ил. - (Русские художники : Собрание иллюстрированных монографий / Игорь Грабарь ; Вып. 3, Серов).
Статьи
Гольцова, А. А. Научно-исследовательская деятельность И. Э. Грабаря в контексте развития отечественного искусствознания / А. А. Гольцова, И. В. Турсабаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 13 (117). - С. 906-908. - URL: https://moluch.ru/archive/117/32545/ (дата обращения: 10.03.2021).