В этот раз выпуск рубрики «Искусство и наука: вместе к знаниям» рассказывает об Андрее Владимировиче Иконникове, выдающемся деятеле архитектурной науки XX века, которого знали и уважали как в нашей стране, так и за рубежом. В 2021 году ученому исполнилось бы 95 лет.
По случаю этой даты хочется еще раз вспомнить основные вехи его жизненного и творческого пути, подчеркнуть неоценимый вклад в отечественное искусство и обратить особое внимание на наиболее значимые научные труды.
Итак, Андрей Владимирович Иконников (1926-2001) – известный российский архитектор, блестящий историк и теоретик архитектуры, замечательный педагог, воспитавший большое количество студентов, аспирантов и докторов наук. Лауреат двух Государственных премий, обладатель многих почетных отечественных и международных званий и наград.
В период с 1936 по 1941 год учился в Художественной школе Академии художеств. Затем поступил на архитектурный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. После совмещал преподавание в этом учебном заведении с творческой работой в проектных организациях Ленинграда.
C 1966 года жил и трудился в Москве, занимаясь проблемами теории и истории архитектуры и дизайна.
Уже в 40 лет его назначили директором НИИ теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры (сейчас НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства), который был в то время центром историко-архитектурной и архитектурно-теоретической науки. Андрей Иконников сделал очень многое для развития этого учреждения. Он добился существенного повышения научного уровня работ института, соединения фундаментальных исследований с разработкой актуальных проблем и перспектив развития архитектуры и градостроительства. Превратил НИИ в один из центров архитектурной футурологии и поднял его авторитет, избавив от конъюнктурности. До конца жизни ученый не прекращал сотрудничать с институтом.
Андрей Иконников занимался и проектной деятельностью. В конце 60-х годов он вместе с Константином Пчельниковым выдвинул крупномасштабную концепцию "кинетической системы расселения", охватывающей всю территорию Советского Союза.
Ее суть заключалась в том, что искусственная среда, созданная людьми, должна находиться в равновесии с окружающей природой, то есть места («сгустки») концентрации населения необходимо чередовать с открытыми пространствами.
Авторы концепции заявляли о том, что переход к новому качеству может совершаться в существующей системе поселений, при этом бережно сохраняя памятники культуры. В 1970 году их проект был представлен на Всемирной выставке в Осаке.
В своей деятельности Андрей Иконников много внимания уделял значению городской среды, изучая ее на всех уровнях: расселение, город, функции и структуры его центра, жилых комплексов и архитектурных доминант. Исследователя также интересовали проблемы взаимодействия архитектуры с дизайном и изобразительным искусством.
Он давал экспертную оценку многих крупных проектов: детальной планировки центра Москвы, реконструкции Манежной площади, раздела «Сохранение и регенерация историко-архитектурного наследия» генплана Москвы. Благоустройство столицы всегда волновало Андрея Иконникова.
В 90-е годы ученый участвовал в создании московского отделения Международной академии архитектуры, в организации Российской академии архитектуры и строительных наук, где в 1994 году его избрали вице-президентом.
Все это говорит о том, что Андрей Иконников был очень одаренным человеком. По воспоминаниям современников, он достигал блестящих результатов во всем, чем занимался. Это студенческие обмеры памятников древнерусского зодчества, проектирование и преподавание, собственные диссертации и подготовка аспирантов, статьи в журналах и разделы в коллективных работах, составление и титульное редактирование трудов, перевод с английского и немецкого языков, участие в работе по созданию 36-томного словаря искусств, яркие выступления по радио и телевидению, глубокие публичные лекции по проблемам архитектуры с показом авторского иллюстративного материала, увлекательнейшие вечера «Диалоги» в Доме архитекторов, многолетняя общественная работа в Комиссии по Государственным премиям и Комиссии по художественному воссозданию храма Христа Спасителя.
Однако невозможно переоценить выдающийся вклад Андрея Иконникова в развитие российской архитектурной науки, которой он посвятил всю свою жизнь. Им было опубликовано свыше 500 исследовательских работ, среди которых более 50 книг. Андрей Иконников писал не только фундаментальные труды, но и учебные пособия, путеводители, каталоги выставок. Благодаря разносторонности интересов, энциклопедическим знаниям, эрудиции, новизне и оригинальности концепций автора они получили широкую известность как в России, так и за границей.
В исследованиях Андрей Иконников рассматривал вопросы развития современного города, в том числе эстетической организации среды, архитектурного формообразования, сохранения и использования культурного наследия. Еще будучи аспирантом Академии художеств он имел нестандартный для того времени взгляд на архитектуру как на модель мира, который получил развитие в дальнейшей научной деятельности.
Уважение и авторитет как профессионала пришли к нему в 60-е годы прошлого века, когда появилось множество публикаций и книг о зодчестве Великобритании, Швеции, Финляндии, Соединенных штатов. Андрею Иконникову принадлежала важнейшая просветительская роль в открытии зарубежного архитектурного мира во всем его многообразии. Он самостоятельно выучил иностранные языки, неоднократно выезжал за границу, что позволило ему при издании книг и статей опираться на личные впечатления и использовать в качестве иллюстраций собственные фотографии.
Впоследствии профессор Владимир Хайт, подчеркивая ценность трудов единомышленника, отмечал, что «многолетние исследования современного архитектурного процесса за рубежом заметно расширили культурный и профессиональный кругозор отечественных практиков и ученых».
В 1966 году Андрей Иконников защитил докторскую диссертацию на тему "Основные эстетические проблемы города". При ее подготовке были использованы материалы книги «Эстетика социалистического города» (1963), написанная совместно с известным архитектором Георгием Степановым. В монографии впервые с профессиональной точки зрения рассматривались эстетические проблемы массового строительства.
Андрею Иконникову принадлежала и концепция 12 тома (кн. 1) «Всеобщей истории архитектуры» (1975 год), где впервые дана картина развития архитектуры и градостроительства в Советском Союзе. За участие в работе над изданием в 1979 году он был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР. Вводная статья к этому тому в дальнейшем легла в основу популярной монографии "Зарубежная архитектура: от "новой" архитектуры до постмодернизма" (1982).
В 80-е годы внимание ученого привлекали фундаментальные проблемы функции пространства, среды, образа и формы в архитектуре в их взаимообусловленности и взаимодействии. Данной теме он посвятил несколько монографий, опубликованных в тот период. Среди них можно вспомнить книгу «Функция, форма, образ в архитектуре» (1985).
На протяжении всей жизни, как вспоминает профессор Владимир Хайт, основной темой научного творчества Андрея Иконникова все-таки продолжала оставаться «проблема художественного образа, выразительности архитектуры, закономерности построения архитектурной композиции, то есть все, что делает архитектуру средством утверждения идей и воспитания личности». Об этом рассказывают следующие труды: «Основы архитектурной композиции» (1971, в соавторстве с Георгием Степановым), «Художественный язык архитектуры" (1985), "Искусство, среда, время" (1985).
В 1990 году вышла в свет книга «Тысяча лет русской архитектуры», которая была отмечена Государственной премией Российской Федерации и Золотой медалью Академии художеств. Она являлась данью светлой памяти известному советскому архитектору и градостроителю, профессору Льву Тверскому, общение с которым повлияло на научное мировоззрение автора.
В книге Андрей Иконников предлагает свою концепцию тысячелетней истории архитектуры России, основанную на многолетних исследованиях и размышлениях. Он увлекательно повествует о том, как складывались в ходе исторического развития своеобразие и характерные черты зодчества нашей страны, как они закрепились в традициях, прочно бытовавших и сохраняющих ценность для современной культуры. Исследователь показывает, как на основе архитектурных школ, развивавшихся в русских землях, складывалась единая общерусская архитектура, соединившая в своей внутренней сложности все многообразие местных истоков.
Этой цели была подчинена и структура книги. Ее главы посвящены переломным этапам формирования русского зодчества, на которых ярко проступали особенности его традиций (например, раздел «Русский классицизм и нерусские стили»).
После этой книги Андрей Иконников написал, по мнению коллег, важную для него и необходимую для современной науки «О русском в русской архитектуре». В ней автор, осознавая целостность мирового архитектурного процесса, утверждал глубокую этнокультурную самобытность русского зодчества.
90-е годы стали для Андрея Иконникова периодом изучения исторического направления в архитектуре XX века, его истоков и перспектив. Перу ученого принадлежит книга «Историзм в архитектуре», источником которой послужила монография «Архитектура и история» (1993). В ней рассматривается использование опыта, традиций и образов прошлого при решении «современных» задач зодчества. Это издание считается первым отечественным исследованием данной проблемы.
Последней книгой Андрея Иконникова стала монография «Архитектура XX века. Утопии и реальность» в двух томах. К ней исследователь шел всю творческую жизнь, считая ее смыслом своего существования.
Он много путешествовал и после каждой поездки по миру привносил что-то новое в содержание этого научного труда. Например, как вспоминают коллеги, Андрей Иконников переживал, что не может завершить книгу без современного материала по архитектуре Китая. Однако его пригласили в Пекин на XX Всемирный конгресс архитекторов с докладом на тему «Россия в архитектурном процессе XX столетия». И тогда ему наконец-то удалось собрать необходимый материал для монографии.
Научная ценность данного фундаментального исследования заключается в том, что в ней впервые в отечественной литературе выстроена общая картина мирового архитектурного процесса XX столетия, а архитектура России в ее изменениях показана как часть системы меняющегося мира.
В книге анализируются творческие концепции и направления, вытеснявшие в своем соперничестве представление о едином стиле времени и эпохи. Сопоставляются их идеальные цели, связанные с утопической мыслью, и реально достигнутые результаты.
Архитектура рассмотрена во взаимодействии с культурой времени в ее зависимости от социальных процессов и исторических катаклизмов.
Для наглядности текст издания сопровождается богатым иллюстративным материалом, в том числе фотографиями Андрея Иконникова.
Монография получила высокую оценку в научном мире. Ученые уверены, что книга войдет в классику мировой архитектуры, так как, по их мнению, она представляет новый этап в историографии современного зодчества.
Таким образом, Андрей Иконников оставил после себя огромное научное наследие, которое будет представлять интерес для потомков еще многие годы. Ведь современники называли его работы не просто «произведениями теории и истории архитектуры, а размышлениями об архитектуре как о высоком искусстве», а среди их достоинств отмечали глубину исследований, четкость формулировок, объективность и профессиональное мнение автора, которое всегда основывалось колоссальном знании и моральном авторитете.
Некоторые из работ Андрея Иконникова до сих пор не опубликованы. Однако его последователи поставили себе задачу издать оставшиеся труды и реализовать задуманные коллективные исследования. Часть таких монографий уже выпущена в свет.
Более подробно о деятельности Андрея Иконникова можно узнать из книг, которые находятся в фонде библиотеки.
Информация подготовлена по материалам из открытых интернет-источников.
Елизавета Волкова, главный библиограф отдела литературы по культуре и искусству
Библиография
Книги
- Иконников, Андрей Владимирович. Архитектура XX века. Утопии и реальность : в 2 т. Т. 1. - Москва : Прогресс-Традиция, 2001. - 656 с. : 1055 ил.
- Иконников, Андрей Владимирович. Архитектура XX века: Утопии и реальность : Изд. в двух т. Т. II. - М. : Прогресс-Традиция, 2002. - 670 с. : ил. - Имен. указ.: с. 652-666.
- Иконников А. В. Архитектура города: эстетические проблемы композиции. - М.: Стройиздат, 1972. - 224 с.
- Иконников, Андрей Владимирович. Архитектура Москвы, XX век : А.В. Иконников / [худож. Н.Б. Старцев]. - М. : Московский рабочий, 1984. - 220, [2] с.: ил.
- Иконников, Андрей Владимирович. Архитектура США : проблемы искусства и архитектуры. - М. : Искусство, 1979. - 197, [3] с. : ил. - (Проблемы искусства и архитектуры). - Библиогр. в примеч.: с. 191-192.
- Иконников, Андрей Владимирович. Искусство, среда, время : эстет. организация гор. среды. - М. : Советский художник, 1985. - 336 с. : ил.
- Иконников, Андрей Владимирович. Историзм в архитектуре / А. В. Иконников. - М. : Стройиздат, 1997. - 557,[2] с. : ил.; 21 см.
- Иконников, Андрей Владимирович. Зарубежная архитектура : от "новой архитектуры" до постмодернизма. - М. : Стройиздат, 1982. - 175 с. : ил.
- Иконников, Андрей Владимирович. Нью-Йорк / А. В. Иконников ; Союз архитекторов СССР, Ленингр. отд-ние. - Л. : Стройиздад, Ленингр. отд-ние, 1980. - 96 с. : ил. - (Архитектура и строительство городов мира). - Библиогр.: с. 95.
- Иконников, Андрей Владимирович. Основы архитектурной композиции : [учеб. для худож. вузов] / А. В. Иконников, Г. П. Степанов. - М. : Искусство, 1971. - 224 с. : ил.
- Иконников, Андрей Владимирович. Основы градостроительства и планировка сельских населенных мест : [учеб. для вузов по спец. "Архитектура и планировка сел. насел. мест"] / А. В. Иконников, В. В. Артеменко, Г. И. Искржицкий; под общ. ред. А. В. Иконникова. - М. : Высш. шк., 1982. - 247 с. : ил.; 22 см.
- Иконников, Андрей Владимирович. Современная архитектура Англии. – Л. : Госстройиздат. [Ленингр. отд-ние], 1958. - 206 с., 3 л. план. : ил.; 23 см.
- Иконников, Андрей Владимирович. Тысяча лет русской архитектуры : развитие традиций. - М. : Искусство, 1990. - 384, [2] с. : ил. - Библиогр. в примеч.: с. 373-379. - Список ил.: с. 380-384.
- Иконников, Андрей Владимирович. Хельсинки. - Л. : Стройиздат. [Ленингр. отд-ние], 1967. - 72 с. : ил.; 19 см. - (Архитектура и строительство городов мира/ Союз архитекторов СССР. Ленингр. отд-ние).
- Иконников, Андрей Владимирович. Эстетика социалистического города. - 1963. - 287 с. : ил.
Статьи
- Хайт В.Л. Творческое наследие классика / В. Л. Хайт // Андрей Владимирович Иконников : полвека служения архитектуре : монография / [А. П. Кудрявцев и др.] ; [редкол.: И. А. Бондаренко (отв. ред.) и др.] ; Российская акад. архитектуры и строит. наук, Науч.-исслед. ин-т теории архитектуры и градостроительства. - Москва : URSS, 2007. - URL: https://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=37060 (дата обращения: 25.05.2021).