Очередной выпуск рубрики «Искусство и наука: вместе к знаниям» рассказывает о научной деятельности Евсея Иосифовича Ротенберга, известного российского искусствоведа. В прошлом году в фонд библиотеки поступила коллективная монография «Из истории художественной культуры Западной Европы V-XX веков», приуроченная к столетию со дня рождения исследователя.

Она была создана коллегами ученого, сотрудниками Сектора классического искусства Запада Государственного института искусствознания, которые высоко ценили и уважали Евсея Ротенберга как специалиста и человека. В связи с этим хотелось бы напомнить о его наиболее известных работах и значении в развитии науки об искусстве.

Евсей Иосифович Ротенберг (1920-2011) ‒ известный советский и российский искусствовед, один из крупнейших отечественных специалистов по истории и теории западноевропейского искусства XVI-XVII веков. Доктор наук, почетный академик Российской академии художеств. Автор основополагающих трудов по классическому искусству Западной Европы.

Современники отмечали его глубокие и обширные знания, острый ум и блестящую память. По их воспоминаниям, исследователя постоянно хотелось слушать, узнавать вместе с ним что-то новое. Ведь с Евсеем Ротенбергом можно было поговорить на самые разные темы: о русской и зарубежной истории, философии, географии, математике, политике, спорте и о многом другом. Это неудивительно, так как книги являлись неотъемлемой частью всей жизни ученого. Как пишет коллега Марина Свидерская, «они были его радостью и сами по себе – он с детства любил их смотреть, читать, а в зрелые годы и делать, – и как проводники в мир искусства». И в книжном шкафу специалиста находились издания, которые отсутствовали в самых лучших библиотеках страны. 

Евсей Ротенберг поступил на искусствоведческое отделение Московского института истории, философии и литературы в 1938 году. Его преподавателями были Николай Романов, один из основоположников русского искусствознания по вопросам западной классики, известные ученые ˗ Михаил Алпатов, Виктор Лазарев, Борис Виппер, Герман Недошвин, Юрий Колпинский. Во время войны он продолжил обучение в МГУ.

С 1947 по 1953 годы Евсей Ротенберг был сотрудником Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Работа в учреждении оказала большое влияние на формирование его профессиональных и творческих принципов. Ученый активно участвовал в процессе возрождения музея после войны, принимал на хранение немецкие музейные коллекции, в частности из Дрезденской галереи. Именно тогда, в результате работы с экспозициями, у Евсея Ротен6ерга возникло убеждение, «что основу искусствознания составляет непосредственное соприкосновение с произведениями: памятник – это главный предмет изучения». И исследователь придавал большое значение музейному делу в процессе профессионального становления искусствоведа. Он признавался: «Я бы сказал, что музейная работа для историка искусств  ˗ это как военная служба для мужчины. Через это надо пройти».

После Евсей Ротенберг работал в секторе западноевропейского искусства НИИ теории и истории искусств Академии художеств СССР. При этом он учился в аспирантуре и успешно защитил кандидатскую диссертацию по голландской живописи эпохи расцвета  в 1956 году.

Значительной страницей в научной деятельности Евсея Ротенберга стала совместная работа с сотрудниками НИИ теории и истории искусств Академии художеств СССР над многотомной «Всеобщей историей искусств». Это был первый в советском искусствознании труд такого объема и основательности, призванный дать специалистам и широкому кругу читателей представление о мировом художественном процессе в целом.

Евсей Ротенберг принял активное участие в процессе его создания. Он стал автором целого ряда глав, редактором нескольких томов и составителем иллюстративных разделов. Им были подготовлены материалы об искусстве эллинизма, средневековья ˗ в Англии и на Севере Европы, в Индонезии и на Цейлоне, об эпохе Возрождения в Италии и на Севере Европы, об искусстве Голландии 17 столетия. Коллеги обращали внимание такую особенность Евсея Ротенберга, как «стремление к максимально широкой эрудиции, как общей, так и специальной, связанной с кругом профессиональных занятий». Ученый неоднократно подчеркивал окружающим, что «историк искусства обязан мыслить культурой в целом». Работа над этим изданием оказала большое влияние на него как специалиста.

В 60-е годы определились ведущий темы исследований Евсея Ротенберга: искусство Возрождения Италии и западноевропейское искусство XVII века. Первой значимой книгой в тот период стала монография «Микеланджело», написанная в 1964 году. В ней автор подробно рассматривает основные черты творческого метода Микеланджело и анализирует особенности его вклада в искусство итальянского Возрождения. И в этой книге прозвучала «идея создания истории мирового искусства как истории памятников искусства». Она нашла воплощение в дальнейшей исследовательской деятельности ученого.

Вскоре Евсей Ротенберг принял участие в создании серии «Памятники мирового искусства», которая должна была ознакомить читателя с основными ценностями мирового художественного наследия. Он выступил не только как автор и член редколлегии, но и как один из разработчиков концепции этого издания. Автор считал, «что все, что хочет поведать миру тот или иной памятник, то, чем он ценен современникам и потомкам, заключено в нем самом, нужно только суметь все это в нем «прочесть»».

Его перу принадлежал первый том серии, в котором рассматривалось искусство XVI века. Ученый неслучайно выбрал этот период, так как считал то столетие временем «быть может, наивысшего во всей истории человечества подъема пластических искусств». Второй том под авторством Евсея Ротенберга был посвящен западноевропейскому искусству XVII века. Эта книга считается началом нового периода в творческой деятельности исследователя.

В 1971 году Евсей Ротенберг перешел в Государственный институт искусствознания, в сектор классического искусства Запада, где остался работать до конца жизни.

Исследователь продолжил подробно изучать искусство эпохи Ренессанса. В результате была опубликована монография «Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения» (1974).

Одновременно предметом его исследований оставалось западноевропейское искусство XVII века. Итогом работы стала обобщающая монография «Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы» (1989). В ней рассматривалось творчество Караваджо, Питера Пауля Рубенса, Николы Пуссена, Яна Вермеера и Диего Веласкеса. Прежде отдельные главы из книги были опубликованы в виде самостоятельных статей.

В 1989 году в серии «Библиотека искусствознания» вышел сборник избранных работ Евсея Ротенберга «Искусство Италии XVI-XVII веков», посвященный различным аспектам изучения наследия Микеланджело, Тициана и Караваджо. Открывает издание вступительная статья Марины Свидерской «Евсей Ротенберг – историк искусства», которая рассказывает о его пути в науке, методологических принципах и подходах, их воплощении в текстах.

В 90-е годы исследователь поставил перед собой масштабную задачу: рассмотреть систему виду пластических искусств в их эволюции на протяжении главных этапов западноевропейской художественной культуры, начиная со Средних веков. Для этой цели предполагалось написать целый цикл работ. Одной из них является монография «Искусство готической эпохи. Система художественных видов» (2001). Автор посвящает отдельные главы архитектуре, скульптуре, витражам, миниатюре и декоративно-прикладному искусству. Совершая исторические экскурсы, он анализирует их место и роль в системе художественных видов в готическую эпоху, стилевые особенности, характеризует наиболее известные произведения. Для целостности восприятия материала книга сопровождена большим количеством иллюстраций.

Завершить его грандиозный замысел должна была фундаментальная монография «Общие эволюционные закономерности художественного процесса», которую искусствовед, к сожалению, не успел закончить. Однако в будущем планируется подготовить к печати имеющиеся материалы.

Хочется отметить, что в 2021 году вышла коллективная монография «Из истории художественной Европы V-XX веков», посвященная памяти Евсея Ротенберга. В ней отразились исследования, подготовленные сотрудниками, бывшими аспирантами и соискателями Сектора классического искусства Запада Государственного института искусствознания. Все статьи объединяет использование тех методологических принципов и подходов к изучению культуры, которые исповедовал искусствовед. В текстах присутствует как масштабный взгляд на исследуемую эпоху, так и пристальный взгляд к отдельному памятнику.

Среди авторов можно увидеть имена таких известных специалистов в области искусства, архитектуры, театра, музыки, как Лидия Чаковская, Марина Свидерская, Татьяна Котельникова, Павел Луцкер и многие другие. Их исследования охватывают самые различные эпохи: от библейской древности до XX века. Они будут интересны как специалистам, так и широкому кругу читателей.

В монографию включены и две выдающиеся работы Евсея Ротенберга о творчестве Микеланджело. По замыслу составителей, они призваны дать ощущение живого голоса большого ученого и еще раз подчеркнуть его значение в развитии отечественного искусствознания.  

Открывается издание статьей «Признание», представляющей интервью с Ириной Антоновой, спутницей жизни Евсея Ротенберга, которая с большой теплотой вспоминает о совместно прожитых годах. Беседа была записана Мариной Свидерской 2 сентября 2020 года.

Таким образом, Евсей Ротенберг оставил после себя богатое научное наследие, которое стало яркой страницей в истории отечественного искусствознания. Разработанные им творческие методы до сих пор используются исследователями при написании работ, а память о нем по-прежнему жива в мире науки.

Подробнее о научной деятельности Евсея Ротенберга читайте в книгах, которые находятся в фонде библиотеки.  Информация подготовлена по материалам открытых интернет-источников.

 Елизавета Волкова, главный библиограф отдела литературы по культуре и искусству

 

Библиография

Книги

  1. Из истории художественной культуры Западной Европы V-XX веков / [Е. И. Ротенберг, Л. С. Чаковская, А. Г. Виноградова и др.] ; отв. ред.-сост. М. И. Свидерская и Е. В. Шидловская ; Государственный институт искусствознания. - Москва : БуксМАрт, 2021. - 415 с. : ил., портр. ; 26 см. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Указ. имен: с. 400-415. 
  2. Микеланджело и его время : сб. статей / [ВНИИ искусствознания ; под ред. Е. Ротенберга и Н. Чегодаевой]. - Москва : Искусство, 1978. - 176 с., 60 л. ил.; 26 см. 
  3. Ротенберг, Евсей Иосифович. Западноевропейское искусство XVII века. - [Москва] : [Искусство], [1971]. - 104, [LXI] с., 176 л. ил. : ил.; 29 см. 
  4. Ротенберг, Евсей Иосифович. Западноевропейская живопись 17 века : темат. принципы / Е. И. Ротенберг ; [ВНИИ искусствознания]. - Москва : Искусство, 1989. - 286, [1] с., [92] л. цв. ил.; 28 см. 
  5. Ротенберг, Евсей Иосифович. Искусство Голландии XVII века. - Москва : Искусство, 1971. - 235 с. : ил. - (Очерки истории и теории изобразительных искусств). 
  6. Ротенберг, Евсей Иосифович. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. - Москва : Искусство, 2001. - 135 с., [121] с. ил. - Лит.: с. 134. 
  7. Ротенберг, Евсей Иосифович. Искусство Италии : Средняя Италия в период Высокого Возрождения. - 2-е изд., испр. - Москва : Искусство, 1974. - 213 с. : ил. - (Очерки истории и теории изобразительных искусств / Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Акад. художеств СССР). 
  8. Ротенберг, Евсей Иосифович. Искусство Италии XVI века / Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Акад. художеств СССР. - [Москва] : [Искусство], [1967]. - 124, XXXIII с., 168 л. ил.; 29 см. - (Памятники мирового искусства. Первая серия; Вып. 1). 
  9. Ротенберг, Евсей Иосифович. Искусство Италии 16-17 веков : избранные работы / предисл. М.И. Свидерской. - Москва : Советский художник, 1989. - 224 с., ил.; 24 см. - (Библиотека искусствознания). 
  10. Ротенберг, Евсей Иосифович. Микеланджело. - Москва : Искусство, 1964. - 182 с. : ил.; 27 см. 
  11. Ротенберг, Евсей Иосифович. Микеланджело Буонарроти. - Москва : Изобразительное искусство, 1976. - 29, [2] с., [90] л. ил. - список ил.: с. 26-30. 
  12. Ротенберг, Евсей Иосифович. Рембрандт Гарменс ван Рейн : к 350-летию со дня рождения. - [Москва] : [Сов. художник], [1956]. - 47 с. ; 29 см.

 Статьи

  1. Свидерская Марина Ильинична. Он человек был, человек во всем… (Памяти Е.И. Ротенберга) // Искусствознание. - 2012. - № 1-2. - С. 8-27. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/on-chelovek-byl-chelovek-vo-vsem-1 (дата обращения: 27.01.2022). 
  2. Чаковская Лидия Сергеевна. Беседы с Е.И. Ротенбергом // Искусствознание. - 2012.  - № 1-2. - С. 28-48. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/besedy-s-e-i-rotenbergom (дата обращения: 27.01.2022). 
  3. Чаковская Лидия Сергеевна. Беседы с Е.И. Ротенбергом // Искусствознание. - 2013.  - № 3-4. - С. 492-524.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество