В 2023 году 26 октября отмечается Всемирный день балета. В честь этого праздника мы хотели бы вспомнить известного советского исследователя – Юрия Иосифовича Слонимского. Его справедливо считают крупнейшим историком отечественного балета. Им было написано большое количество монографий, несколько сотен статей. Часть из них находится и в фонде нашей библиотеки. Однако обо все по порядку.
Слонимский Юрий Иосифович (1902-1978) ‒ советский историк театра, балетовед, театральный критик, драматург-либреттист. Педагог, кандидат искусствоведения (1948), профессор (1962). Член Союза писателей СССР (1939). Почетный доктор Парижского университета танца (1959).
С творчеством Юрия Слонимского связывают целую главу в истории советского балета. Современники называли исследователя «первооткрывателем по призванию». Ведь он открыл неведомые страницы истории балета, забытых, но великих мастеров танца. Разыскал и опубликовал неизвестные материалы, мемуары, документы. Благодаря ему теперь звучат имена таких русских художников танца, как Лев Иванов, Адам Глушковский, Иван Вальберх и многие другие.
Юрий Слонимский стоял у истоков целого ряда изданий, будучи их и автором, и критиком, и редактором. Он первым обобщил опыт советского балета в монографии 1950 года. Это книгу неоднократно критиковали. Однако на протяжении многих лет никто не написал другой научной работы об истории отечественного балета.
Именно Юрий Слонимский предложил рассматривать драматургию, музыку, хореографию в единстве как неотъемлемые части целого. Этот метод исследователь успешно применил для воскрешения мало известного балета «Сильфида». Ученый внимательно изучил его либретто, музыку, проанализировал режиссерские заметки в нотах, описания очевидцев и рецензии. В результате спектакль снова стали ставить в известных театрах.
Юрий Слонимский вошел в историю советского балета и как автор многих сценариев, по которым в разные годы были созданы постановки, получившие широкую известность и признание. Среди них: «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1940), «Весенняя сказка» (1947), «Юность» (1949), «Семь красавиц» (1952), «Тропою грома» (1958), «Берег надежды» (1959), «Икар» (1965-1971).
По словам знаменитого советского хореографа Юрия Григоровича, исследователь придавал большое значение содружеству сценариста, балетмейстера и композитора. Юрий Слонимский практически сразу задумывался о том, кто будет воплощать его замысел. Так ему удалось привлечь в балетный театр композиторов Кара Караева, Михаила Чулаки, Андрей Петрова. Все это было неслучайно. Юрий Григорович отмечал, что ученый обладал удивительной способностью устанавливать связи с людьми разных возрастов, поколений и побуждать их к творчеству. Для многих мастеров танца он стал мудрым советчиком и наставником, к которому всегда можно было обратиться за помощью.
Окружающие подчеркивали такие черты Юрия Слонимского, как профессионализм, самоотверженность, преданность любимому делу. Как писал известный советский балетный деятель Петр Гусев: «Он прошел с советским балетом весь его путь, делил с ним радости и невзгоды, победы и поражения. Он писал историю балета и в то же время делал ее сам, ошибался и находил истину». В своей деятельности Юрию Слонимскому удалось удивительным образом совместить черты теоретика и практика, быть одновременно исследователем, критиком и сценаристом.
Несмотря на то, что всю свою жизнь ученый посвятил служению балету, он происходил совсем из другой среды, а деятельность его была достаточно разнообразной.
В 1918 году Юрий Слонимский поступил на юридический факультет Петроградского университета (в наст. время Санкт-Петербургский государственный университет). Одновременно учился в Школе русской драмы и брал частные уроки у воспитанников Петербургского балетного училища ‒ Александра Сакселина, Василия Вайнонена, Георгия Баланчивадзе (впоследствии Джорджа Баланчина).
Свою первую из многочисленных статей он опубликовал еще в 1919 году под псевдонимом «Ю. Мамонтов». Вскоре начал выступать с лекциями о балете и со временем стал одним из ведущих критиков того времени.
В начале 20-х годов числился вольнослушателем в Институте истории искусств (ныне Российский институт истории искусств) и продолжал учиться в Петроградском университете. В то время Юрий Слонимский написал небольшие монографии о балетах «Сильфида» и «Жизель», положившие начало советскому балетоведению.
Петр Гусев отмечал, что книга о «Жизели» породило целую литературу на французском и английском языках, развивающую принципы хореографического анализа, предложенные советским ученым. Ведь в ней исследователь проанализировал собственно танцевальную композицию постановки, выявил ее пластические лейтмотивы, показав, как из отдельных па формируются образы действующих лиц. Через 40 с лишним лет в свет вышла дополненная монография о «Жизели», которая была вновь издана в 2017 году. В этой работе Юрий Слонимский попытался воспроизвести историю создания балета, рассказал об известных его русских и советских постановках.
После демобилизации (1925) служил в органах милиции, откуда уволился по состоянию здоровья в 1934 году и занялся литературно-педагогическим трудом по специальности – теакритика, изучение истории балета, сочинение балетных сценариев.
С 1932 года (с перерывами) преподавал в Ленинградском хореографическом училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой), где с Федором Лопуховым организовал первое в истории балетного театра балетмейстерское отделение и читал на нем курс анализа балетного спектакля.
В тот период Юрий Слонимский написал ряд книг, брошюр и немало статей для различных газет и журналов, среди которых такие известные издания, как «Ленинградская правда», «Рабочий и театр», «Искусство и жизнь», «Театр», Советское искусство» и другие.
Тогда же совместно с Иваном Соллертинским он разработал первые печатные программы по специальным предметам. С Андреем Лопуховым и другими авторами работал над учебником «Основы характерного танца» (1938), который, став библиографической редкостью, был переиздан в 2006 году. Несмотря на время написания, содержание книги до сих пор не утратило своего значения в качестве методического пособия, а само издание по-прежнему пользуется популярностью среди педагогов балетных школ и кружков.
Юрий Слонимский также преподавал историю балета в Ленинградской консерватории (в наст. время Санкт Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского Корсакова) и Московском хореографическом училище (ныне Московская государственная академия хореографии), был старшим научным сотрудником по театральному сектору в Институте театра и музыки, где прежде учился,
Во время войны писал очерки и рассказы патриотического характера для журнала «Пограничник».
После победы начался новый длительный творческий путь Юрия Слонимского. Им были написаны и подготовлены многочисленные книги: «П. И. Чайковский и балетный театр», «Дидло», сборник мемуаров и статей Михаила Фокина «Против течения», исследование о «Раймонде», брошюры, посвященные лучшим балетам советского репертуара, новое издание «Писем о танце» Жан-Жоржа Новерра.
Высокую оценку среди современников получило учебное пособие «Семь балетных историй. Рассказ сценариста» (1967). Юрий Григорович называл его первым литературным опытом рассказа об особенностях профессии сценариста, о процессе зарождения, формирования и реализации замысла того или иного балета, о коллективной природе театрального творчества. В книге читатели знакомятся с историей возникновения ряда постановок («Весенняя сказка», «Семь красавиц», «Юность», «Тропою грома» и другие), созданных в содружестве с разными балетмейстерами: Федором Лопуховым, Алексеем Ермолаевым, Петром Гусевым, Игорем Бельским, Борисом Фенстером. Каждая глава сопровождается фотографиями сцен из спектаклей, их репетиций, а также ведущих солистов.
Сборник статей «В честь танца» (1968) объединил работы 20-60-х годов. Многие из них прежде не печатались. По словам автора, они представляют собой цепь раздумий о балетной правде и фальши, о поэзии танца, о специфике балетного образа, о современном герое и тому подобное.
Несмотря на столь разное время создания, все статьи свидетельствуют о единстве и последовательности взглядов автора и имеют общую тему: «утвердить танец в качестве главного выразительного средства балета, в качестве рода мышления автора, в качестве носителя идеи и образа».
В 1977 году вышла в свет книга «Драматургия балетного театра XIX века». Она была написана еще до войны, но в дни ленинградской блокады ее тираж погиб. В монографии впервые прослежена история сценарного дела в балете от Жан-Жоржа Новерра и Сальваторе Вигано, приведены тексты старинных и современных сценариев, либретто балетов с авторским комментарием. Представленный материал должен был помочь мастерам танца создавать новые произведения, опираясь на знания первоисточников классических спектаклей, которые явились основой хореографического движения в XX веке.
Еще в то время Петр Гусев писал в предисловии к книге, что ей суждена долгая жизнь в качестве пособия для сценаристов, балетмейстеров, композиторов, художников, педагогов театральных вузов, сотрудников редакций газет и журналов. Его мысль подтвердил тот факт, что спустя столько лет, в 2023 году, монография получила новую жизнь в издательстве «Планета музыки».
Последний труд Юрия Слонимского «Чудесное было с нами» был опубликован в 1984 году. В нем исследователь рисует яркую картину жизни балетного театра 20-х годов в Петрограде. Одновременно он уделяет большое внимание музыке и живописи. Перед глазами читателей возникает галерея образов видных деятелей искусства того времени. Это художники Владимир Дмитриев и Борис Эрбштейн, композиторы Александр Глазунов и Борис Асафьев, музыкальный критик Иван Соллертинский, представители балетного «цеха» ‒ Михаил Фокин, Лидия Иванова, Ольга Спесивцева, Елена Люком и другие.
При подготовке материалов были использованы воспоминания современников, личные архивы, благодаря чему автору удалось показать творчество отдельных мастеров на протяжении длительного промежутка времени, охватившего 30-е и 40-е годы, послевоенный период.
Таким образом, своими достижениями Юрий Слонимский навсегда вписал свое имя в историю советского балетоведения. И в последние годы труды этого замечательного ученого активно переиздаются, что подтверждает значимость и актуальность его исследований в настоящее время.
Как писал Юрий Григорович в предисловии к монографии «Семь балетных историй. Рассказ сценариста»: «Книги Слонимского ‒ не из тех, что бегло перелистываешь или прочитываешь всего один раз, чтобы потом на вечные времена поставить обратно в шкаф. Их перечитываешь помногу, всякий раз извлекая нечто новое, с интересом отмечая, как меняется восприятие написанного с ходом лет, по мере развития балетного театра».
Подробнее о деятельности Юрия Слонимского читайте в книгах, которые находятся в фонде библиотеки.
Информация подготовлена по материалам книг из предложенного ниже списка и открытых интернет-источников.
Источник фото: https://www.belcanto.ru/slonimsky_jury.html
Елизавета Волкова,
главный библиограф отдела литературы по культуре и искусству
Библиография
- Ивановский, Николай Павлович. Бальный танец ХVI-XIX веков : учебное пособие / Н. П. Ивановский ; под ред. Ю. И. Слонимского. - Издание 3-е, стереотипное. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2018. - 253, [1] с. : ил., нот. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - Библиография: с. 229-234 (27 назв.).
- Ленинградские писатели - фронтовики 1941 - 1945 : Автобиографии. Биографии. Книги / автор-составитель В. Бахтин. – Ленинград : Советский писатель, .Ленингр. отделение, 1985. - 518 с.: ил.
- Лопухов А., Андрей В. Основы характерного танца / А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров. - Изд. 2-е. - Санкт-Петербург-Москва-Краснодар : Лань, 2006. - 343 с. : ил. - (Мир культуры, истории и философии). - Имен. указ.: с. 339. - Предм. указ.: с. 340-342.
- Слонимский, Юрий Иосифович. Балетные строки Пушкина / Ю. И. Слонимский. - Ленинград : Искусство, Ленинградское отделение, 1974. - 182, [2] с., [4] л. : ил.
- Слонимский, Юрий Иосифович. В честь танца / Ю. И. Слонимский ; [предисл. П. Гусева]. - Москва : Искусство, 1968. - 371 с., 17 л. ил.
- Слонимский, Юрий Иосифович. Дидло : вехи творческой биографии / Ю. И. Слонимский. - Ленинград - Москва : Искусство, 1958. - 261, [1] с.
- Слонимский, Юрий Иосифович. Драматургия балетного театра XIX века : очерки, либретто, сценарии / Ю. И. Слонимский. - Москва : Искусство, 1977. - 343 с. : ил.
- Слонимский, Юрий Иосифович. Жизель : учебное пособие : [12+] / Ю. И. Слонимский. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань : Планета музыки, 2017 (макет 2018). - 209, [1] с. : ил., портр. ; 21. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - Библиогр.: с. 205-208 и в подстроч. примеч.
- Слонимский, Юрий Иосифович. Жизель : этюды / Ю. И. Слонимский. - Ленинград : Музыка, 1969. - 159 с., 4 л. ил.
- Слонимский, Юрий Иосифович. Лебединое озеро : учебное пособие : [12+] / Ю. И. Слонимский. - Изд. 3-е, стер. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2018. - 107, [3] с. : ил. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - Библиография в конце книги.
- Слонимский, Юрий Иосифович. Мастера балета : К. Дидло, Ж. Перро, А. Сен-Леон, Л. Иванов, М. Петипа / Ю. И. Слонимский. - Ленинград : Искусство, Ленинградское отделение, 1937. - 288 с. : ил. - Лит. в примеч.: с. 280-286.
- Слонимский, Юрий Иосифович. П. И. Чайковский и балетный театр его времени / Ю. И. Слонимский ; Гос. науч.-исслед. ин-т театра и музыки. - Москва : Музгиз, 1956. - 335 с., 24 л. ил. ; 22 см.
- Слонимский, Юрий Иосифович. Петрушка : Потешные сцены в 4 карт. : [либретто, пояснения к постановке и краткий очерк творчества композитора] / музыка Игоря Стравинского ; Ленингр. гос. акад. театр оперы и балета. - [Ленинград] : Лен. гос. акад. театр оперы и балета, 1935 (тип. им. Ив. Федорова). - Обл., 27 с., 1 вкл. л. портр.; 19х14 см.
- Слонимский, Юрий Иосифович. Семь балетных историй : рассказ сценариста / Ю. И. Слонимский. - Ленинград : Искусство, Ленинградское отделение, 1967. - 258 с. : ил. - Список балет. сцен.: с. 256-257.
- Слонимский, Юрий Иосифович. Советский балет : материалы к истории советского балетного театра / Ю. И. Слонимский. - Москва ; Ленинград : Искусство, 1950. - 365, [2] с. : ил., портр.
- Слонимский, Юрий Иосифович. Чудесное было рядом с нами : заметки о петроградском балете 20-х гг. / Ю. И. Слонимский ; [предисл. Ю. Григоровича]. - Ленинград : Советский композитор. Ленинградское отделение, 1984. - 262, [2] с., [8] л. ил. : ил. - Список опубл. работ о балете Ю. И. Слонимского: с. 261-263.
- Слонимский, Юрий Иосифович. Щелкунчик : [балет в 3-х действиях и 7 картинах] / Ю. Слонимский ; музыка П. И. Чайковского ; Ленингр. Государст. академ. театр оперы и балета ; [марка театра на обложке работы художника Л. С. Хижинского]. - 2-е издание. - Ленинград : издание Лен. Гос. Акад. театра оперы и балета, 1934. - 23 с., 1 л. портр. : портр.
Статьи
- Слонимский, Ю. И. Искусство балета и народный танец / Ю. И. Слонимский
// Народное творчество. - 2007. - N 6. - С. 55-56. - фото. Автор статьи 1938 года пишет о том, что сценическую хореографию балетов того времени отделяет от народного танца большое расстояние. О необходимости реорганизации балета, создании высокохудожественных хореографических пьес. - Соколов-Каминский А. А. Ю. И. Слонимский - родоначальник советского балетоведеният / А. А. Соколов-Каминский // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2017 - № 2. - С. 131-135. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yu-i-slonimskiy-rodonachalnik-sovetskogo-baletovedeniya/viewer (дата обращения: 23.10.2023) В статье дается характеристика деятельности Юрия Иосифовича Слонимского ‒ крупнейшего историка, теоретика и сценариста советского балетного театра, автора фундаментальных трудов о великих хореографах XIX века и спектаклях-шедеврах, в том числе ‒ романтических балетах «Сильфида» и «Жизель». Автор считает Слонимского причастным к рождению балетмейстерского образования в Ленинградском хореографическом училище и в ГИТИС-е, где он преподавал драматургию балета; дает новую оценку книге Слонимского «Советский балет: Материалы к истории советского балетного театра» (1950) как первому обзору первых трех десятилетий истории советского балета.