Новый выпуск рубрики «Искусство и наука: вместе к знаниям» мы решили посвятить Татьяне Петровне Знамеровской, выдающемуся советскому искусствоведу. В Ленинградском отделении Центрального государственного архива и искусства литературы (ЦГАЛИ) и в рукописном фонде Российской национальной библиотеки (РНБ) хранится богатый архив исследовательницы, который та передала незадолго до смерти, «закрыв» для публикации на разные сроки.

В 2002 году стало возможным издание некоторой его части. И недавно в фонд Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В. Я. Курбатова поступили две книги с рукописями искусствоведа. Отразившие дух той эпохи, они имеют важное значение для раскрытия личности ученого и его жизненного пути.

Итак, Татьяна Петровна Знамеровская (1912‒1977) ‒ известный отечественный искусствовед, специалист по искусству Испании, Италии, Франции XV‒XVIII вв. Доктор искусствоведения, доцент кафедры истории искусства исторического факультета Ленинградского университета (ныне Институт истории СПбГУ).

Выбор в пользу искусствознания Татьяна Знамеровская сделала не сразу. Первое высшее образование исследовательница получила в Горном институте. Однако уже тогда она решила, что в будущем ей понадобится историческое или филологическое образование, «чтобы развить в себе имеющиеся художественные задатки». Ведь Татьяна Знамеровская была всесторонне одаренным человеком. С детства писала стихи, рисовала, принимала участие в концертах школьной самодеятельности, обладала литературным даром. Одно время даже посещала группу начинающих авторов при Ленинградском отделении Союза писателей под руководством Всеволода Рождественского.

Так в 1936 году Татьяна Знамеровская поступила на заочное отделение исторического факультета ЛГУ, который окончила после войны с отличием. Затем продолжила обучение в аспирантуре.

В 1950 году успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Рибера и традиции испанского реализма», которую позже опубликовали в виде отдельной книги. Тогда же исследовательница начала работать преподавателем на кафедре истории искусств ЛГУ, где проработала четверть века. Таким образом Татьяна Знамеровская начала свой плодотворный путь в искусствоведении.

Через пять лет вышла в свет монография о родоначальнике испанской живописи «золотого века» «Творчество Хусепе Риберы». В этой работе автор исследует наследие художника только в его взаимосвязи с родным искусством. Пытаясь проанализировать народные корни, которые обусловили национальные особенности живописи Хусепе Риберы, Татьяна Знамеровская рассматривает исторические и культурные предпосылки ее формирования.

Как пишет доктор культурологии Анна Морозова в предисловии к сборнику «Воспоминания. Лирика» (2020), в своих исследованиях искусствовед всегда отдавала «предпочтение героическим личностям, которых интерпретировала в подчеркнуто романтическом духе». К ним относились Хусепе Рибера, Сальватор Роза, Караваджо. Данный выбор был обусловлен силой личности и воли самой Татьяны Знамеровской, которая никогда не склоняла голову перед жизненными невзгодами. Исследовательницу отличали мужество, самообладание, терпение и выносливость.

Значительное место в творческом наследии Татьяны Знамеровской также занимает итальянская тематика. Ученым было написано немало книг, статей и очерков о таких выдающихся деятелях, как Леонардо да Винчи (1952), Караваджо (1955), Андреа Мантенье (1961), Сальваторе Розе (1972), Тициане (1975). Этому способствовал тот факт, что «она была воспитана на идеалах античной и классицистической красоты», которые навсегда остались для нее мерилом прекрасного.

В 1975 году Татьяна Знамеровская защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения по теме «Проблемы кватроченто и творчество Мазаччо». Это первая в советской литературе монография, посвящённая родоначальнику Возрождения в итальянской живописи ‒ Мазаччо. Работа состоит из двух частей. В первой автор рассматривает вопросы нижней границы Возрождения, его исторических основ и социальных корней. Во второй части исследовательница анализирует творческий путь Мазаччо и дает характеристику художественного направления и стиля раннеренессансной живописи в Италии.

Одним из значимых трудов Татьяны Знамеровской является монография «Неаполитанская живопись первой половины XVII века. (1978). В ней дается подробная характеристика этого интересного явления в мировом искусстве. Отдельная глава посвящена творчеству Сальватора Розы, одного из самых ярких представителей неаполитанской школы.znamerovskay1

Последняя монография, подготовленная к печати самой Татьяной Знамеровской, посвящена величайшему испанскому художнику ‒ Диего Веласкесу. Она была опубликована издательством «Изобразительное искусство» в 1978 году.

Книга является одной из первых в отечественном искусствознании монографий, написанной в жанре творческой биографии. В ней причудливым образом соединились научный анализ художественного наследия Диего Веласкеса и увлекательное повествование о жизни мастера и окружавшей его среде. Тем самым книга интересна как искусствоведам, так и широкому кругу читателей. Текст сопровождается большим количеством цветных репродукций полотен живописца.

В 1982 году издательство «Изобразительное искусство» опубликовало монографию «Хусепе Рибера». В отличие от предыдущих книг автора об этом художнике основная ее часть посвящена непосредственно его жизни и творчеству. Издание содержит около ста цветных репродукций картин и рисунков мастера.

По мнению Анны Морозовой, научные работы Татьяны Знамеровской отличают ясность и логичность изложения концепций, аргументированность и в то же время тонкое описание лирических чувств и переживаний героев.

Исследовательница также занималась теорией искусства, разрабатывала проблемы стиля, художественного метода и направления. Анна Морозова отмечала, что Татьяна Знамеровская была ярким представителем социологического метода в искусствознании, гармонично соединив в своем творчестве «социологию и формальный художественный анализ высочайшего профессионального уровня». Теория и история искусства в ее публикациях всегда служили фундаментом и аргументацией друг для друга.

Татьяна Знамеровская оставила после себя архив, которые передала на хранение в ЦГАЛИ и РНБ, закрыв его для публикации на разные сроки.  Постепенно доступ к нему становится открытым. Большой вклад в его изучение и издание внесла доктор культурологии Анна Морозова, посвятившая наследию Татьяны Знамеровской ряд исследований.

Так в 2020 году в научно-популярной серии РФФИ была опубликована книга «Воспоминания. Лирика». В нее вошли воспоминания, дневники и стихи, касающиеся в первую очередь предков, детства и юности автора. Благодаря представленным материалам можно проследить пути формирования и развития личности Татьяны Знамеровской, узнать, какие факторы повлияли на научные взгляды исследовательницы, рассматривавшей искусство «с позиций народности, демократичности и героичности».

Через год была издана книга «Только о личном». В ней читатели знакомятся с юношеским дневником искусствоведа, в котором описываются 1928‒1931 гг., тот период, когда автором уже приняты основные этические и поведенческие принципы, сформированы жизненные цели. Кроме того, в сборнике представлены стихи из цикла «Любовь», являющиеся образцами русской лирической поэтической традиции XIX‒XX вв.

Таким образом, в настоящее время наследие Татьяны Знамеровской имеет большой интерес у современных ученых и становится предметом исследований в их научных работах. До сих пор продолжается изучение ее архива. Ведь как отмечает Анна Морозова: «Татьяна Знамеровская ‒ личность, интеллектуал, обладающий ясным, холодным, рациональным умом, служащим сердцу с его любовью к искусству и воспитанном в нем с детства привязанностью и интересом к народу, народности, демократичности, героичности».

Подробнее о деятельности Татьяны Знамеровской читайте в книгах, которые находятся в фонде библиотеки.

Информация подготовлена по материалам книг из предложенного ниже списка литературы и открытых интернет-источников.

Источник фото: https://expositions.nlr.ru/ve/RA6954/new-materials-2022-znamerovskaya?ysclid=m1w1rjskrz923654341

Елизавета Волкова, главный библиограф отдела литературы по культуре и искусству

 Библиография

  1. Знамеровская, Татьяна Петровна. Веласкес / Татьяна Петровна Знамеровская. - Москва : Изобразительное искусство, 1978. - 270 с. : цв. ил.; 22 см.
  2. Знамеровская, Татьяна Петровна. Воспоминания. Лирика : любовь и жизнь. Стихи / Т. П. Знамеровская ; Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2020. - 294, [1] с., [16] л. ил. : ил., цв. ил., портр. - (Научно-популярная серия РФФИ). - Библиография: с. 274-276 и в подстрочных примечаниях. - Именной указатель: с. 267-273.
  3. Знамеровская, Татьяна Петровна. Микельанджело да Караваджо. 1573-1610 / Т. Знамеровская. - Москва : Искусство, 1955. - 137, [2] с., [11] л. ил. : ил. ; 27 см. - (Живопись. Скульптура. Графика. Монографии). - Библиография: с. 101-102 (36 названий).
  4. Знамеровская, Татьяна Петровна. Неаполитанская живопись первой половины XVII века / Татьяна Петрована Знамеровская. - Москва : Искусство, 1978. - 131 с. : ил.; 28 см. - (Из истории мирового искусства).
  5. Знамеровская, Татьяна Петровна. Проблемы кватроченто и творчество Мазаччо / Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова. - Ленинград : Изд-во Ленинградского университета, 1975. - 175 с., 8 л. ил.
  6. Знамеровская, Татьяна Петровна. Творчество Хусепе Риберы и проблема народности испанского реалистического искусства / Ленинградский ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1955. - 263 с., 1 л. портр. : ил.; 27 см.
  7. Знамеровская, Татьяна Петровна. Хусепе Рибера / Т. П. Знамеровская. - 3-е изд. - Москва : Изобразит. искусство, 1982. - 239 с. : ил., цв. ил. : 22 см.
  8. Знамеровская, Татьяна Петровна. Только о личном: страницы из юношеского дневника. Лирика / А. В. Морозова ; Т. П. Знамеровская ; составление, подготовка текста, вступительная статья, комментарии, указатель А. В. Морозовой ; Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург : Издательство Санкт Петербургского университета, 2021. - 316, [1] с. : портр. ; 25 . - Именной указатель: с. 284-290.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Информация 12+
Свидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС77−53556 от 4 апреля 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
При использовании материалов прямая ссылка на сайт pskovlib.ru обязательна. Информационная безопасность: как не поддаться на уловки кибермошенников
Контакты Адрес
Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России. Культура. Гранты России. Общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства. Российская библиотечная ассоциация Министерство культуры Российской Федерации Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина Портал Культура.рф АРБИКОН КОРБИС «Тверь и партнеры» Центр «ЛИБНЕТ» – базы данных в свободном доступе НФ «Пушкинская библиотека» Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества Книжные памятники Российской Федерации Центральные библиотеки субъектов РФ Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации об учреждениях Официальный сайт Комитета по культуре Псковской области Псковская область Российское военно-историческое общество