Новый выпуск рубрики «Искусство и наука: вместе к знаниям» мы решили посвятить Татьяне Петровне Знамеровской, выдающемуся советскому искусствоведу. В Ленинградском отделении Центрального государственного архива и искусства литературы (ЦГАЛИ) и в рукописном фонде Российской национальной библиотеки (РНБ) хранится богатый архив исследовательницы, который та передала незадолго до смерти, «закрыв» для публикации на разные сроки.
В 2002 году стало возможным издание некоторой его части. И недавно в фонд Псковской областной универсальной научной библиотеки им. В. Я. Курбатова поступили две книги с рукописями искусствоведа. Отразившие дух той эпохи, они имеют важное значение для раскрытия личности ученого и его жизненного пути.
Итак, Татьяна Петровна Знамеровская (1912‒1977) ‒ известный отечественный искусствовед, специалист по искусству Испании, Италии, Франции XV‒XVIII вв. Доктор искусствоведения, доцент кафедры истории искусства исторического факультета Ленинградского университета (ныне Институт истории СПбГУ).
Выбор в пользу искусствознания Татьяна Знамеровская сделала не сразу. Первое высшее образование исследовательница получила в Горном институте. Однако уже тогда она решила, что в будущем ей понадобится историческое или филологическое образование, «чтобы развить в себе имеющиеся художественные задатки». Ведь Татьяна Знамеровская была всесторонне одаренным человеком. С детства писала стихи, рисовала, принимала участие в концертах школьной самодеятельности, обладала литературным даром. Одно время даже посещала группу начинающих авторов при Ленинградском отделении Союза писателей под руководством Всеволода Рождественского.
Так в 1936 году Татьяна Знамеровская поступила на заочное отделение исторического факультета ЛГУ, который окончила после войны с отличием. Затем продолжила обучение в аспирантуре.
В 1950 году успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Рибера и традиции испанского реализма», которую позже опубликовали в виде отдельной книги. Тогда же исследовательница начала работать преподавателем на кафедре истории искусств ЛГУ, где проработала четверть века. Таким образом Татьяна Знамеровская начала свой плодотворный путь в искусствоведении.
Через пять лет вышла в свет монография о родоначальнике испанской живописи «золотого века» «Творчество Хусепе Риберы». В этой работе автор исследует наследие художника только в его взаимосвязи с родным искусством. Пытаясь проанализировать народные корни, которые обусловили национальные особенности живописи Хусепе Риберы, Татьяна Знамеровская рассматривает исторические и культурные предпосылки ее формирования.
Как пишет доктор культурологии Анна Морозова в предисловии к сборнику «Воспоминания. Лирика» (2020), в своих исследованиях искусствовед всегда отдавала «предпочтение героическим личностям, которых интерпретировала в подчеркнуто романтическом духе». К ним относились Хусепе Рибера, Сальватор Роза, Караваджо. Данный выбор был обусловлен силой личности и воли самой Татьяны Знамеровской, которая никогда не склоняла голову перед жизненными невзгодами. Исследовательницу отличали мужество, самообладание, терпение и выносливость.
Значительное место в творческом наследии Татьяны Знамеровской также занимает итальянская тематика. Ученым было написано немало книг, статей и очерков о таких выдающихся деятелях, как Леонардо да Винчи (1952), Караваджо (1955), Андреа Мантенье (1961), Сальваторе Розе (1972), Тициане (1975). Этому способствовал тот факт, что «она была воспитана на идеалах античной и классицистической красоты», которые навсегда остались для нее мерилом прекрасного.
В 1975 году Татьяна Знамеровская защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения по теме «Проблемы кватроченто и творчество Мазаччо». Это первая в советской литературе монография, посвящённая родоначальнику Возрождения в итальянской живописи ‒ Мазаччо. Работа состоит из двух частей. В первой автор рассматривает вопросы нижней границы Возрождения, его исторических основ и социальных корней. Во второй части исследовательница анализирует творческий путь Мазаччо и дает характеристику художественного направления и стиля раннеренессансной живописи в Италии.
Одним из значимых трудов Татьяны Знамеровской является монография «Неаполитанская живопись первой половины XVII века. (1978). В ней дается подробная характеристика этого интересного явления в мировом искусстве. Отдельная глава посвящена творчеству Сальватора Розы, одного из самых ярких представителей неаполитанской школы.
Последняя монография, подготовленная к печати самой Татьяной Знамеровской, посвящена величайшему испанскому художнику ‒ Диего Веласкесу. Она была опубликована издательством «Изобразительное искусство» в 1978 году.
Книга является одной из первых в отечественном искусствознании монографий, написанной в жанре творческой биографии. В ней причудливым образом соединились научный анализ художественного наследия Диего Веласкеса и увлекательное повествование о жизни мастера и окружавшей его среде. Тем самым книга интересна как искусствоведам, так и широкому кругу читателей. Текст сопровождается большим количеством цветных репродукций полотен живописца.
В 1982 году издательство «Изобразительное искусство» опубликовало монографию «Хусепе Рибера». В отличие от предыдущих книг автора об этом художнике основная ее часть посвящена непосредственно его жизни и творчеству. Издание содержит около ста цветных репродукций картин и рисунков мастера.
По мнению Анны Морозовой, научные работы Татьяны Знамеровской отличают ясность и логичность изложения концепций, аргументированность и в то же время тонкое описание лирических чувств и переживаний героев.
Исследовательница также занималась теорией искусства, разрабатывала проблемы стиля, художественного метода и направления. Анна Морозова отмечала, что Татьяна Знамеровская была ярким представителем социологического метода в искусствознании, гармонично соединив в своем творчестве «социологию и формальный художественный анализ высочайшего профессионального уровня». Теория и история искусства в ее публикациях всегда служили фундаментом и аргументацией друг для друга.
Татьяна Знамеровская оставила после себя архив, которые передала на хранение в ЦГАЛИ и РНБ, закрыв его для публикации на разные сроки. Постепенно доступ к нему становится открытым. Большой вклад в его изучение и издание внесла доктор культурологии Анна Морозова, посвятившая наследию Татьяны Знамеровской ряд исследований.
Так в 2020 году в научно-популярной серии РФФИ была опубликована книга «Воспоминания. Лирика». В нее вошли воспоминания, дневники и стихи, касающиеся в первую очередь предков, детства и юности автора. Благодаря представленным материалам можно проследить пути формирования и развития личности Татьяны Знамеровской, узнать, какие факторы повлияли на научные взгляды исследовательницы, рассматривавшей искусство «с позиций народности, демократичности и героичности».
Через год была издана книга «Только о личном». В ней читатели знакомятся с юношеским дневником искусствоведа, в котором описываются 1928‒1931 гг., тот период, когда автором уже приняты основные этические и поведенческие принципы, сформированы жизненные цели. Кроме того, в сборнике представлены стихи из цикла «Любовь», являющиеся образцами русской лирической поэтической традиции XIX‒XX вв.
Таким образом, в настоящее время наследие Татьяны Знамеровской имеет большой интерес у современных ученых и становится предметом исследований в их научных работах. До сих пор продолжается изучение ее архива. Ведь как отмечает Анна Морозова: «Татьяна Знамеровская ‒ личность, интеллектуал, обладающий ясным, холодным, рациональным умом, служащим сердцу с его любовью к искусству и воспитанном в нем с детства привязанностью и интересом к народу, народности, демократичности, героичности».
Подробнее о деятельности Татьяны Знамеровской читайте в книгах, которые находятся в фонде библиотеки.
Информация подготовлена по материалам книг из предложенного ниже списка литературы и открытых интернет-источников.
Источник фото: https://expositions.nlr.ru/ve/RA6954/new-materials-2022-znamerovskaya?ysclid=m1w1rjskrz923654341
Елизавета Волкова, главный библиограф отдела литературы по культуре и искусству
Библиография
- Знамеровская, Татьяна Петровна. Веласкес / Татьяна Петровна Знамеровская. - Москва : Изобразительное искусство, 1978. - 270 с. : цв. ил.; 22 см.
- Знамеровская, Татьяна Петровна. Воспоминания. Лирика : любовь и жизнь. Стихи / Т. П. Знамеровская ; Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2020. - 294, [1] с., [16] л. ил. : ил., цв. ил., портр. - (Научно-популярная серия РФФИ). - Библиография: с. 274-276 и в подстрочных примечаниях. - Именной указатель: с. 267-273.
- Знамеровская, Татьяна Петровна. Микельанджело да Караваджо. 1573-1610 / Т. Знамеровская. - Москва : Искусство, 1955. - 137, [2] с., [11] л. ил. : ил. ; 27 см. - (Живопись. Скульптура. Графика. Монографии). - Библиография: с. 101-102 (36 названий).
- Знамеровская, Татьяна Петровна. Неаполитанская живопись первой половины XVII века / Татьяна Петрована Знамеровская. - Москва : Искусство, 1978. - 131 с. : ил.; 28 см. - (Из истории мирового искусства).
- Знамеровская, Татьяна Петровна. Проблемы кватроченто и творчество Мазаччо / Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова. - Ленинград : Изд-во Ленинградского университета, 1975. - 175 с., 8 л. ил.
- Знамеровская, Татьяна Петровна. Творчество Хусепе Риберы и проблема народности испанского реалистического искусства / Ленинградский ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1955. - 263 с., 1 л. портр. : ил.; 27 см.
- Знамеровская, Татьяна Петровна. Хусепе Рибера / Т. П. Знамеровская. - 3-е изд. - Москва : Изобразит. искусство, 1982. - 239 с. : ил., цв. ил. : 22 см.
- Знамеровская, Татьяна Петровна. Только о личном: страницы из юношеского дневника. Лирика / А. В. Морозова ; Т. П. Знамеровская ; составление, подготовка текста, вступительная статья, комментарии, указатель А. В. Морозовой ; Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург : Издательство Санкт Петербургского университета, 2021. - 316, [1] с. : портр. ; 25 . - Именной указатель: с. 284-290.